Пятница, 20.04.2018, 06:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности обучения студентов-спортсменов избранным темам дисциплины «естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика»

Р.Р.Хадиуллина, к.п.н., доцент

Особенности обучения студентов-спортсменов избранным темам дисциплины «естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» на основе авторского учебного пособия «физика в спорте»

Аннотация. В данной статье приводится авторское видение в обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» на основе идеи интеграции компетентностного, деятельностного, модульного, исторического, личностного и многомерного подходов.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, физика, спорт.

 

Актуальность. Согласно ФГОС ВО для бакалавров направления 49.03.01 «Физическая культура» на изучение дисциплины «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: Физика», предусмотрено 6 часов лекционных и 18 часов практических занятий. Небольшое количество аудиторных занятий не всегда позволяет обучающимся овладеть соответствующими компетенциями. Кроме того, подготовка и участие студентов-спортсменов в спортивных мероприятиях, определяет их длительную территориальную и временную разделенность от учебного заведения и преподавателя, что также негативно может сказаться на результатах обучения [3]. Использование новейших методологических подходов, дистанционных технологий, оригинальных дидактических средств, таких как, например, «Физика в спорте» - авторского учебно-методического пособия позволяет успешно решать данную проблему: создаются комфортные условия для осуществления образовательного процесса всем студентам-спортсменам, независимо от формы их обучения (очной, очной с индивидуальным планом, заочной) [5]. В основе разработки данного пособия лежит идея интеграции компетентностного, деятельностного, модульного, исторического, личностного и многомерного подходов [1].

Учебное пособие включает определенные блоки, при этом каждая тема изучается по заданному алгоритму: объяснение спортивных явлений на основе законов физики. Такой подход будет способствовать формированию у студентов- спортсменов умения применять и трансформировать в области физической культуры законов естественнонаучных дисциплин. Данное пособие с успехом может быть использовано для студентов других направлений, например, 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий [2]. Структурированность изложения темы, наличие базового и повышенного уровней ее изучения позволяет моделировать изучаемую тему по своему усмотрению, что дает возможность каждому студенту-спортсмену реализовывать индивидуальную образовательную траекторию [4].

Основная часть. Каждый профессиональный спортсмен и тренер знает, что лишь одной физической подготовки для достижения спортивных вершин недостаточно. Спортивное мастерство достигается многолетними интенсивными тренировками, подкрепленными глубокими теоретическими познаниями по основам естественных дисциплин, отражающих методику выполнения спортивных упражнений. К таким дисциплинам относится, например, «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика», направленная на формирование у студентов-спортсменов умения использовать законы естественнонаучных дисциплин, методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности. Это предполагает освоение ими не только общих фактов и понятий из области физики, но и формирование естественнонаучной картины мира, развитие способности анализировать физические явления окружающего мира.

Законам физики подчиняются многие явления в спорте: прыжки в длину и в высоту, вращательные движения и плавание, полет диска и мяча и т.д. Любой вид спорта сопряжен с преодолением спортсменом сил трения, тяготения и других сил физической природы. Чтобы свести к минимуму нежелательное воздействие этих сил, тренер также должен разбираться в законах физики, ведь это помогает снизить физические нагрузки на организм, тем самым экономя время, усилия и здоровье спортсмена.

В учебно-методическом пособии «Физика в спорте» на конкретных примерах показано, как с помощью законов естественнонаучных дисциплин можно не только объяснить явление в спорте, но и улучшить спортивный результат.

Выполнение практических заданий, представленных в пособии, позволит вспомнить ранее изученный материал, ознакомиться с историей открытия явлений или спортивных достижений, изучить новый материал и закрепить его на конкретных спортивных примерах, расширить и углубить уже имеющиеся знания, самостоятельно решить предложенные задачи. Материал пособия разработан таким образом, что позволяет изучать дисциплину на начальном, базовом или углубленном уровнях. Рассмотрим авторский подход в изучении одной из представленных учебно-методическом пособии тем. Каждая тема пособия изучается по представленному ниже алгоритму.

После названия темы дается либо краткая цитата спортсмена, имеющая непосредственное отношение к рассматриваемому явлению, либо выдержка из народной мудрости, пословица, которая точно отражают смысл изучаемого физического закона и т.п.

ЗАНЯТИЕ №
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА И ЭНЕРГИИ В МЕХАНИКЕ

«Я принимаю, что во Вселенной ... есть известное количество движения, которое не увеличивается никогда, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообгщает». Рене Декарт

Начальный уровень изучения материала включает в себя следующие блоки: «Постановка проблемы», «Исторический блок», «Блок актуализации (вспомните)», «Теоретический блок (теоретический минимум)».

В блоке «Постановка проблемы» описывается определенное явление в спорте и ставится задача его объяснения с точки зрения законов физики: «Над площадкой на огромной скорости летит шайба, хоккеисты мчатся, сменяя атаку на атаку, то один, то другой вратарь парирует сильнейшие броски. И все постоянно повторяется. Трудно уследить за шайбой, а скорости все возрастают. И всё это благодаря импульсу! Действительно, головокружительные броски снарядов в теннисе, гольфе и т.д., динамичная игра спортсменов в хоккее, футболе, в волейболе и т.д. подчиняются закону сохранения импульса и закону сохранения энергии. При этом можно наблюдать такую картину, когда два хоккеиста, после столкновения движутся как единое целое, или, наоборот, разлетаются в разные стороны. От каких факторов зависит характер их движения? Каким законам подчиняется их взаимодействие?».

В «Историческом блоке» представлены ключевые даты открытия физических явлений или спортивных достижений. Так, в данном случае, раскрываются исторические этапы открытия законов сохранения в механике: начиная с Античного мира, когда закладываются философские предпосылки к открытию законов сохранения, и далее в продолжении приводятся ключевые открытия Р.Декарта, Г.Лейбница, М.В. Ломоносова, Т.Юнга, М.Фарадея и т.д.

«Блок актуализации (вспомните)» позволяет вспомнить материал, изученный ранее и необходимый для объяснения нового закона (эффекта): импульс тела, импульс силы, виды механической энергии, законы Ньютона.

В «Теоретическом блоке (теоретический минимум)» представлены единицы измерения физических величин, даются основные понятия и законы: Полная механическая энергия тела, Абсолютно упругий удар, Абсолютно неупругий удар, Закон сохранения импульса, Закон сохранения энергии.

Далее начинается базовый уровень изучения материала, который включает в себя «Блок применения знаний» и «Блок самоконтроля (рефлексия)». В «Блоке применения знаний» даны практические задачи по применению новых знаний. Предлагается объяснить взаимодействие футбольных мячей на основе законов сохранения импульса и энергии; спуск лыжника с горы описать с точки зрения сохранения полной механической энергии: перехода потенциальной энергии в кинетическую.

В качестве проверки полученных знаний в «Блоке самоконтроля» даны тестовые вопросы, включающие основные определения, формулы, единицы измерения физических величин. Так предлагается ответить на следующие вопросы: «Почему при стрельбе на плече, к которому спортсмен прикладывает винтовку, могут появиться синяки? Почему конькобежцы, разгоняясь, размахивают руками? Как механическая энергия, запасенная в натянутой тетиве лука, преобразуется в энергию стрелы при ее выстреле?».

При успешном прохождении контрольного теста, что будет указывать на прохождение базового уровня изучаемой темы, можно приступить к повышенному уровню, включающему «Блок расширения и углубления» и «Блок самостоятельной работы». «Блок расширения и углубления» позволяет студентам знакомиться с дополнительной информацией, решать задачи повышенного уровня. «Блок самостоятельной работы» состоит из двух частей, включающих Вопросы и задания для самостоятельной работы, а также Задания для обобщения и систематизации различных примеров проявления изученных законов в мире спорта. В заключительном блоке «Литература» представлен список основной и дополнительной литературы для самостоятельного чтения и расширения кругозора.

Выводы. Такая нестандартная форма подачи информации способствует более глубокому пониманию естественнонаучной картины мира, формированию способности у студентов-спортсменов применять и трансформировать законы естественнонаучных дисциплин в области спорта и физической культуры. Студенты-спортсмены изучают законы физики на конкретных спортивных примерах, самостоятельно ставят перед собой задачи и решают их; углубляют и расширяют свой кругозор, учатся систематизировать полученные знания.

Уровневая структурированность пособия не столько облегчает преподавателю в оценивании степени освоения студентом материала, сколько позволяет студенту четко для себя определять результаты и перспективы своего обучения.

Литература:

1. Ибрагимов Г.И., Теория обучения: учебное пособие / под ред. Г.И.Ибрагимова [Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.] - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011 - 383 с.
2. Лутфуллин, И.Я. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта / И.Я. Лутфуллин, Ф.А. Мавлиев, P.P. Хадиуллина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. - № 9 (91). - С. 88-93.
3. Мухаметзянова, Ф.Ш. Экология комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, P.P. Хадиуллина // Информатизация образования - 2015: материалы международной научно- практической конференции, под ред. И.Ш. Мухаметзянова, P.P. Фахрутдинова, Казань, 2015.-С. 31-51.
4. «Хадиуллина, P.P. Формирование самообразовательных умений и навыков владения информационными ресурсами для выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента-спортсмена / P.P. Хадиуллина // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. -2013. - С. 136- 137.
5. Хадиуллина, P.P. Обучение студентов-спортсменов дисциплине Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» на основе использования авторского учебно-методического пособия «Физика в спорте» / P.P. Хадиуллина// Наука и образование: новое время, 2016. - № 1 (12). - С. 105 -108.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.01.2018)
Просмотров: 94 | Теги: физика, спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь