Вторник, 23.04.2019, 23:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каллиома Л.А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: В статье анализируется алгоритм организационного процесса применения методики гидрореабилитации, его внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность выполнения образовательно-оздоровительных задач, детерминированные инфраструктурой учреждения, где проводятся занятия и их структурой.

Ключевые слова: Условия и средства водной среды, возникновение и преодоление критических ситуаций, техника спуска ребенка-инвалида в условиях глубоководного бассейна.

 

Физические упражнения в водной среде и технологии гидрореабилитации уже доказали свою эффективность в качестве отдельного направления адаптивного физического воспитания(Д.Ф. Мосунов, М.Н. Лосева). Многие авторы продолжают исследовать плавание и его сферуприменения при разнообразных медицинских показаниях, как единственно возможный вид физических упражнений для людей с существенными ограничениями по занятиям физической культурой «на суше». [4]

Формирование качественно нового «более высокого от исходного уровня двигательной иобщественной активностичеловека» (в условиях водной среды и средствами водной среды) остается главной целью обучения и воспитанияметод икойгидрореабилитации[3 ], основаннойна врожденной способности людей перемещаться в водной среде.

Между тем, ощущается недостаток обобщенного комплекса методических рекомендаций об организации самих занятий по гидрореабилитации. Существующие рекомендации «рассеяны» по отдельным статьям, учебным пособиям и монографиям ведущих теоретиков и практиков этого направления. В данной статье приведены сведения из некоторых источников и обозначен условный алгоритм влияния внешних и внутренних особенностей организационного процесса.

К числу внешних факторов, на базовом уровне определяющих принадлежность гидрореабилитации к сфере адаптивной физической культуры, следует отнести «национальные особенности содержания занятий», которыесуществуют в разных странах. [1] У нас в стране занятия всех звеньев «возрастной вертикали»проходят в учреждениях различных уровней общего (массового)и специального образования, здравоохранения и социальной защиты. Используются авторские программы и методики, с яркой ориентацией на максимальное использование функциональных возможностей занимающихся.И если в учреждениях соцзащитыособенностью занятий является их безусловная направленность на «формирование жизненной компетенции», то в здравоохранении продолжает доминировать лечебный (реабилитационный) подход, с его непременной составляющей - «активизацией деятельности различных органов и систем и коррекции имеющихся дефектов развития занимающихся».[1]

И только в системе учреждений образования (как общего, так и специального, и дополнительного) сегодня можно наблюдать наличие синтезаобразовательно- оздоровительных задач и задач формирования жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями и отклонениями здоровья. Что, несомненно, выгодно отличает и придает популярности бассейнам в средних школах, дворцах спорта, физкультурно-оздоровительных комплексах и т.д.среди семей, где есть дети с ОВЗ. К примеру,Д. Ф. Мосунов, В. Г. Сазыкинеще в конце 90-х годов убедительно доказали в своих исследованиях безоговорочнуюэффективность процесса обучения плаванию детей с поражением опорно-двигательного аппарата, с отклонениями в умственном развитии и разнообразными комплексами отклонений от нормы в крытых и открытых спортивных плавательных бассейнах (типа «лягушатник»). Напомним, подобные задачи обучения десятилетиями решались только в условиях специальных лечебных бассейнах при поликлиниках или стационарах.

Безусловно, гидрореабилитация и обучение плаванию возможны только с разрешения лечащего врача, который учитывает все отклонения в состоянии здоровья, последствия и степень тяжести различных заболеваний и поражений.

Занятия гидрореабилитацией (как и все занятия по адаптивной физической культуре) делятся на обязательные (предусмотренные гособразовательными стандартами, индивидуальными программами реабилитации, назначениями врачей) и дополнительные (реализуемые по желанию детей (или родителей, что чаще). Но ни какие госстандарты или допзанятия, как отмечают исследователи, не отменяют еще одну особенность гидрореабилитации, которая выражена временными показателями продолжительности обучения:«одного ребенка можно научить плавать за одно занятие, другому, например, тяжело больному с проблемами в области интеллекта, потребуется более 2-х лет, чтобы проплыть 25 метров осознанно и самостоятельно».[3]

Особенности (они же значительные трудности) при начальном обучении плаванию подобных больных детей начинаются для тренера еще до погружения в воду, еще «на суше». И связаны они с неприспособленностью большинства спортивных сооружений (построенных, как правило, несколько десятилетий назад), их инфраструктуры для занятий АФК людьми с ОВЗ, в том числе инвалидами. Отсутствие лифтов, крутые лестницы крыльца, где не спасает установленный пандус, узкие пролеты внутренних помещений...

Начнем с важнейшего, чего ни в коем случае нельзя упускать из виду при организации занятий в бассейне. Речь идет о критических ситуациях, которые предшествовали неоднократнымв последние десятилетияфактах несчастных случаев на воде со смертельным исходом. Исследователи называют это «игнорированием проблем опасности», которое, привело к возникновению«у поколения тренеров-практиков XX века» и населения«иллюзорной убежденности в безопасности занятий при обучении плаванию», и развило в них«самоуспокоение и безответственность».[3]

Критические ситуации, во время занятий гидрореабилитацийдетально изучены(и также разделены по признаку среды развитияна внутренние и внешние)ведущими специалистами кафедры теории методики гидрореабилитации НГУ им.П.Ф.Лесгафта.

Так, помещение бассейна, его водная среда, сотрудники бассейна (включая тренера и его помощника при наличии) и сам ученик (или обучающийся),технические средства обучения, люди в воде - все они отнесены к внешними признакам возможных критических ситуаций. Эти признаки определяют и задают вектор развития возможных событий: перемещения ребенка из одного помещения бассейна в другое в определенный отрезок времени. К внешним факторам относятся и знания, практические умения тренера и ученика, их взаимные отношенияи состояние здоровья, успешность (или не успешность) решения поставленных дидактических задач.

А вот все разнообразные проявления «индивидуальной жизнедеятельности тренера и ребенка, их системное педагогическое взаимоотношение», их тандем«тренер - ученик» во всех проявлениях (включая проявления и преодоление водобоязни) отнесены к внутренним особенностям (признакам) при классификации критических ситуаций. Алгоритм действий тренера в критических ситуациях детально «отшлифован» вработе «Предупреждение и преодоление критических ситуаций в процессе гидрореабилитации» Мосунова Д.Ф., Сазыкина В.Г.

Так, при падении на скользком и мокром полу во время перемещения тренера с ребенком «на руках» (к примеру, ребенком с ДЦП, имеющим большой вес или рост) по лестничным пролетам бассейна или через раздевалку, туалет, душ, в последний момент падения, на спину, тренер «укладывает» ребенка на себя, тем самым, исключая удар самого ребенка о пол (при условии специальной тренированности наставника, безусловно). Хотя, конечно же, для исключения подобных случаев необходима специальная коляска, на которойможно передвигаться там, где это позволяет горизонтальная поверхность пола; или же скамейка или пластмассовый стулдля мытья ребенка под душем.

Приведенный пример алгоритма предотвращения одной из критической ситуаций, перестает «работать» и быть актуальным, если с ребенком перемещается один из его родителей, что нередко происходит в практике немалого количества учреждений, в штате которых, по разным причинам отсутствует специалист по адаптивному физическому воспитанию или тренер, владеющий методикой гидрореабилитации. А если же он есть и ведет групповые занятия, то зачастую именно к родителям он обращается за помощью, для того чтобы обеспечить переодевание ребенка, его транспортировку в чашу бассейна и передачу ему в руки, уже в воде или на бортике.

Специальными подъемниками с креслами для спуска инвалида в воду оборудованы (или дооборудованы) далеко не все физкультурно-оздоровительные учреждения не только в регионах, но и в столичных городах. Чаще используются металлические, вертикальныелестничные трапы, расположенные по бокам стандартного бассейна, на глубокой и мелкой его части.

В НГУ им.П.Ф.Лесгафта была разработана, апробирована и внедрена специальная методика спуска в воду и подъема ребенка-инвалида из воды на занятиях гидрореабилитацией. В ней учтены все характерные особенностии трудности этого процесса, связанные «с индивидуальной психологической подготовленностью ученика, его физическими возможностями, а также, степенью водобоязни, или её отсутствием, смущением, желанием входить в воду, а также, присутствием родителей на самом занятии и т.д.» [2]

Страховкой, поддержкой и помощью преподавателясопровождается каждая из пяти фаз: подход от скамейки к лестнице; захват руками ребенка поручней лестницы;поворот спиной к воде;постановка ног на лестницу;наконец, спуск в воду и погружение.

Успешность выполнения задач на всех этапах этого процесса напрямую зависит от психологических и координационных способностей ребенка и непрекращающегося тактильного контроля его действий со стороны тренера. Если же возможности ребенка не позволяют пройти фазы спуска по данной методике, его спускают в воду, как уже было сказано выше, непосредственно в руки тренера родители или коллеги-специалисты. Они же принимают ребенка из воды после занятия, продолжительностью от 30 до 45 минут в зависимости от его формы (групповое или индивидуальное).

Начальный этап гидрореабилитации - занятия, где происходит обучениетяжелобольного ребенка двигательным действиям в условиях водной среды - это процесс удержания его на руках до начала самостоятельного плавания[5]. Его продолжительность (одно или несколько занятий) зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В условиях глубокого бассейна все время занятий тренер держит его, передвигаясь в воде вертикально, используя специальные приемы поддержки своего подопечного, в условиях неглубокого - передвигаясь по дну, также с обязательными поддержками.

Почти двадцатилетний опыт специалистов из Санкт-Петербурга по обучению плаванию 25 метровой дистанции детей с тяжелыми последствиями заболеваний и поражений свидетельствует, что после 2-3 месячного перерыва занятий, умение плавать у некоторых из них может исчезнуть совсем. Потребуется запустить новый начальный курс. И это еще одна из многочисленных особенностей процесса организации занятий гидрореабилитацией, в основе которой - педагогическое воздействие на ребенка, требующее, как известно, регулярности и систематичности.И только тогда будет достигнута цель применения и использования этой методики, только тогда ребенок с ограниченными возможностями и отклонениями здоровья сможет подняться на качественно новый уровень своего двигательного, физического и социального развития.

Литература

1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры - М., 2016. -С.273-291.
2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Паралимпийское плавание. Гидрореабилитация», СПб., 2008. - С.88-91.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Предупреждение и преодоление критических ситуаций в процессе гидрореабилитации - СПб., 2014. С. 82-877.
4. Плавание: Учебник для вузов/ Под общ.ред. Н.Ж.Булгаковой. - М., 2001. С. 17-18
5. Шпак С.Л. Обучение плаванию детей с церебральным параличом. Учебно- методическое пособие / С.Л. Шпак - СПб., 2006. С.54-55.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.02.2019)
Просмотров: 54 | Теги: гидрореабилитация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь