Пятница, 20.09.2019, 21:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Д. С. Руденко

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Люди, которые работают на общий успех предприятия, должны ощущать себя комфортно, а компаниям необходимо обеспечивать свой рабочий актив, внедряя новые технологии. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке, необходимо совершенствоваться постоянно. Благодаря информационным технологиям возникает больше возможностей для развития персонала и компании в целом. Целью данной статьи является изучение факторов, которые оказывают влияние на среду организации в условиях цифровизации. Рассмотрены понятия «цифровая экономка» и «организационная культура».

Ключевые слова: цифровая экономика, организационная культура, персонал, информационные технологии.

 
Буквально несколько десятков лет назад мы и не могли представить, что будем жить в век цифровых технологий. На сегодняшний день они присутствуют во всех сферах нашей жизни. Уже каждый человек знает, что такое умный дом, голография, 3D-печать, криптовалюта, виртуальная реальность, а также искусственный интеллект, который стремительно внедряется в нашу жизнь. Широко используется умная техника, облегчая наши домашние дела, полная или частичная компьютеризация на предприятиях, магазинах и даже в медицинских учреждениях. Цифровая экономика проникла во все структуры, не обошла стороной и такую важную сферу, как экономика.

На данный момент в мире не существует единого понятия «цифровая экономика». Впервые термин был введен в 1995 г. математиком-программистом из Массачусетского университета, США, Николасом Негропонте [1]. Если рассматривать Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы», то по данному термину содержится официальное государственное определение:

Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг .

На протяжении всего существования общество не стояло на месте, а постоянно развивалось. Мы живем в век 4-й технологической революции, в обществе потребления. Большинство развитых стран уже перешли на четвертую ступень развития, которая, в свою очередь, характеризуется появлением в экономике сферы услуг, информационных технологий и упрощением нашей жизни во всех ее планах. Однако в России еще только внедряются и применяются различные технологии. Благодаря развитию информационных технологий мы можем обходится без посредников. Письма заменились мессенджерами, которые в считанные секунды передают информацию множеству людей, перевод денежных средств на другой конец света заменился нажатием пары кнопок, а многие профессии заменяются роботами.

Главными преимуществами «цифровой экономики» являются:

— увеличение производительности труда;

— быстрый выход товаров и услуг на мировой рынок;

— глобальная автоматизация и стандартизация всех хозяйственных процессов: производственных, медицинских, образовательных, социальных;

— упрощение политической жизни.

Но также не стоит забывать и про риски и проблемы, которые возникают в цифровой экономике:

— нарушение частной жизни, наблюдение за гражданами;

— незащищенность баз данных;

— усиление конкуренции во всех сферах экономики;

— рост безработицы;

— «цифровое рабство»;

— «цифровой разрыв» (в образовании, в уровне благосостояния людей, находящихся в разных странах).

Нельзя не допускать тот факт, что предприятия также находятся под влиянием цифровой экономики [5]. Соглашаясь с вышеуказанными доводами, можно сделать вывод, что в условиях всеобщего товарного хозяйства усматриваются преимущества и риски, которые влияют как благоприятно, так и негативно на окружающий мир.

В современной литературе понятие организационной культуры представлено различными версиями своего содержания. Имеются узкие и широкие толкования того, что представляет собой культура организации.

Впервые понятие «организационная культура» было введено в конце 1970-х гг. Если исходить из определения У. Оучи, придерживаются следующего определения: «Организационная культура — символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях, убеждениях» [Цит. по: 3]. Г. Хофстед дает следующее определение данному понятию: «Организационная культура — коллективное программирование мыслей, которое отличает одну организацию от другой» [Цит. по: 6]. Б. Ф. Усманов дает следующее определение: «Организационная культура корпорации представляет собой традиции и манеру поведения, в которых воплощаются основные ценности организации, кадрового его состава» [Цит. по: 7]. Базируясь на различных определениях авторов, можно сделать вывод, что организационная культура — это комплекс игровых и культовых образцов поведения персонала, обеспечивающих эффективное функционирование организации.

Организационная культура базируется на ценностях, убеждениях, формы которых едины для все сотрудников, а также играет важную роль в выживании и эффективной деятельности всей организации. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, организациям следует постоянно совершенствоваться и не стоять на месте. В век цифровизации важно профессионально владеть информационными технологиями и применять их на практике. Классические теории предлагают создавать организационную культуру начиная с миссии и цели организации, опираясь на личность руководителя компании, его верования и традиции (К. Ким, Р. Куинн [8]). Но мало кто учитывает факторы внешней среды, которые достаточно сильно влияют на создание организационной культуры.

Информационные факторы, которые влияют на организационную культуру, используются через различные мессенджеры и социальные сети. Обмен данными происходит в считанные секунды, и персонал получает важную информацию, даже находясь в другом городе. Большинство организаций используют такие мессенджеры, как WhatsApp, Viber и другие, которые приспособлены не только для личного общения, но и для упрощения рабочего процесса. Наиболее популярным мессенджером среди российских пользователей является WhatsApp. На рис. 1 показаны популярные мессенджеры в России на 2017 г. [9].

Уже на сегодняшний день технологические факторы внесли изменения в организационную культуру. Во многих крупных фирмах трудятся роботы в сфере подбора персонала, производственных, управленческих и др. Они замещают монотонную работу персонала, используя искусственный интеллект. Например, в сфере подбора персонала на российском рынке в 2016 г. был создан робот-рекрутер Вера, который проводит интервью с 1500 кандидатами за 9 ч, тем самым освобождая менеджера по подбору персонала от рутины, чтобы можно было уделять больше времени работе по оценке персонала и проведению большего количества тренингов. Прогноз внедрения промышленных роботов в мире растет с каждым годом. Различные страны готовы развивать роботизацию в промышленном секторе и вкладывают огромные инвестиции в это дело. На рис. 2 показан удельный вес по закупке промышленных роботов в мире. Китай в этом списке является лидером и закупает 51 % промышленных роботов, Южная Корея — 15 %, Япония — 14 %, а США — 12 %, и завершает список по закупке промышленных роботов Германия — 8 % [9].

С внедрением цифровых технологии мы претерпеваем изменения, которые наблюдаются изо дня в день. Так, к 2030 году 57 профессий будут не востребованы на рынке труда в различных сферах. Но также отмечаются и положительные моменты, взамен ушедшим профессиям возникнут новые 186 профессий, которые будут требовать нового уровня знаний.

Рис. 1. Популярные мессенджеры в России в 2017 г.

Рис. 2. Закупка промышленных роботов в мире

Таким образом, цифровая экономика внедряется во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и промышленную деятельность. Применение технологических и информационных факторов, с одной стороны, влияет благоприятно на деятельность фирмы. С помощью мессенджеров ускоряется обмен информацией, дистанционное обучение помогает совершенствоваться постоянно, без от-
рыва от производства, и организационная культура подстраивается под эти изменения. Но, с другой стороны, роботизация, упрощающая монотонные процессы в работе, оказывает отрицательное влияние: на смену разным профессиям приходят роботы, вытесняя персонал. Так как множество внешних факторов постоянно влияют на климат организации, то организационную культуру следует постоянно менять и совершенствовать. Отсюда следует сделать вывод, что век информационных технологий только набирает темп роста и влияет на нашу жизнь с каждым днем все больше и больше.

 

Список литературы

1. Акперов, И. Г. Информационные технологии в менеджменте : учебник / И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. — М. : Инфра-М, 2013. — 400 c.
2. Алексейчук, Н. Е. Экономическая теория / Н. Е. Алексейчук, В. Н. Ковнир. — М. : Юрайт, 2012.
3. Теория организации. Организация производства : интегрир. учеб. пособие для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, А. М. Голиков [и др.] ; под ред. А. П. Агаркова. — М. : Дашков и К, 2015. — 272 c.
4. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н. Н. Могутнова // Социол. исследования. — 2009. — № 4. — С. 123—136.
5. Маркс, К. Соч. Т. 4: Принципы коммунизма / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. — 615 с.
6. Веснин, В. Р. Теория организации : учебник / В. Р. Веснин. — М. : Проспект, 2016. — 272 c.
7. Стеклова,О.Е.Организационнаякультура:учеб.пособие / О. Е.Стеклова. — Ульяновск:УлГТУ, 2012. — 127 с.
8. Ким,К.Диагностика иизменениеорганизационнойкультуры/К.Ким,Р. Куинн. — СПб.:Питер, 2012.
9. IFR International Federation of robotics [Электронный ресурс]. — URL: http://robotrends.ru (дата обращения 24.08.2018).

Источник: Научный журнал "Вестник Челябинского государственного университета". 2018. № 12 (422). Экономические науки. Вып. 63.


Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (21.08.2019)
Просмотров: 29 | Теги: персонал, цифровая экономика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь