Воскресенье, 04.12.2016, 17:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО РАЗНЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТАМ

Т.В.Буркова

ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО РАЗНЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТАМ

Cтатья посвящена проблеме ознакомления первоклассников с буквами е, ё, ю, я в период обучения грамоте. В ней рассматриваются различные подходы к решению названной проблемы, представленные в современных учебно-методических комплектах (УМК), в каждом из которых имеется учебная книга (азбука или букварь) для обучения детей первоначальному чтению. Материал статьи адресован преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. Он может быть полезен и учителям начальных классов в осознанном выборе учебной книги для обучения первоначальному чтению.

Ключевые слова: обучение грамоте, звуковой аналитико-синтетический метод, учебно- методический комплект, учебные книги для обучения первоначальному чтению, гласные звуки, согласные звуки твердые и мягкие, гласные буквы, йотированные буквы, азбука, букварь.

 

 
Вопросы методики ознакомления обучающихся грамоте с буквами е, ё, ю, я всегда волновали составителей букварей, методистов и учителей.

Главный вопрос: сообщать ли при обучении первоначальному чтению двойное значение йотированных букв в различных позициях в слове или не сообщать.

Некоторые методисты предлагали раскрывать и объяснять детям звуковое значение букв е, ё, ю, я. При этом они исходили из того, что обучающиеся грамоте должны сознательно подходить к особенностям обозначения звуков буквами.
Другие методисты категорически высказывались против, считая, что этого дети не смогут понять.

Вторая точка зрения оказалась очень живучей. Достаточно вспомнить, что до введения в школы «Букваря» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько [5] йотированные буквы изучались чисто практическим путем: от детей намеренно скрывалось различие между звуками и буквами.

Обратимся к старому стабильному букварю [1], по которому обучение чтению проводилось в период с 1965 по 1982 г. В нем ознакомление детей с буквами е, ё, ю, я осуществлялось на третьем этапе букварного периода, так называемом этапе йотированных букв. На каждую букву отводилось два урока: на первом уроке она изучалась в начале слов и после гласных букв, на втором уроке каждая из названных букв изучалась в положении после согласных. Буквы е, ё, ю, я изучались после ознакомления детей с буквой Й (и краткое), что приводило к появлению таких ошибок, как йэли, йожик и др., что и выдвигалось как повод против объяснения детям звукового соответствия буквам е, ё, ю, я.

В настоящее время, когда начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования, когда интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов (УМК), для обучения младших школьников предлагается девять целостных комплектов учебников, в каждом из которых имеется учебник для обучения чтению в период обучения грамоте.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), введенный в действие с 1 января 2010 г., дает учителю право выбора учебника для обучения первоклассников чтению из числа тех, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В перечне рекомендованных учебных книг названы следующие:
- «Азбука» В.Г. Горецкого и др. [3-4]. - Комплект учебников «Школа России»;
- «Азбука» Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой. [7-8]. - Комплект учебников «Перспектива»;
- «Букварь» Р.Н. Бунеева и др. [2]. - Комплект учебников «Школа - 2100»;
- «Букварь» Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой [6]. - Комплект учебников «Начальная школа XXI века».
Обучение чтению в системе Л.В. Занко- ва осуществляется по «Азбуке» Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец [10], а обучение чтению в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - по «Букварю» В.В. Репкина и др. [11-12].

В настоящее время обучение первоначальному чтению осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Выдающийся методист В. Г. Горецкий отмечал, «в наши дни все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность звуковым методам, ибо основным и структурирующим элементом в них избирается изучение звука, звуковой формы слов» [9, с. 48].

Во всех ныне действующих букварях и азбуках выдержано основное условие современной системы обучения грамоте: буква вводится как способ обозначения определенного звука. И при ознакомлении обучающихся с буквами е, ё, ю, я это условие выдерживается, но:
- каждая из названных букв вводится как способ обозначения одного звука и знака мягкости предшествующего согласного звука, например, в словах мяч, мел, лён, люк;
- она вводится как способ обозначения двух звуков в таких словах, как якорь, ели, ёжик, юла.

Современные учебные книги, предназначенные для обучения грамоте, рассчитаны на сообщение первоклассникам сведений о двух значениях букв е, ё, ю, я. Авторы предлагают разную последовательность ознакомления детей с этими буквами, что обусловлено принципами, определяющими порядок изучения звуков и букв в их учебниках. Так, в «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. [3-4], в «Азбуке» Л.Ф. Климановой и С. Г. Макеевой [7-8] она обусловлена принципом частотности звуков, букв, слогов и слов в русском языке, а в «Букваре» РН. Бунеева и др. [2] наряду с принципом частотности учтены и особенности начертания строчных букв. В большинстве учебников буквы рассредоточены, что дает возможность для проведения большого количества тренировочных упражнений в чтении слов с этими буквами. Например, в «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. первыми изучаются буквы Ее [3, с. 72-77] как самые частотные, затем - буквы Яя [3, с. 110-117], предпоследними - буквы Ёё [4, с. 30-33], а самые малоупотребительные буквы Юю [4, с. 46-49] изучаются последними.

Количество уроков, отведенное на ознакомление с буквами, в разных УМК разное (от двух до шести). Это зависит от языковой подготовленности поступающих в 1-й класс. Некоторые авторы рассматривают два значения букв на одном уроке (Р Н. Бунеев и др., В.В. Репкин); другие - на разных уроках, следующих друг за другом (В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Журова). Только по «Азбуке» Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец [10, с. 74-75] предполагается ознакомление первоклассников с двумя значениями букв е, ё, ю, я на одном уроке, после которого проводится семь-восемь уроков закрепления.

На ознакомление с каждой из букв е, ё, ю, я большинство авторов отводит два урока: на одном буква изучается в начале слов и после гласных букв, на другом - она изучается после согласных. И в этом вопросе мнения авторов расходятся: одни считают, что на первом уроке целесообразно ознакомление учащихся с буквами е, ё, ю, я в положении после согласных, а на следующем - ознакомление с йотированными буквами, другие же высказывают прямо противо - положное мнение. Первой точки зрения придерживаются Л.Е. Журова, В.В. Репкин и др., а второй - В.Г. Горецкий и др., Л.Е. Кли- манова.

Особо следует сказать о времени ознакомления первоклассников со звуком [й'] и буквами Йй (и краткое).

Почти во всех азбуках и букварях буквы Йй изучаются после ознакомления с йотированными буквами [2, с. 130; 4, с. 34-35; 8, с. 34-35]. Благодаря этому полностью устраняется причина появления в письменных работах первоклассников таких ошибок, как йэли, йожик. В традиционной методике наличие подобных ошибок и выдвигалось как повод против объяснения детям звукового соответствия буквам е, ё, ю, я.

Согласный звук [й'] и буквы Йй изучаются и до ознакомления с буквами е, ё, ю, я как показателями двух звуков: [й'э], [й'о], [й'у], [й'а] в начале слов и после гласных букв.

Анализ букварей и азбук свидетельствует о том, что методика ознакомления первоклассников с буквами е, ё, ю, я постоянно совершенствуется с учетом достижений лингвистики, педагогики и психологии. Особенно активно эта работа проводится в последние 10-15 лет.

В результате в школьную практику внедряются новые учебные книги для обучения детей грамоте, в некоторых из них представлены новые технологии ознакомления первоклассников с буквами е, ё, ю, я. Одной из таких учебных книг считается «Букварь» Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой [6].

Как осуществляется ознакомление первоклассников с буквами е, ё, ю, я, покажем на примере работы по названному «Букварю».

В букварном разделе этого учебника дан материал для ознакомления со всеми буквами алфавита и для овладения первоначальным чтением на основе позиционного принципа чтения, в основе которого лежит слоговой принцип русской графики.

Представленный материал рассчитан на последовательную работу по различению понятий звук, буква, название буквы.
Сначала изучаются все гласные буквы: Аа, Яя, Оо, Ёё, Уу, Юю, Ээ, Ее, ы, Ии. При изучении гласных букв первоклассники знакомятся с различными способами обозначения гласных звуков [а, о, у, э, ы, и]. Так, например, они узнают, что в начале слов и после твердых согласных звук [а] обозначается буквой а, после мягких согласных звук [а] обозначается буквой я. С ориентацией на гласные буквы а-я и звук [а] (точнее фонему <а>) начинается работа по обучению детей механизму чтения. На изучение букв а, о, у, э, ы, и отводится по два урока, на изучение каждой из букв я, ё, ю, е - по четыре урока.
Например, для ознакомления с буквами Аа отведено две страницы «Букваря» [6, с. 30-31]. По ним проводятся уроки по теме «Звук [а]. Буквы Аа».

Для наблюдений используются слова Алина, аист, луна и др., предварительно проводится звуковой анализ этих слов с опорой на схемы.

Материал следующих двух страниц [6, с. 32-33] предназначен для ознакомления детей с буквой я после согласных. Проводится звуковой анализ слов мяч, пять, выясняется, что в этих словах первые звуки - мягкие согласные, а второй звук - [а]. Ставится учебная задача, какой буквой обозначается звук [а] после мягких согласных. Под руководством учителя делается вывод: после мягких согласных звук [ а ] обозначается буквой я.

На следующих двух уроках [6, с. 34-35] изучается буква я как показатель двух звуков [й'а]. В процессе анализа слова якорь выясняется, что в этом слове два слога, что в первом слоге два звука [й'а], что эти два звука обозначаются одной буквой, буквой я.

Делается вывод: буква я в начале слов и после гласных букв обозначает два звука [й'а].
Аналогичная работа организуется и при изучении остальных пар гласных букв: Оо - Ёё, Уу - Юю, Ээ - Ее.

Подобная работа по ознакомлению обучающихся с буквами е, ё, ю, я организуется и по всем другим азбукам и букварям, разница только в том, в каком порядке и на каком материале она проводится.

В заключение отметим, что в процессе ознакомления с буквами е, ё, ю, я по названным учебным книгам обеспечивается развитие первоклассников, формирование у них фонематического слуха, орфографической зоркости, читательских и речевых умений, предполагается продуктивная работа с детьми, только начинающими учиться читать, и с теми, кто находится на том или ином этапе овладения техникой чтения.

Библиографический список

1. Архангельская Н. Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова А. - 11-е изд. - М. : Просвещение, 1976. - 103 с.
2. Бунеев Р.Н. Учебник по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - 4-е изд., перераб. - М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. - 160 с. : ил. - (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
3. Горецкий В.Г. Азбука. 1 класс в 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 1. - 127 с. : ил. - (Школа России).
4. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс в 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 2. - 112 с. : ил. - (Школа России).
5. Горецкий В.Г. Букварь / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
6. Журова Л.Е. Букварь. 1 класс: в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - 2-е изд., дораб. - М. : Венnана-Граф, 2011. - Ч. 1. - 160 с. : ил. - (Начальная школа XXI века).
7. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс: в 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 1. - 111 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива).
8. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс: в 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - Ч. 2. - 127 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива).
9. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 5-е изд., стереотип. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 462 с.
10. Нечаева Н.В. Азбука : учебник по обучению грамоте для 1 класса / Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец. - 11-е изд., испр. - Самара : Изд-во «Учебная литература» ; Изд. дом «Фёдоров», 2011. - 112 с. : ил. (Система Л.В. Занкова).
11. Репкин В.В. Букварь: учебник для 1 класса нач. школы. в 2 ч. / В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. - 16-е изд., перераб. - М.: Вита-Пресс, 2011. - Ч. 1. - 112 с. : ил. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
12. Репкин В.В. Букварь: учебник для 1 класса нач. школы. в 2 ч. / В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. - 16-е изд., перераб. - М. : Вита-Пресс, 2011. - Ч. 2. - 112 с. : ил. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 20

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.09.2016)
Просмотров: 245 | Теги: букварь, буквы, азбука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016