Понедельник, 15.10.2018, 18:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

А.Н.Каинов, К.А.Каинов, Г.И.Курьерова, А.В. Быкова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Организация кадетских классов в общеобразовательных учреждениях стала повседневной реальностью. По отчетам, количество кадетских классов во всех регионах страны постоянно возрастает. В школах, в кадетских классах, как правило, кадетский компонент включает следующие направления: строевая, огневая, физическая, тактическая и другие виды подготовки, в зависимости от специализации класса. Однако, нет единого подхода в содержании и организации физической подготовленности кадетов, не разработаны единые нормативные требования по уровню физической подготовленности, а так же по другим направлениям, особенно для учащихся основной школы. Физическая подготовка является базовой и ее задачи не только в повышении уровня физической подготовленности, но и в создание основы для освоения других видов кадетского компонента [1, 2].

На базе МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района Волгограда» в кадетских морских классах мы наблюдали эффективность влияния кадетского компонента на уровень физической подготовленности учащихся 5-6 классов. Всего было проанализированы показатели физической подготовленности 78 учащихся в возрасте 11 -12 лет (25 девочек и 33 мальчика).

Кадетский компонент (6 недельных часов) был представлен следующими направлениями: физическая подготовка (уроки физической культуры, гимнастика до занятий, рукопашный бой, общая физическая подготовка, соревнования); строевая подготовка; стрелковая подготовка; тактическая подготовка; основы морской подготовки; бальные танцы. Кадетский компонент предусматривает обязательные два выезда в оборонно-спортивные лагеря в течение учебного года (осенью и летом).

Соревнования представлены следующими видами: соревнования для кадетских классов, соревнования по программам «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры» и соревнования по внутришкольной спартакиаде. Нормативы по физической подготовке кадеты сдают два раза в год. Строевая подготовка проводится один раз в неделю для всего класса. Стрелковая подготовка проходит по группам один раз в неделю. Тактическая подготовка представлена игрой лазертаг 3-4 раза в месяц.

Программа занятий кадетов в военно-патриотических лагерях представлена в распорядке дня следующими видами: утренняя гигиеническая гимнастика, общая физическая подготовка, туризм, стрельба из лука и пневматического оружия, метание (ножа, копья, гранаты), рукопашный бой, ЗОМП и лазертаг. Занятия в течение дня проводились по шесть часов и имели следующие особенности - тренировочные занятия проводились в первой половине дня, а игровые и соревнования во второй половине дня.

При проведении утренней гимнастики преимущественно использовались общеразвивающие упражнения. На занятиях по общей физической подготовленности основной упор делался на развитие общей выносливости, силы и быстроты.

Во второй половине дня в основном проводились соревнования по спортивным играм, тактическая игра лазертаг, занятия туризмом и стрелковая подготовка.

Мы провели анализ показателей физической подготовленности в кадетских классах (экспериментальная группа) и сравнили их обычными классами (контрольная группа). В начальном обследовании показатели физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп практически не различались.

Результаты бега на 60 м у девочек контрольной группы изменились несущественно: в пятом классе (3,4%, p>0,05) и шестом классе (3,5%, p>0,05), а у учащихся экспериментальной группы - на 6,1% (p<0,05) и 6,3% (p<0,05) соответственно (рис. 1).

У девочек экспериментальной группы отмечается достоверный прирост результатов в прыжке в длину с места у школьниц пятого класса (7,3%, p<0,05) и шестого класса (4,0% p<0,05), а у девочек контрольной группы данные результаты изменились несущественно (4,1%, p>0,05) и (1,8%, p>0,05). Аналогичная закономерность прослеживается и при анализе результатов бега на 1000 м и прыжков в длину с разбега у девочек пятого класса экспериментальной группы - 4,3% и 6,3% p<0,05; в контрольной группе - 1,2 и 3,8%, p>0,05 соответственно. У школьниц шестого класса изменения по тем же показателям в экспериментальной группе также выше (1000 м - 9,6 %, прыжок в длину - 6,8%), чем в контрольной (1000 м - 1,7%, прыжок в длину - 3,3 %).

Рис.1 Динамика результатов физической подготовленности девочек различных групп за период исследования, %
Условные обозначения: 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; 2 - прыжок в длину с места; 3 - поднимание и опускание туловища из положения лежа;4 - вис на перекладине; 5 - наклон туловища вперёд из положения сидя; 6 - бег 1000 м.;7- бег 60 м; 8- прыжок в длину с разбега; 9- метания мяча

За период исследования у девочек пятых классов экспериментальной группы существенно улучшились результаты метания мяча (15,4%, p<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (14,2%, p<0,05), вис на перекладине (25,9%, p<0,05), поднимание и опускание туловища из положения лежа (12,2%, p<0,05) и наклона туловища вперёд из положения сидя (9,8%, p<0,05). Такие же тенденции наблюдаются и у девочек шестого класса (метание мяча, вис на перекладине - 18,8%, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 14,9%, наклон туловища вперёд - 24,2%, поднимание и опускание туловища из положения лежа - 12,9 %).

Показатели девочек контрольной группы пятых, шестых классов изменились менее существенно: достоверно улучшились лишь результаты виса на перекладине (26,5% и 8,5%, p<0,05), наклона туловища вперед из положения сидя (8,8% и 14,5%, p<0,05) соответственно.

За период исследования результаты бега на 60 м у мальчиков контрольной группы пятых и шестых классов улучшились несущественно (1,8% и 3,8%, p>0,05), а у учеников экспериментальной группы - на 3,7% и 5,8%, (p<0,05) соответственно (рис.2).

Рис. 2 Динамика результатов физической подготовленности мальчиков различных групп за период исследования, %

Условные обозначения: 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; 2 - прыжок в длину с места; 3 - поднимание и опускание туловища из положения лежа;4 - вис на перекладине; 5 - наклон туловища вперёд из положения сидя; 6 - бег 1000 м.; 7- бег 60 м; 8- прыжок в длину с разбега; 9- метания мяча

У мальчиков экспериментальной группы пятых и шестых классов отмечается достоверный прирост результатов в прыжке в длину с места (7,5% и 5,0%, p<0,05), а у учащихся контрольной группы данные результаты изменились несущественно (4,7% и 2,6%, p>0,05 соответственно).

Аналогичная закономерность проявилась и при анализе результатов пятиклассников в беге на 1000 м и прыжке в длину с разбега (экспериментальная группа - 4,7% и 4,3% p<0,05; в контрольная группа - 3,0% и 2,6%, p>0,05 соответственно).

Схожая закономерность прослеживается и при анализе результатов шестиклассников в прыжке в длину с разбега (экспериментальной группа - 5,0 % p<0,05; в контрольная группа - 3,5%, p>0,05 соответственно).

За период исследования у мальчиков экспериментальной группы пятых классов существенно улучшились результаты метания мяча (19,3%, p<0,05), сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (18,2%, p<0,05), вис на перекладине (27,2%, p<0,05), поднимание и опускание туловища из положения лежа (12,0%, p<0,05) и наклона туловища вперёд из положения сидя (12,0%, p<0,05). У шестиклассников произошли такие же изменения: метание мяча - 20%, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа - 23,3%, вис на перекладине - 24,3%, поднимание и опускание туловища из положения лежа - 10,6% и наклон туловища вперёд из положения сидя - 13,9%.

Показатели мальчиков контрольной группы изменились менее существенно: достоверно улучшились результаты виса на перекладине (16,7%, p<0,05) и поднимания и опускания туловища из положения лежа (7,9%, p<0,05).

Участие кадетов в муниципальных соревнованиях среди кадетских классов подтверждает правильность выбранного направления. Кадетский морской класс стал победителем районного и призером городского этапа соревнований «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», а так же городской игре «Вперед кадеты!».

На анализе полученных данных можно сделать следующий вывод: Организация физической подготовки в кадетских классах способствует повышению уровня физической подготовленности.

Список литературы

1. Коваль, В.В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коваль В.В. - Волгоград, 2008. - 24 с.
2. Попков, А.А. Модель военно-прикладной физической подготовки подростков и допризывной молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Попков А.А. - Волгоград, 2014. - 24 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.02.2018)
Просмотров: 304 | Теги: кадетский класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь