Среда, 28.06.2017, 12:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРЫХ И ТОЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ

В.М.Скляров, Н.С.Парсанов, Н.В.Фролова. Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРЫХ И ТОЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ

В статье рассматривается проблема совершенствования методики быстрых и точных двигательных действий учащихся младшего школьного возраста. Именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей, воспитания потребности в двигательной активности, заинтересованности в регулярных занятиях физической культурой. Из результатов исследования видно, что с возрастом происходят не существенные изменения показателей, характеризующие точность двигательных действий.

Ключевые слова: двигательные действия; быстрота; точность.

 

Одной из важнейших задач физического воспитания учащихся младшего школьного возраста является совершенствование методики быстрых и точных двигательных действий [1]. Именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей, воспитания потребности в двигательной активности, заинтересованности в регулярных занятиях физической культурой. На сегодняшний день, применяемая в учебном процессе методика обучения двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста, несовершенна: мало внимания уделяется воспитанию координационных способностей; используется ограниченное количество средств и методов обучения двигательным действиям; выполнение физических упражнений происходит зачастую в стандартных условиях; в разное время развивают скоростные и координационные способности [3; 4].

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников; педагогические контрольные испытания; обобщение передового практического опыта; методы математической статистики [2].

Результаты исследования. Нами анализировалась результативность двигательных действий у 113 мальчиков младшего школьного возраста (7-10 лет) в разных условиях выполнения упражнений на базе МОУ Гимназия № 1 Центрального района г. Волгограда. Были проведены исследования у мальчиков в возрасте 7 лет при метании теннисного мяча по секторам в круг радиусом 1,0 м в обычных условиях. Лучшего показателя точности добился Мосальский Р. Наибольшее количество промахов было выявлено у Нарулаева Р. (25 штрафных очков). При попадании в первый сектор точно направили мяч 35,7% испытуемых, во второй сектор - 42,9% мальчиков, в третий - всего 21,4%, в четвёртый - 71,4%, в пятый - 64,3%, в шестой - 42,9%, в седьмой - 57,1%, в восьмой - 57,1% (таблица 1).

Таблица 1
Динамика показателей точности бросков теннисного мяча по секторам у мальчиков младшего школьного возраста в разных условиях выполнения упражнений



Примечание: в первой строке представлены показатели точности метаний в обычных условиях (время метаний не лимитировалось), во второй отражены характеристики скоростного (время метания лимитировалось), метания на точность, в третьей - показатели скоростного метания в один сектор

Точность попаданий в первой половине бросков составила 42,9%, во второй очереди - 55,4%. При выполнении этого упражнения очевидно увеличение точности бросков с шестого по восьмой сектор.

Среднеарифметический показатель точности бросков теннисного мяча у детей 7 летнего возраста составил 48,9%, количество отклонений составили - 10,43±7,38 баллов (рис. 1). У данного контингента детей показатели отклонений вариабельны (V=70,8%), это подтверждает высокую значимость индивидуальных особенностей в развитии занимающихся при выполнении данных упражнений.

Были проведены исследования у мальчиков в возрасте 8 лет. Средний показатель отклонений составил 9,00±5,63 баллов. Коэффициент вариации отклонений вариабелен и составляет V=62,6%. Точно попали в первый сектор 42,9% учеников, во второй - 28,6%, в третий - 57,1%, в четвёртый - 28,6%, в пятый - 71,4%, в шестой - 57,1%, в седьмой - 85,7%, в восьмой - 57,1% занимающихся.

Средний показатель точности попаданий с первого по четвёртый сектор составил 39,3%, с пятого по восьмой - 67,8%, а обобщённый - 53,6%. У данного контингента учеников отмечается существенное увеличение точности бросков с пятого по восьмой сектор.

Были проведены исследования детей в возрасте 9 лет. Средний показатель отклонений равен 9,42±5,52 баллов, коэффициент вариации - 58,6%. У них были выявлены значительные перепады (с 2 до 20 баллов) индивидуальных значений отклонений данных характеристик. В первый сектор всего попали 8,3% детей, во второй - 66,7%, в третий - 66,7%, в четвёртый - 50,0%, в пятый - 66,7%, в шестой - 33,3%, в седьмой - 50,0%, в восьмой - 69,2% занимающихся. С первого по четвёртый сектор средний показатель точности бросков составил 47,9%, с пятого по восьмой - 54,8%, а общий средний показатель - 51,4%.

 

Рис. 1. Динамика показателей точности бросков теннисного мяча по секторам у мальчиков младшего школьного возраста в различных условиях

 

По исследованиям детей в возрасте 10 лет средний показатель отклонений бросков составил 10,27±7,17 баллов, коэффициент вариации - 69,8%. Первый сектор поразили 27,3% мальчиков, второй - 27,3%, третий - 45,5%, четвёртый - 63,6%, пятый - 63,6%, шестой - 36,4%, седьмой - 63,6%, восьмой - 36,4% детей. С первого по четвёртый сектор показатель точности бросков в среднем составил 40,9%, с пятого по восьмой - 50,0%, а обобщённый - 45,5%.

Анализ результатов точности бросков теннисного мяча по секторам показывает, что у мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет не выявлено значительных возрастных изменений в данных характеристиках.
Были проведены исследования при метании теннисного мяча по секторам в условиях лимита времени, и в результате этого значительно снизился показатель точности попадания у всего обследуемого контингента. У детей в возрасте 7 лет эти характеристики колебались в диапазоне от 7,1 до 14,3%, при среднем показателе 9,8%.

Таким образом, фактор метания теннисного мяча по секторам в условиях лимита времени у данного контингента увеличивает отклонения от назначенного сектора в 2,3 раза и снижает точность бросков в 5,0 раз.

Были проведены исследования у ребят в возрасте 8 лет и показатели точности бросков по секторам в условиях лимита времени несколько увеличиваются (в среднем 12,5%). Снижается (11,6%) недостоверно (в сравнение с возрастом 7 лет) величина отклонений от назначенного сектора.

Рис. 2. Возрастная динамика показателей точности бросков теннисного мяча по секторам у учащихся младшего школьного возраста в различных условиях выполнения упражнения

В результате проведения челночного бега 10*6 м, где характеризуются способность быстро изменять (увеличивать и уменьшать) скорость бега, точно остановиться и быстро повернуться.
Мальчики в возрасте 7 лет в среднем пробегают эту дистанцию за 29,69±2,61 с, коэффициент вариации составил 8,8%. В челночном беге 10*6 м лучший результат в этом возрасте (23,0 с) показал Мосальский Р.

В возрасте 8 лет средний показатель челночного бега у мальчиков 10*6 м составил 30,98±5,73 с, коэффициент вариации - 18,5%. В этом возрасте лучший результат у Насирова Т. (23,13 с). Существенный прирост (9,7%, p<0,01) выявлен нами у мальчиков в возрасте 9 лет, их показатели в среднем составили 27,98±2,31 с, коэффициент вариации - 8,3 %. Лучший результат (24,6 с) показал Павлов Д.

В возрасте 10 лет наблюдается дальнейшее улучшение результатов в челночном беге 10*6 м (12,3%, p<0,01), показаны лучший средний (24,55±2,17 с) и лучший индивидуальный (Арзуманян Г. - 20,9 с) показатели. Коэффициент вариации составил 10,4%. Следовательно, в этом упражнении интенсивное улучшение результатов проявляются только в возрасте 9-10 лет.

При проведении исследований ведения баскетбольного мяча по ориентирам во многом обусловлены скоростью передвижения учеников. В возрасте 7 лет выполняют это упражнение в медленном беге 71,4% учащихся, в 8 лет - 85,7%, в 9 лет - 91,7%, в 10 лет - 90,9%.

При ведении баскетбольного мяча с максимальной скоростью значительно снижает показатели точности выполнения этого упражнения (попадание в квадраты): возраст 7 лет - 50,0%, 8 лет - 80,0%, 9 лет - 83,3%, 10 лет - 81,8%. С возрастом разница результатов ведения баскетбольного мяча по ориентирам в различных условиях постепенно уменьшается: в 7 лет она составляет 21,4%, в 8 лет - 5,7%, в 9 лет - 8,4%, в 10 лет - 9,1%. Это обусловлено большей интенсивностью приростов показателей ведения баскетбольного мяча по ориентирам (с максимальной скоростью).

Средние результаты скорости ведения баскетбольного мяча по ориентирам, изменялись с возрастом: 7 лет - 4,16±0,62 с, 8 лет - 4,10±0,58 с, 9 лет - 4,27±0,55 с, 10 лет - 3,83±0,40 с. Достоверные различия данных результатов точности ведения баскетбольного мяча по ориентирам выявлены в возрасте 7 лет (21,4%, p<0,01), 10 лет (9,1%, p<0,05).

Передвижения в выпадах по прямоугольникам в обычных условиях показывают, что у мальчиков младшего школьного возраста относительно устойчиво изменяются оценочные показатели данного упражнения: в возрасте 7 лет - 3,93±0,83 баллов, в возрасте 8 лет - 3,71±0,95 баллов, в возрасте 9 лет - 4,00±0,85 баллов, в возрасте 10 лет - 4,27±0,79 баллов. При ускоренном передвижении выпадами по прямоугольникам заметно снижаются оценочные результаты, особенно в возрасте 7 лет (17,3 %, p<0,01).

При анализе показателей лазания по гимнастической стенке одноименным способом наблюдается аналогичная закономерность. Средние результаты оценок выполнения данного упражнения в обычных условиях постепенно увеличиваются (с 3,79 до 4,09 баллов). Выполнение этого упражнения в условиях лимита времени приводят к достоверному (пятипроцентный уровень значимости) снижению точности двигательных действий, что сказывается на оценке его выполнения: 7 лет - 3,21±0,77 баллов, 8 лет - 3,36±0,84 баллов, 9 лет - 3,58±0,69 баллов, 10 лет - 3,58±0,68 баллов.

Заключение. Результаты исследования показали, что с возрастом происходят не существенные изменения показателей, характеризующие точность двигательных действий. Достоверные приросты данных результатов проявляются в различные возрастные периоды. Данные характеристики имеют довольно высокую вариабельность. При выполнении упражнений, фактор лимита времени оказывает отрицательное влияние на точность двигательных действий.

Литература

1. Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
2. Богословский И.Н., Шептикин С.А. Анализ двигательной активности школьников в течение учебного года // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 2 (16). - С. 7-10.
3. Борцова А.Н. Дифференцированное физическое воспитание школьниц на основе учёта особенностей интегральных показателей их физического состояния: авто- реф. дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2006. - 25 с
4. Возжаева Е.И., Цветкова Т.К. Всероссийский конгресс учителей физической культуры // Физическая культура в школе. - 2012. - № 3. - С. 4-12.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.02.2017)
Просмотров: 71 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь