Суббота, 23.03.2019, 09:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА В НЕОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА «СКАТ

В.Е.КОЗЛОВСКИЙ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА В НЕОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА «СКАТТ»

Обучение стрельбе, освоение техники стрельбы в неограниченное время, производство выстрела, пистолет Макарова, электронный тренажер «СКАТТ», устранение ошибок при производстве выстрела.

Рассматривается эффективность применения электронного тренажера «СКАТТ» при формировании умений и навыков производства выстрела из пистолета Макарова на начальном этапе обучения. Автор рассматривает возможности устранения и минимизации ошибок при освоении техники производства выстрела, в том числе при стрельбе в неограниченное время. Делается вывод о том, что для дальнейшего совершенствование техники стрельбы необходимо использовать современные инструментальные методы оценки эффективности действий стрелка, так как они позволяют оптимизировать основные технические характеристики выполнения выстрела путем устранения и предупреждения ошибок.

 

Поиск путей повышения эффективности образовательного процесса и качества образования осуществляется по многим направлениям, среди которых важнейшее место занимает внедрение современных технических средств обучения и информационных технологий. Развитие высшего образования показывает, что сегодня это - требование времени.

Как полагает С.Н. Архипов «современные информационные технологии и технические средства обучении (ТСО), активно внедряемые в учебный процесс, имеют высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательного процесса, но и в связи с их возможностью изменять структуру коммуникативных процессов обучения в соответствии с требованиями общественного прогресса. Технические средства обучения увеличивают наглядность обучения, делают доступным восприятию материал, который при обычных методах обучения не может быть продемонстрирован, повышают темп обучения, создают условия для осуществления исследовательского метода преподавания и индивидуализации процесса обучения.

Систематические занятия по огневой подготовке ставят целью полноценное развитие и закрепление ранее изученного материала. Освоение техники стрельбы происходит в процессе овладения специальными знаниями, умениями, навыками и совершенствования их» [1].

В свою очередь, практика подготовки стрелков показывает, что одной из основных причин, снижающих эффективность образовательного процесса, а именно качества его тренировочной составляющей, является отсутствие у преподавателей возможности объективно оценивать показатели умений и навыков, которыми обучаемые овладевают в учебно-тренировочном процессе. Одним из наиболее эффективных средств обучения стрельбе из пистолета Макарова (далее - ПМ) на начальном этапе подготовки и контроля за процессом формирования вышеуказанных умений и навыков является электронный тренажер «СКАТТ» отечественного производства.

В настоящее время он является одним из лучших стрелковых тренажеров, в том числе и потому, что удобен в использовании, так как легок, компактен, не сложен в освоении и эксплуатации, позволяет оценить основные показатели техники стрельбы и получить объективную информацию о некоторых пространственных показателях техники стрельбы в системе «стрелок-оружие-мишень». Поэтому он находит достаточно широкое применение. В частности, предлагается экспериментально обоснованное его использование в стрелковой подготовке спортсменов, где важной составляющей является способность тренажера реально отображать мишени и пробоины (как при стрельбе из ПМ на дистанциях до 25 м боевыми патронами по мишени № 7), а также все характеристики микроструктуры техники выстрела на экране компьютера [2].

Как подчеркивает А.А. Удалова «современный стрелковый тренажер - это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с персональным компьютером. Существует большое количество тренажеров, позволяющих обучать какой-либо отдельной составляющей выстрела: это тренажеры для обучения изготовке, удержанию оружия, прицеливанию, плавному нажатию на спусковой крючок и т.д. В отличие от них стрелковым тренажером в общем случае считается устройство, позволяющее полностью имитировать весь процесс выстрела» [3]. Согласимся также с тем, что одной из основных задач совершенствования технического мастерства обучающихся является выбор оптимальных параметров техники выполнения как отдельного выстрела, так и упражнения в целом и устранение на этой основе возникающих ошибок [4].

Стоит отметить, что зачастую спортсмены сталкиваются с необходимостью улучшения навыка устойчивого, стабильного положения корпуса: например, гимнасты при приземлении со спортивного снаряда, хоккеисты во время перемещения по льду. Во всех случаях им необходимо удерживать равновесие для успешного продолжения или завершения выполнения упражнения (начатого действия). В практической стрельбе из боевого оружия успешность производства выстрела, его скорость и результативность поражения целей напрямую зависят от того, насколько быстро стрелок сможет занять необходимую исходную позицию, при которой ему придется преодолевать инерционные движения корпуса, возникающие при перемещении или являющиеся следствием отдачи от выстрела.

Образовательные технологии направлены на обеспечение вовлечения каждого обучающегося в учебно-познавательную деятельность. При этом для формирования нового понятия или отработки алгоритма определенного двигательного действия обучающийся должен выполнить определенную последовательность движений. Реализации этой цели способствует использование преподавателем на занятиях и во внеурочной деятельности тренажеров различного вида. Нередко тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую обучаемому набор заданий на заданную тему с контролем правильности их выполнения.

Электронный тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающегося. Обучающая проявляется в активизации его работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция тренажера связана с формированием дисциплинированности и самоорганизацией деятельности обучающихся. Благодаря использованию тренажера «СКАТТ» обучающийся получает возможность производить выстрел «вхолостую» без влияния таких мощных сбивающих факторов (особенно на начальном этапе обучения), как отдача оружия и громкий звук, имеющих место при производстве выстрела с патроном.

Качественный выстрел состоит из следующих составляющих: удержание оружия, прицеливание и нажатие на спусковой крючок. Визуально контролировать эти составляющие выстрела и давать при этом объективную оценку двигательного действия в целом преподавателю не очень просто, а контролировать прицеливание обучаемого вообще невозможно. В этом случае незаменимым помощником в процессе освоения техники производства выстрела является электронный тренажер «СКАТТ». Задача обучаемого сводится к тому, чтобы он, овладев правильной изготовкой и хваткой оружия, последовательно производил выстрелы на тренажере, следуя указаниям преподавателя.

Преподаватель, в свою очередь, непосредственно проверив изготовку обучающегося и его хватку оружия, затем с помощью выводимого на экран монитора отображения цикла производства выстрела «вхолостую» может полностью контролировать все три указанные выше составляющих выстрела. Если рассматривать освоение техники производства выстрела в статическом положении, принимая во внимание, что обучаемый находится в правильном исходном положении, преподаватель должен уделить особое внимание именно этим трем составляющим выстрела. Разумеется, имея важное значение для производства качественного выстрела в целом, эти его составляющие не равнозначны между собой. Приоритетное значение имеет удержание оружия, так как оно удерживается до момента нажатия на спусковой крючок, в момент нажатия на него и после срыва курка с боевого взвода. Второе место по значимости, на наш, взгляд занимает нажатие на спусковой крючок. Дело в том, что стрельба из боевого оружия не всегда производится в идеальных условиях. Например, при производстве выстрела в условиях плохой видимости цели контролировать визуально положение ровной мушки на ней весьма проблематично, а правильное нажатие
на спусковой крючок существенно повышает вероятность поражения цели в данном случае. Более того, на начальном этапе обучения стрельбе из боевого оружия многие стрелки, зафиксировав ровную мушку на цели, считают, что выстрел непременно будет успешным, и последующее нажатие на спусковой крючок производят поспешно, стараясь завершить это действие, пока мушка зафиксирована на цели. В результате в момент нажатия на спусковой крючок, как правило, происходит резкое смещение оружия вниз-влево (для стрелков правшей). Как следствие - цель не поражена.

Для того чтобы свести к минимуму вероятность такой ошибки, преподаватель последовательно устраняет ошибки обучающегося в удержании оружия, прицеливании и нажатии на спусковой крючок. На мониторе тренажера «СКАТТ» колебания оружия во время удержания, прицеливания и обработки спуска отображаются в виде кривых линий различного цвета. Это позволяет преподавателю не только наблюдать за производством выстрела, но и видеть ошибки (о них можно судить по цвету траектории и ее компактности), а также своевременно давать рекомендации обучающемуся по коррекции его действий, устранению или минимизации выявленных ошибок. Кроме того, дав задание произвести серию из нескольких выстрелов, преподаватель может увидеть на мониторе, насколько обучающийся пытается производить выстрелы однообразно.

При производстве выстрела в неограниченное время очень важной его составляющей является удержание оружия в течение относительно длительного времени (по сравнению со скоростной стрельбой) - 6-8 секунд. При этом желательно, чтобы колебания оружия были незначительными, что способствует повышению вероятности производства качественного выстрела. Визуально определить положительную динамику уменьшения колебаний очень сложно. А с использованием возможностей тренажера «СКАТТ» сделать это стало гораздо проще.

При регулярных занятиях обучающегося на тренажере и выполнении им специальных упражнений для развития статической выносливости на графиках производства выстрела, которые имеет возможность записывать преподаватель, будет видна положительная (в противном случае - отрицательная) динамика овладения навыком удержания оружия при производстве выстрела вхолостую. Судить об этой динамике можно по характерной для данного показателя траектории, отображаемой на экране. При положительной динамике она занимает меньшую площадь на изображении мишени. После улучшения показателей удержания оружия обучающимся предлагается совместить удержание оружия с последующим нажатием на спусковой крючок. С помощью тренажера преподаватель может определить, какие допускаются ошибки при нажатии на свободный и рабочий ход спускового крючка, а затем дать индивидуальные рекомендации каждому обучающемуся обучаемому отдельно. После того как производство выстрела на тренажере «СКАТТ» станет осуществляться без грубых технических ошибок, можно проверить полученные умения и навыки обучающегося при стрельбе из боевого оружия.

Как полагает А.Е. Мейтин, «постоянно контролируя динамику основных элементов двигательного навыка на экране монитора «СКАТТ», мы должны добиться сохранения в стрессовых условиях соревнований стабильности именно этих элементов, что сохранит возможность достижения высокого спортивного результата даже при упрощении отдельных элементов» [5].

Таким образом, используя электронный тренажер «СКАТТ», преподаватель экономит существенную часть времени при обучении технике производства выстрела в неограниченное время для выявления и устранения технических ошибок при производстве выстрела. Это, в свою очередь, ускоряет освоение обучающимся двигательного действия в целом и повышает эффективность процесса обучения, позволяя тем самым решать задачу более качественного управления обучением и совершенствования стрелковой подготовленности.

Целенаправленное и систематическое применение в учебно-тренировочном процессе современных средств срочной информации, в частности тренажера «СКАТТ», как средства предоставления оперативных данных об уровне подготовленности обучающихся, позволит эффективно управлять процессом совершенствования их двигательных умений и навыков. Это позволит вывести стрелковую подготовленность обучающихся учебной группы, состоящей более чем из двух десятков человек, на примерно одинаковый уровень, позволив преподавателю проводить групповые занятия с гораздо большей эффективностью.

Полагаем также, что для дальнейшего совершенствования техники стрельбы необходимо использовать современные инструментальные методы оценки эффективности действий стрелка, так как они позволяют оптимизировать основные технические характеристики выполнения выстрела путем предупреждения и устранения ошибок. А это, в свою очередь, позволит осуществлять подготовку квалифицированных специалистов с большей эффективностью и в более короткие сроки.

Библиографический список:

1. Архипов С. Н. Использование стрелкового тренажера «СКАТТ» на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 3711-3715 // URL: http://e-koncept.ru/2014/55007.htm.
2. Дунаев К.С., Алексашин Д.Я., Загурский Н.С., Савицкий Я.И. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового тренажера «СКАТТ» и контроль за ней // Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 49-52.
3. Удалова А.А. Эффективность оценки уровня состояния координационных способностей с помощью стрелкового тренажера «СКАТТ» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 2 (120). 2015. С. 176-181.
4. Жилина М.Я. Исследование техники спортивной стрельбы из пистолетов и методики ее совершенствования с помощью средств срочной информации: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1976. 181 с.
5. Мейтин А.Е. Начальное обучение пулевой стрельбе студентов физкультурного вуза с использованием технических средств // Вестник спортивной науки. 2012. № 6. С. 10-13.
6. Падурин Д.Ф., Кучин С.Г. К вопросу о педагогической эффективности применения электронных стрелковых тренажеров в обучении военнослужащих // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 1. C. 33-36.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (11.03.2019)
Просмотров: 14 | Теги: СКАТТ, Обучение стрельбе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь