Четверг, 13.12.2018, 23:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности отбора и спортивной ориентации в художественной гимнастике как в одном из ранних видов спорта

Н.С.Рыжкова

Особенности отбора и спортивной ориентации в художественной гимнастике как в одном из ранних видов спорта

Аннотация. Статья посвящена особенностям отбора и спортивной ориентации в художественной гимнастике, рассматриваются критерии, показатели и этапы отбора гимнасток.

Ключевые слова: художественная гимнастика, критерии отбора, этапы подготовки.

 

Проблема спортивной ориентации и отбора давно уже прошла стадию становления и превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер ставит перед собой задачу создания обоснованного поиска талантливых детей с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию.

Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно- технических достижений и повышенной напряженностью спортивно-конкурентной борьбы за первенство на международной арене. Для самой же гимнастики характерны смена технической базы, значительное увеличение разнообразия упражнений и появление новых элементов, составление оригинальных композиций, а также короткий период для достижения высоких результатов. Эти обстоятельства предопределяют смещение акцентов в системе подготовки спортсменок, а также диктуют повышенные требования к уровню их подготовленности.

При отборе гимнасток в качестве критериев, по степени значимости, могут рассматриваться:
 — уровень развития физических качеств;
 — морфофункциональные показатели;
 — уровень технического мастерства спортсменок.

В художественной гимнастике существуют несколько этапов отбора.

Целью проведения первичного отбора является комплектование групп начальной подготовки (возраст детей от 5 лет). Сейчас спорт становиться все более молодым. Многих детей начинают записывать в группы начальной подготовки уже с трех лет. Вопрос о том, стоит так рано начинать приводить детей в этот вид спорта или нет, остается открытым.

Одним из основных критериев отбора на данном этапе являются конституционные особенности детей.

Предпочтение отдается девочкам мускульно-асте- нического типа, с узким тазом, тонкой костью и удлиненной формой мышц (рост — 110-123см; вес — 19-23кг). Также тренера рассматривают необходимые для художественной гимнастики качества: гибкость, прыгучесть, развитие координации и вестибулярного аппарата. Первичный отбор служит для формирования первоначального представления о двигательных действиях и установления целесообразности спортивного совершенствования в художественной гимнастике. Показатели физической подготовленности оцениваются с помощью контрольных упражнений. Тренировки проводятся с малой нагрузкой, используется игровая форма.

Следующий этап, на котором определяется перспективность и пригодность к занятиям художественной гимнастикой — этап начальной подготовки (НП). Одним из важных критериев начальной подготовки выступает прирост результатов за первые полтора года занятий и как следствие — способность ребенка к более высокой квалификации. На данном этапе не проводятся тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками (соотношение объемов средств общей и специальной подготовки ОФП — 60%; СФП — 40%). Значимость координации движений в художественной гимнастике все более возрастает в связи с увеличением разнообразия и сложности техники выполнения упражнения.

Периодом интенсивного развития координации движений рук является дошкольный возраст, поэтому необходимо учитывать определенные сенситивные периоды развития: реагирующей способности (5-6 лет); кинестетической способности, (5-8 лет); способности к ориентации (4-6 лет).

Развитие данных качеств необходимы для формирования универсальных навыков владения предметами, так как мелкие мышцы кисти, наиболее важны в работе с предметами. Большое внимание на данном этапе уделяется растяжке.

Комплексный педагогический контроль, включающий оценку морфологических данных; технической,
физической, функциональной, хореографической под- готовленностей уже после 2-3 года подготовки, позволяет тренеру ориентировать гимнастку для участия в индивидуальных или групповых упражнениях.

Целью является формирование учебно-тренировочных групп (УТ), где направлением ориентации выступает разносторонняя базовая специальная подготовка для девочек 8-9 лет. Отрабатываются индивидуальные и групповые упражнения со скакалкой и обручем. Ведущими критериями прогнозирования на данном этапе являются темпы и прирост развития физических качеств; развитие первоначального умения, прирост и формирование двигательных навыков; мотивация, обучаемость, состояние здоровья.

Критериями для детей 10-11 лет в УТ выступают: сдача норм ОФП (общефизической подготовки); учет двигательного потенциала; дальнейшее освоение новых двигательных навыков с предметами; состояние здоровья; психическая устойчивость на соревнованиях, составление новых упражнений с мячом и булавами. На данном этапе формируется резерв сборных команд городов, областей для юниорок, и отдаленный резерв гимнасток с ориентацией к индивидуальным или групповым упражнениям.

Этап специализированной базовой подготовки. Целью является формирование группы спортивного совершенствования (СС). Возраст детей — 12-14 лет. На промежуточном отборе производится оценка возможности достижения высокого мастерства в конкретных видах соревнований (индивидуальные или групповые программы).

Особое внимание уделяется участию в учебно-тренировочных сборах, мастер-классах от ведущих тренеров Российской Федерации. Специальная подготовка неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Соотношение объемов средств общей и специальной подготовки на данном этапе многолетней тренировки: ОФП — 50%; СФП — 50%.

В художественной гимнастике возрастная зона данного этапа охватывает подростковый период, сопровождающийся диспропорцией в развитии органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению протекания адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций после тренировочных и соревновательных нагрузок. К важным факторам относят уровень специальной физической и технической подготовленности (количество элементов высшей сложности, сверхсложных элементов); соревновательный опыт; потенциальные возможности систем организма (двигательного анализатора, вестибулярного и нервно- мышечного аппаратов и др.); психическая устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам; надежность технического мастерства в стрессовых ситуациях; целеустремленность в достижении результатов; превосходство в конкретных показателях технической, хореографической, психической и физической подготовленности перед предстоящими соревнованиями. В данный период происходит комплектование групп спортивного совершенствования, сборных юношеских, юниорских и молодежных команд страны, как к индивидуальным, так и групповым программам.

Этап подготовки к высшим достижениям. На данном этапе осуществляется основной отбор в возрасте 15-16 лет. Отрабатываются упражнения со всеми предметами. Выполняется норматив мастера спорта.

На каждом из этапов необходимо учитывать следующие показатели: оптимальный возраст для достижения наивысших результатов; преимущественную направленность тренировки на этапе подготовки; уровень физической, технической, психологической и тактической подготовленности; комплекс эффективных средств, методов, организационных форм спортивной подготовки; допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки.

Литература:

  1.  Ботяев В. Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей.— Сургут, 2015.— 393 с.
  2.  Губа В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография.— М.: Советский спорт, 2008.— 304 с.
  3.  Карпенко Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий.— ВФХГ, СП6ГУФК им. П. Ф. Лесгафта; М., 2007.— 76 с.
  4.  Любимова В. В. Художественная гимнастика. Классификационная программа для ДЮСШ, Школ Олимпийского резерва, Высшего спортивного мастерства / В. В. Любимова — Харьков: ХаГИФК, 1996.— 90 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (04.12.2018)
Просмотров: 15 | Теги: художественная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь