Четверг, 25.05.2017, 00:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ

В работе авторы представляют анализ различных подходов к организации и реализации учебно-тренировочного процесса в дзюдо, которые успешно апробированы в различных регионах Российской Федерации. В статье представлены варианты распределения средств подготовки дзюдоистов в зависимости от стиля ведения поединка, анализируется структура многолетней тренировки борцов, содержание и основные характеристики мезоциклов тренировки дзюдоистов.


Наивысшие достижения в современном спорте невозможны без рационального построения многолетней подготовки спортсмена, которое должно базироваться на реализации объективных закономерностей формирования высшего спортивного мастерства [4]: фазовый характер становления спортивного мастерства; взаимосвязь спортивных результатов с показателями развития двигательных и вегетативных функций; спортивная работоспособность и иммунологическая реактивность; зависимость темпа достижения пика зрелости спортсмена высшего уровня от резервов адаптации организма (функциональных, опорно-двигательного аппарата, скелетных мышц к силовым нагрузкам, нагрузкам на выносливость), адаптивных перестроек двигательной координации, а также в системе энергообеспечения на различных этапах спортивной подготовки.

Планирование спортивной деятельности предопределяет совершенствование системы тренировки, включающей общефизическую, техническую, техникотактическую, соревновательную, психологическую и теоретическую подготовку. Эффективная многолетняя подготовка дзюдоистов обусловлена оптимальным содержанием каждого из этапов многолетнего спортивного совершенствования (его основные задачи, параметры работы и соревновательной практики, в частности, такие как объем работы за год, интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревновательных схваток за год, недельный объем работы).

Разработанные отечественными учеными структура многолетней тренировки борцов, структура, содержание и основные характеристики мезоциклов тренировки борцов, разновидности традиционных микроциклов тренировки, принципиальная схема объема и интенсивности тренировочных нагрузок, недельный план тренировки квалифицированных борцов при совершенствовании индивидуальной спортивной деятельности послужили основой в разработке основных методологических характеристик нашего исследования.

Для нас особый научный и практический интерес представили работы [1, 3, 6], в которых выполнен глубокий анализ решения проблем индивидуализации в спортивных единоборствах. Так, в работе В. Ягелло [7] на примере дзюдоистов высшей квалификации, в том числе чемпионов Н. Солодухина, Ш. Хабарели, В. Невзорова, С. Новикова (СССР), М. Александера (Франция), В. Легеня (Польша), показаны оптимальные для дзюдоистов различных весовых категорий возрастные границы многолетней подготовки и динамика становления мастерства, основное содержание тренировочной работы и соревновательной практики на каждом этапе многолетнего спортивного совершенствования дзюдоистов, варианты построения различных структурных звеньев тренировочного процесса.

Выводы исследований построены на основе изучения общетеоретической и специальной литературы, в том числе информационно-методических бюллетеней Госком- спорта, ВНИИФК, специализированных периодических изданий других стран, содержащих сведения о многолетнем спортивном пути сильнейших дзюдоистов. Кроме того, был изучен опыт ведущих тренеров России Я. Коблева, С. Керода, Х. Юсупова, А. Корнеева, В. Хабирова, Ш. Абдулаева, В. Каплина, А. Казаченкова, А. Миллера, а также деятельность спортивных клубов и федераций дзюдо, постоянно делегирующих своих спортсменов в сборные команды страны.

Базовая подготовка квалифицированных дзюдоистов характеризовалась увеличением доли вспомогательного (до 50%) и специального (до 15%) компонентов в общем объеме учебно-тренировочной работы по сравнению с их начальной подготовкой. Подготовка сильнейших дзюдоистов была направлена в значительной мере на культивирование присущих им ярких способностей.

Фундамент общей и вспомогательной подготовки олимпийских чемпионов Н. Солодухина, В. Легеня был сформирован так, чтобы не войти в противоречие с их индивидуальными данными. Выявлены отличия в объеме тренировочной работы борцов различного веса - наибольший объем тренировочной работы освоили легковесы (например, В. Невзоров), а наименьший - представители полутяжелой и тяжелой весовых категорий (С. Новиков).

Во всех случаях более половины общего объема базовой подготовки составляли вспомогательные упражнения. Физическая подготовка борцов легких весовых категорий была в большей мере ориентирована на развитие скоростных и координационных возможностей, а борцов полутяжелого и тяжелого веса - на развитие максимальной силы. Развитие физических качеств увязывалось в основном с выполнением приемов и комбинаций. В процессе силовой подготовки внимание акцентировалось на мышечные группы, несущие основную нагрузку при выполнении состязательных упражнений.

В процессе базовой подготовки отмечается преимущественно одноцикловое планирование годичной подготовки с длительным подготовительным, коротким и нечетко выраженным соревновательным и 30-40-дневным переходным периодом. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей основной задачей определялась задача непосредственной подготовки к наивысшему достижению, что потребовало значительного увеличения (до 50-60%) доли средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, максимальных параметров тренировки, существенного расширения соревновательной практики в течение предшествующего пику достижений года.

Среднее количество тренировочных занятий в неделю и время, затрачиваемое при этом на тренировку, достигли, соответственно, 10,9±0,3 и 29,0± 1,6 часа. При этом на наиболее напряженных этапах тренировки у некоторых спортсменов, например, у Владимира Невзорова было 18 тренировочных занятий в неделю, причем из них 10-12 с большими и значительными нагрузками. У многих сильнейших дзюдоистов в течение года, предшествующего наивысшему достижению, отмечалась в одном случае скачкообразная, в другом - равномерная динамика нагрузки.

В течение года, предшествующего наивысшему достижению, планировались ударные, соревновательные микроциклы (серии), в процессе которых спортсмен участвовал в двух и более турнирах. Распространенным вариантом планирования тренировочных мезоциклов являлось чередование серий ударных микроциклов с восстановительными, в ходе которых широко применялись средства активного отдыха и восстановления работоспособности. Во всех случаях построения системы тренировки характерной ее особенностью являлся тонкий учет индивидуальности спортсменов.

На этапе сохранения достижений среди факторов, способствующих увеличению продолжительности «пика» возможностей дзюдоиста, был фактор индивидуализации подготовки, восстановления и профилактики заболеваний, ориентации на подготовку к очередным крупным соревнованиям. В меньшей степени (по мнению экспертов) увеличению продолжительности «пика» достижений способствует увеличение длительности переходного периода макроцикла, постепенное уменьшение объема тренировочной работы.

Таким образом, на заключительных этапах многолетнего совершенствования дзюдоистов особое значение приобретают индивидуализация их подготовки с акцентом на совершенствование сильных сторон подготовленности, разнообразие вариантов построения тренировочного процесса и соревновательной практики, эффективное восстановление, профилактика заболеваний и травм.

Именно на этом этапе значительно повышается объем двигательных навыков за счет качественного содержания учебно-тренировочного процесса, базирующегося на высоком уровне объема, интенсивности и напряженности тренировочной деятельности. Однако в настоящее время непрерывная профессионализация спорта высших достижений коренным образом изменила систему соревнований у элитных спортсменов, характеризующуюся значительным повышением физической и психической напряженности индивидуальных календарей, при сохранении их годичных показателей на уровне 7080-х годов [5]. Многочисленные материалы показывают, что находиться длительное время в состоянии спортивной формы невозможно. Это состояние должно систематически обновляться и развиваться по своим определенным законам.

Анализ подготовки спортсменов, успешно выступавших на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, показывает, что они резко снижают нагрузку и увеличивают долю общеподготовительных средств после этих соревнований и несмотря на наличие в командных планах трехцикловых структур, вся их подготовка в течение последующего года направляется на главные соревнования сезона, обычно проводящиеся в конце годичного цикла. Динамика их результатов соответствует чаще всего одному- двум периодам удержания спортивной формы с одним-тремя пиками, как правило, в заключительном макроцикле.
Рациональное управление спортивной формой всегда связано и с определенным, наиболее рациональным для индивидуума, общим числом состязаний с максимальной мобилизацией возможностей организма и соответствующей подводкой к главным из них, заключающейся включением в соревновательный период промежуточных тренировочных мезоциклов с ограниченным числом стартов [5].

Анализируя фактический материал, представленный в научной литературе и индивидуальных планах подготовки борцов, следует отметить, что в настоящее время построение тренировочного цикла, в целом, имеет тенденцию к интенсификации (к сожалению, в большинстве случаев только за счет экстенсивных параметров). Это объясняется и сокращением времени соревновательного поединка, и жесткими требованиями к активному ведению единоборства, и многочисленными турнирами (включая коммерческие) в годичном цикле подготовки спортсменов, и высоким уровнем подготовленности элитных спортсменов различных стран мира. Это отражается на общем объеме тренировочной работы в годичном цикле и временном алгоритме средств специальной и общей физической подготовки.

С целью устранения выявленных недостатков планирования подготовки в годичном цикле и повышения эффективности индивидуального технико-тактического мастерства борцов В.Г. Охотиным [2] были разработаны временные алгоритмы объемов тренировочных средств с учетом стиля спортивной деятельности (темповой, скоростно-силовой, технический).
В таблице 1 представлено процентное распределение средств подготовки в зависимости от стиля спортивной деятельности.

Следует отметить, что разработанный вариант годичного тренировочного цикла предусматривал не только стилевые особенности в специальной подготовке, но и сохранял требования по совершенствованию скоростно-силовой выносливости борцов.
Такое построение тренировочного цикла предусматривало развитие сильных сторон подготовленности борцов каждого стиля деятельности и предполагало построение индивидуального совершенствования технико-тактической подготовленности. Результаты педагогического эксперимента дали положительные результаты для 87% борцов этой группы спортсменов.

Таким образом, рассмотрение разными авторами результатов формирования физического потенциала, интеллектуальной и специально-психологической сферы спортсменов под воздействием унифицированных программ подготовки, а также традиционной ориентации содержания учебного материала, форм и методов организации годичного цикла тренировки на развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и надежности соревновательной деятельности, приводит к выявлению ряда противоречий, закономерно возникающих в ходе этого процесса.

Таблица 1
Распределение средств подготовки (в %) у спортсменов     с различным стилем ведения борьбы [2]    

 

К ним мы относим:

- противоречие между индивидуальным ритмом становления физического потенциала спортсменов, обусловленным явлениями разнообразия видов в природе и стандартизированным планированием структуры и содержания годичного цикла тренировки;

- противоречие между индивидуальными мотивами, потребностями, склонностями, чувством интуиции и прогноза и зачастую навязанным характером физической активности, физической тренировки в процессе жизнедеятельности, в процессе занятий.

Противоречия, на наш взгляд, могут сгладиться, если основой конструирования, проектирования, моделирования педагогического процесса будут являться цели обучения, тренировки, спортивной деятельности. Это одно из оснований практических мер и рекомендаций по его совершенствованию, ибо функционирование любой системы (в нашем случае системы тренировки) обуславливается, прежде всего, ее целями.

Литература

1. Карелин, А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: дисс. ... д-ра пед. наук / А.А. Карелин. - СПб., 2002. - 405 с.

2. Охотин, В.Г. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов на основе диагностики соревновательной деятельности: автореф. дис.. канд. пед наук / Охотин В.Г. - М., 1997. - 22 с.

3. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

4. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев: Выща школа, 1984. - 352 с.

5. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов. - М.: 4й филиал Воениздата, 1997. - 416 с.

6. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: дисс. ... д-ра пед. наук / В. А. Таймазов. - СПб., 1997. - 342 с.

7. Ягелло, В. Построение многолетней тренировки борцов с учетом закономерностей формирования высшего спортивного мастерства: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В. Ягелло. - Киев, 1991. - 23 с.

____________________

Ерофицкий А.В., Новиков Д.Л.
ГКУ ВО ДОД «СДЮСШОР», г. Волгоград Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: дзюдо, квалифицированные дзюдоисты, учебно-тренировочный процесс.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.03.2015)
Просмотров: 1564 | Теги: тренировка, дзюдо, дзюдоист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь