Воскресенье, 19.08.2018, 06:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Особенности представления школьников о внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры

И.И.Файзрахманов, Т.Ф.Мифтахов

Особенности представления школьников о внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры

Аннотация. Авторами статьи проведен анализ социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры. Выводы сделаны на основании анкетирования, проведенного у учащихся 9-11-х класса, студентов-выпускников профиля «Физкультурное образование» и учителе физической культуры.

Авторами установлено, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

Ключевые слова: имидж,учитель физической культуры, социально-психологические особенности.

 

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.

В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как определенной ценности, от которой зависит успешность той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Понятие «имидж» активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью, оно прочно вошло в бытовую речь, и стали привычными такие выражения как «имидж политика», «имидж педагога», «имидж школы», «имидж организации», «имидж страны», «имидж здорового образа жизни», «имидж спорта», «имидж спортсмена», «имидж спортивной команды» и прочие. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга.

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших направлений профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры является имиджмейкинг — деятельность по формированию своего позитивного имиджа и позитивного имиджа объектов, входящих в сферу его профессиональной деятельности. Это обусловлено следующими причинами [6, 7].

Во-первых, осуществляя продуктивную деятельность по созданию своего позитивного имиджа, педагог физической культуры не только демонстрирует профессиональному окружению свои наиболее привлекательные индивидные, личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учится видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с эталонным образцом индивида, личности, профессионала. Позитивный имидж педагога физической культуры выполняет не только функцию самопознания, самовыражения, саморазвития, но и функцию установления гармоничных отношений с учащимися, коллегами, родителями.

Во-вторых, сегодня физическая культура и спорт становятся социальными феноменами, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства, здорового гражданина и общества в целом. Ценности физической культуры и спорта позволяют осуществлять преобразование личности человека, оказывают влияние не только на его физическую сферу, но и социальную. В этой связи особую значимость приобретает деятельность педагога физической культуры по созданию и поддержанию позитивного имиджа таких объектов, как физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, спортивные клубы, спортсмены, спортивная команда школы, класса и т.д. с целью привлечения школьников к систематическим самостоятельным занятиям физкультурой, тем или иным видом спорта, развития физических качеств, воспитания у них культуры здорового образа жизни [6].

В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: теоретическая значимость — это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов и практическая полезность имид- желогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос.

Постепенно данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий и даже научных монографий, возникновение коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности [1, 2, 3].Среди резервов, в совершенствовании профессионализма педагогов, особый научно- исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа учителя и базовых условий его направленного формирования [4, 5]. Для выявления социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры нами были порошены школьники 9-11-х классов, студенты- выпускники Академии физической культуры, спорта и туризма, а также учителя физической культуры общеобразовательных школ.

Анкетирование проводилось с целью определения иерархии, основных составляющих имиджа учителя физической культуры. В анкетировании приняли участие школьники 9-х классов — 22 человека, 10-х классов — 14 человек, 11-х классов — 19 человек, студенты Поволжской ГАФКСиТ — 20 человек.

Ученикам было необходимо проранжировать личностные качества учителя:
— внутренняя составляющая — общительность, справедливость, доброта, требовательность, чувство юмора, взаимопонимание, уравновешенность, любовь к детям, сдержанность.
— процессуальная составляющая — умение понятно и доступно объяснять учебный материал, умение самостоятельно показывать упражнения, знание предмета, умение понятно и интересно провести урок.
— внешняя составляющая — одежда, прическа, возраст, лицо, макияж, приятный голос, обаяние.

По результатам анкетирования выявлены следующие тенденции.

Личностные качества учителя физической культуры были проранжированы учениками 9-11-х классов и студентами, результаты представлены в таблице.

Таблица 1.
Составляющие имиджа учителя физической культуры

По результатам данного исследования можно сделать следующий вывод: все опрашиваемые сошлись во мнениях и решили, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

Выделяют несколько составляющих имиджа: внешняя, внутренняя и процессуальная составляющие. Мы выделили качества, на которых основываются данные составляющие. Опрашиваемые расставляли по местам данные качества, по результатам опроса мы выявили какие качества наиболее значимые для учеников 9-11-х классов в учителе физической культуры. Результаты исследования внутренней составляющей представлены на диаграммах 1, 2, 3.

К внутренней составляющей мы отнесли следующие качества: общительность, справедливость, доброта, требовательность, чувство юмора, взаимопонимание, уравновешенность, любовь к детям и сдержанность.

На рисунке 1 представлены проранжированные школьниками 9-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

Рис. 1. Места, присвоенные школьниками 9-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Рис. 2. Места, присвоенные школьниками 10-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Рис. 3. Места, присвоенные школьниками 11-х классов качествам внутренней составляющей личности учителя

Среди 9-х классов по внутренней составляющей на первом месте расположилось взаимопонимание, 2-е место заняла справедливость и 3 место- уравновешенность, наименее значимым для учеников стала требовательность.

На рисунке 2 представлены проранжированные школьниками 10-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

Исходя из ответов 10-х классов можно сделать вывод что наиболее важным качеством внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры для них является взаимопонимание, наименее распространенным качеством стала требовательность.

На рисунке 3 представлены проранжированные школьниками 11-х классов качества внутренней составляющей личности учителя.

Ученики 11-х классов на первое место поставили справедливость, на втором месте расположилась любовь к детям, 3 место занимают сразу три качества — общительность, взаимопонимание, уравновешенность. Наименее значимым школьники посчитали чувство юмора. Исходя из ответов студентов-выпускников мы видим, что на 1 месте — справедливость, 2 место занимает — доброта, 3 место занимает — любовь к детям. Студенты решили, что последнее место занимает чувство юмора.

Таким образом, проанализировав и сравнив все данные полученные в результате опроса школьников и студентов по внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры можно сделать вывод о том, что мнения 9-х и 10-х классов совпадают и наиболее значимым для них является взаимопонимание. 11-е классы и студенты считают, что наиболее важным для учителя физической культуры является справедливость. Среди всех опрошенных средних показателях распределились такие качества как общительность и сдержанность, остальные качества меняют свои позиции в разных группах опрошенных. Мнение о наименее значимом качестве также совпадают у: 1-9-х и 10-х классов, 2-11-х классов со студентами. 1 -е считают наименее значимым требовательность, а 2- чувство юмора. Можно сделать заключение о том, что по внутренней составляющей имиджа учителя физической культуры совпадают мнения у 9-х и 10-х классов и мнения 11-х классов и студентов.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Сущность и содержание физической культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Л. Сафронов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. — № 2 (30).— 2012.— С.139-146.
2. Бурцев, В. А. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности/ В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, А. С. Мартынова // Фундаментальные исследования, 2014.— № 11.— Ч.5.— С.1147-1151.
3. Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования, 2015.— № 2.— Ч.21.— С.4750-4754.
4. Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования.— 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
5. Драндров, Г. Л. Программное обеспечение спортивно-ориентированной направленности физического воспитания учащихся / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, С. Д. Зорин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008.— № 6.— С. 16-18.
6. Калюжный, А. А. Особенности построения профессионального имиджа / А. А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом, 2006.— № 3.— С. 59-63.
7. Садыкова, С. В. Формирование активно положительного отношения к физической культуре у учащихся инновационных школ / С. В. Садыкова, Ф. Р. Зотова // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 8.— С. 87-90.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (16.07.2018)
Просмотров: 25 | Теги: имидж, учитель физической культуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь