Воскресенье, 04.12.2016, 21:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Т.Д.Цветкова

 
Индивидуализация обучения курсантов является наиболее востребованной в условиях реформирования военного образования. В высшей военной школе индивидуализация обучения дает возможность наполнить новым содержанием и формами педагогический процесс, ориентировать обучение в вузе на развитие индивидуальных качеств курсантов и достигать более высокого уровня военно-профессиональной подготовки за счет учета и развития у курсантов способностей, влияющих на качество обучения. Она позволяет эффективно использовать индивидуальные особенности курсантов и способствует развитию каждым из них в процессе обучения своих уникальных способностей.

Определяя содержание педагогического обеспечения индивидуализации на этапе вузовского обучения, нельзя не отметить, что сам термин «обеспечение» в педагогической литературе широко используется, однако однозначной или общепринятой трактовки оно не получило. Обеспечение - это определенное воздействие на некий процесс. В целом, под обеспечением понимают процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов для реализации реальных возможностей системы, нацеленных на ее регулирование, функционирование и развитие. В педагогике существует два подхода к пониманию сущности понятия «педагогическое обеспечение». Первый подход определяет педагогическое обеспечение как совокупность педагогических условий и совокупность средств, задействованных для осуществления данного процесса. В рамках второго подхода педагогическое обеспечение рассматривается как педагогическая деятельность, связанная с управлением функционирования и развития совокупности ресурсов, задействованных для осуществления данного процесса. В данном случае под ресурсами понимается средства, которые могут быть задействованы для достижения поставленной цели.

Учитывая специфику Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, мы определили педагогические условия индивидуализации обучения курсантов при изучении математики.

Первое педагогическое условие - это освоение и применение на занятиях технологии развития критического мышления курсантов. Его сущность состоит в том, что в ходе работы с курсантами, как на занятиях, так и в системе внеаудиторных занятий неотъемлемой функцией преподавателя становится подготовка специальных заданий, текстов с определенным содержанием. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Л.В. Бутенко выделяет следующие компоненты критического мышления: 1) нахождение логических ошибок в высказывании; 2) задавание вопросов для прояснения смысла; 3) анализ аргументов на правильность; 4) различение наблюдения и интерпретации; 5) оценку надежности источника информации; 6) поиск альтернатив [2].

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой курсанты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Одним из методов развития критического мышления у курсантов при изучении математики, по-нашему мнению, является метод обучения математике на ошибках. Укажем некоторые пути обучения математике на ошибках: «лобовой», «вопросительный», «самопроявление» ошибки, провоцирующие задачи, контрпримеры, нахождение ошибки в решении.

Второе педагогическое условие - это применение информационных технологий на занятиях по математике.

Третье педагогическое условие - использование в работе технологии дифференциации (уровневой дифференциации).

Цель уровневой дифференциации - достижение всеми курсантами базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременно создание условий для развития курсантов, проявляющих интерес и способности к математике.

В соответствии с этим и контроль должен иметь ступенчатую структуру. А именно, в ходе контроля необходимо выделять два принципиальных подхода - проверку достижения уровня обязательной подготовки и проверку достижения на повышенном уровне.

Четвертое педагогическое условие - это осуществление гибкого управления процессом самообразования курсантов.
Курсант, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны преподавателя не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, не раскроет свою собственную природу и на самом занятии. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности преподавателю необходимо создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция курсанта.

Пятое педагогическое условие - владение преподавательского состава методиками осуществления индивидуализации обучении.

Шестое педагогическое условие - стимулирование достижения курсантами высоких результатов в обучении и саморазвитии.

Седьмое педагогическое условие - учебная мотивация курсантов, владение курсантами приемами и навыками самоуправления в учебе.

Технология создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса курсантов по математике содержит 5 взаимосвязанных этапов: аналитический, подготовительный, организационный, контрольно-оценочный, регулировочный. Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого. Для обеспечения индивидуализации изучения курсантами математики разработаны:
- комплекс тестов входного контроля, ранжированного по уровню сложности заданий;
- комплекс методических материалов с изложением учебного материала и примерами решения упражнений и задач с различным уровнем сложности;
- задания различного уровня сложности для текущего контроля;
- варианты самостоятельных и контрольных работ различного уровня сложности;
- задания выходного контроля знаний и умений по математике заданного уровня сложности.

Именно при индивидуализации обучения становится возможным обучение на основе принципа высокого уровня трудности. При индивидуализации принимается во внимание уровень развития интеллектуальных способностей и каждому курсанту выдаются задачи-задания той степени сложности и, по возможности, такого содержания, которые обеспечивали бы как развитие отдельных познавательных функций, так и интеллекта и психики обучающегося в целом. Индивидуальная форма обучения предполагает активную (в большей степени самостоятельную) работу курсантов по выполнению индивидуализированных комплексных задач-заданий по различным разделам дисциплины «Математика». В этих целях мы разработали и внедрили в учебный процесс ряд учебных пособий, ориентированных на индивидуальные особенности курсантов: «Лабораторный практикум по математике», «Расчетно-графические работы по аналитической геометрии и математическому анализу», «Расчетно-графические работы по теории вероятностей: случайные события», «Расчетно-графические работы по теории вероятностей: случайные величины». Пособия содержат в себе систематическое изложение теоретического материала по каждой расчетно-графической работе, типовые расчеты, и к каждой работе прилагается 30 вариантов заданий для самостоятельной работы курсантов. В пособиях использованы некоторые элементы интегративной модели дифференциации, акцент сделан на индивидуальное развитие и самостоятельное обучение курсантов. В этих целях для каждого варианта расчетно-графической работы мы разработали по 1-2 задания, которым на занятиях под руководством преподавателя уделяется очень мало времени, или эти задания вообще не рассматриваются. Данные задания предназначены для самостоятельного изучения материала и не являются обязательными для решения всем курсантам.

Эффективно реализуется процесс индивидуализации обучения с помощью современных информационных технологий, которые позволяют сделать обучение индивидуально-ориентированным. Нами созданы и внедрены в учебный процесс электронные учебные пособия: «Элементы линейной алгебры», «Элементы векторной алгебры», «Теория вероятностей», «Специальные разделы математики» и электронный самоучитель «Неопределенный интеграл». Пособия выполнены в виде презентаций Microsoft Office Power Point 2003. Каждое электронное учебное пособие включает в себя основной теоретический материал, отвечающий требованиям ФГОС, образцы решения задач, упражнения, позволяющие выработать практические умения и навыки, задачи повышенной сложности и тест для самоконтроля усвоения полученных знаний. Пособия снабжены большим количеством разобранных примеров и заданий для самостоятельной работы. Пользователь легко может работать с пособием, так как направляющие кнопки и гиперссылки позволяют осуществлять навигацию по его разделам. Курсанты используют пособия при самостоятельной подготовке к практическим занятиям и экзамену (зачету). Благодаря использованию эффекта анимации весь учебный материал излагается в логической последовательности.

Визуализация и использование анимации позволяет сформировать у курсантов различные математические понятия, показать поэтапное решение задач, рассмотренных в пособии, четко сконцентрировав внимание обучаемых на каждом этапе, что актуально при изучении сложных для понимания тем. Поскольку исходные уровни курсантов различны, то в пособиях предоставлена возможность для изучения курсантами курса по индивидуальным методикам, соответствующим различным степеням детализации или последовательностям изучения тех или иных тем, разделов. Индивидуализация обучения достигается за счет того, что каждый пользователь может выбирать необходимый ему объем учебного материала, возвращаться к тому или иному разделу, затрачивая индивидуальное количество времени на изучение каждой темы. Апробация учебных пособий была проведена в ходе изучения курса высшей математики курсантами 1-го курса набора 2010 г. Сравнительный анализ результатов сдачи промежуточной аттестации курсантами наборов 2010 и 2008 гг. показал, что использование электронных учебных пособий позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс изучения дисциплины, углубить знания основ и дать более устойчивые навыки в решении задач курса.

Таким образом, особенностями педагогического обеспечения индивидуализации курсантов при изучении математики, являются: совокупность педагогических условий, совокупность средств, педагогическая деятельность, связанная с управлением функционированием и развитием совокупности ресурсов, задействованных для осуществления данного процесса.


Библиографический список

1. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе : дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Бурлакова. - Ярославль, 2012. - 372 с.
2. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 387 с.
3. Коровкина Т.В. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Коровкина. - Кострома, 2004. - 179 с.
4. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе / А.И. Тимонин. - Кострома, 2007. - 216 с.
 

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.02.2016)
Просмотров: 226 | Теги: Индивидуализация, Обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016