Суббота, 30.05.2020, 03:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Особенности обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особы

С.Э. Павлов, А.А. Молчанов, доктор юридических наук, профессор

Особенности обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях

В статье проанализированы особенности обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции применительно к выполнению ими оперативно-служебных задач в особых условиях.

Ключевые слова: страхование, полиция, выплата, компенсация, риск, договор, терроризм, особые условия.
 

Российская Федерация стала одной из первых стран, которые столкнулись с масштабной опасностью международного терроризма, поэтому вполне закономерно, что формы и схемы организации борьбы с этим явлением у нас в стране были оформлены законодательно. Осуществляемые в Российской Федерации меры, направленные на противодействие актам тер-роризма, сообразуются с положениями Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 56 и др.). В ходе исполнения оперативно-служебных задач в особых условиях (в условиях вооружённых конфликтов и при проведении контртеррористической операции) профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет экстремальный характер [1, с. 96].

Служебные обязанности выполняются в обстановке высокой активности и вне места постоянного расположения, что предполагает существенные бытовые неудобства. Безусловно, такие условия службы сотрудников надлежит компенсировать как морально, так и материально. Насущная проблема состоит во всестороннем предоставлении гарантий, компенсаций сотрудникам, выполняющим свои оперативно-служебные задачи в особых условиях. Самой существенной общепризнанной задачей правового государства выступает обеспечение справедливого, скорейшего восстановления нарушаемого права и восполнения причиняемого вреда тем, кто пострадал от актов терроризма, а также компенсирование вреда лицам, принявшим участие в борьбе с тер-роризмом.

Говорить о реальности создания системы правовой защиты сотрудников полиции в период выполнения личным составом оперативно-служебных задач в особых условиях стало возможно вслед за принятием ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ о полиции). Самые важные направления деятельности полиции корректируются с учётом современных условий. Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников [2, с. 56].

В развитие положений ФЗ о полиции правовое положение (статус) сотрудника ОВД России определяется на основе ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - ФЗ № 342-ФЗ). Структурные элементы, относящиеся к правовому статусу сотрудников - участников контртеррористических операций - ветеранов боевых действий урегулированы ст. 3, 28 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ № 35-ФЗ), основное направление которого заключается в конкретизации правовой согласованности деятельности по борьбе с терроризмом. В нём отчётливо отрегулированы вопросы компенсирования вреда лицам, принявшим участие в проведении контртеррористической операции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ № 65), на законодательном уровне определены субъекты РФ, где преобладает повышенный риск проявления террористических акций, актов и операций. Таковыми выступают Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край (далее - СКР РФ).

Исходя из этого, для лиц, проходящих службу в данных регионах, Постановлением Правительства РФ № 65 определён особый правовой статус. Однако для дальнейшего понимания следует разграничивать сотрудников полиции, постоянно дислоцированных на территории СКР РФ, и сотрудников, командированных в данные регионы для того, чтобы выполнять оперативно-служебные задачи по противодействию терроризму.

Говоря о деятельности по борьбе с терроризмом, следует отметить, что сотрудники полиции в силу ст. 15 ФЗ № 35-ФЗ, выполняя оперативно-служебные задачи в особых условиях, подлежат гражданско-правовой защите, основанной на государственных компенсационных выплатах.

Значимая составляющая прав сотрудников полиции заключается в возможности возместить вред жизни, здоровью, материальный ущерб и моральный вред. По общему предписанию, объём компенсирования вреда должен быть полным. Это означает компенсирование реального ущерба; упущенной выгоды; затрат, каковые лицо должно произвести (понесло) для того, чтобы восстановить нарушенное право; моральный (нематериальный) вред.

Общие положения относительно ответственности за причинение вреда и размер его возмещения устанавливаются нормами гл. 59 ГК РФ. Противоправность поведения проявляется в нарушении нормы права, субъективных прав граждан или юридических лиц, при этом допускается компенсирование вреда, причиняемого правомерными действиями, только когда это предусмотрено федеральным законом.

Лица, имеющие право на компенсацию вреда вследствие смерти кормильца, определены в гл. 59
ГК РФ. Вред покрывается в размере той части заработка (дохода) умершего, каковую они получали или были вправе получить на собственное содержание при его жизни. Определяя возмещение вреда данным лицам, в число доходов умершего наравне с заработком (доходом) включают пенсию, пожизненное содержание и иные побочные выплаты, которые он получал при жизни.

Суммы выплачиваемого возмещения вреда, который был причинён жизни или здоровью сотрудника полиции, при повышении стоимости жизни увеличивается пропорционально повышению установленной согласно закону величине прожиточного минимума в установленном ст. 318 ГК РФ порядке.

В органах полиции Российской Федерации регламентация возмещения вреда здоровью и ущерба имуществу сотрудников и членов их семей введена ФЗ о полиции (ст. 43) и Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 20).

Величина и порядок выплаты сотрудникам, которые участвовали в борьбе с терроризмом, в случае их гибели или при получении ими телесных повреждений, определены ФЗ № 35-ФЗ, в соответствии со ст. 18 которого возмещение вреда, который был причинен вследствие террористического акта, компенсирующие выплаты физическим и юридическим лицам за причинённый ущерб в результате него, государство реализовывает в последовательности, установленной Правительством Российской Федерации. Для компенсации морального вреда, который был причинён вследствие террористического акта, привлекаются средства лица, которое совершило террористический акт, а также средства его близких родственников, родственников и близких лиц, если есть достаточные основания полагать, что деньги, ценности и прочее имущество обретены ими вследствие террористической деятельности и (или) явились доходом от подобного имущества.

Однако вышеуказанные меры в большей своей части относятся к компенсационным выплатам, исходя из деликтных обязательств, т.е. бремя осуществления возмещения ущерба возлагается на делинквента либо на лицо, указанное непосредственно в законе (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ). В связи с этим целесообразно определить, что основополагающим звеном в части возмещения вреда, а точнее, его государственного компенсирования выступает институт страхования, фундамент которого был заложен еще на советском пространстве [3, с. 46].

В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ, жизнь и здоровье сотрудников полиции, которые выполняли оперативно-служебные задачи в особых условиях, являются объектом обязательного государственного страхования. Условия и последовательность реализации обязательного государственного страхования жизни и здоровья названных сотрудников определяются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52- ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - ФЗ № 52-ФЗ).

Применительно к рассматриваемой теме, страхователем по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников полиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Соответственно Типовому договору № 31/31 ГК, страховщиком с 10 января 2018 г. выступает ООО «Центральное страховое общество» [4]. Предмет указанного договора выражается в оказании услуги по организации обязательного государственного страхования на соответствующий период.

Стоит сказать, что любая страховая деятельность не может осуществляться без такого элемента, как страховой риск. Под страховым риском следует понимать возможное наступление определённого события в будущем.

Особенность договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции выражается в том, что его заключают в пользу третьего лица. Об этом свидетельствует типовой договор обязательного государственного страхования, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 и в котором содержатся сведения о застрахованном лице и о выгодоприобретателе.

Типовой договор обязательного государственного страхования сотрудников полиции, исполняющих оперативно-служебные задачи в особых условиях, является реальным, возмездным, взаимным, рисковым [5, с. 88]. Форма рассматриваемого типового договора простая письменная, он составляется в двух экземплярах, подписывается представителями сторон на основании доверенности, при заключении подтверждается печатями.

Срок исследуемого договора императивно закреплён в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 52-ФЗ, согласно которой он должен быть заключён не меньше чем на один календарный год. Так, Типовой договор № 31/31 ГК от 10 января 2018 г. заключён на срок с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г.

Последовательность оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников полиции определена Инструкцией об организации работы относительно их обязательного государственного страхования жизни и здоровья, которая утверждена приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924. Страховая выплата в процессе организации обязательного государственного страхования выступает его важной составляющей.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ, в системе МВД России право получить страховую выплату возникает при возникновении страховых случаев [6, с. 120], к числу которых относят: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы; его смерть до истечения одного года после увольнения в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, которые лицо получило в период прохождения службы; установление ему инвалидности в период прохождения службы; установление ему инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, которые лицо получило в период её прохождения; получение им в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии); увольнение по причине признания лица военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к службе в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, которые получены в этот период.

Список увечий (ранений, травм, контузий), которые относят к тяжёлым или лёгким, в случае наличия которых может быть принято решение о наступлении у застрахованного лица страхового случая, а также список документов, которые необходимы, чтобы принять решение выплатить страховую сумму, определены в постановлении Правительства РФ от 29 июня 1998 г. № 855 о мерах по реализации ФЗ № 52-ФЗ. В отношении каждого факта получения увечья (ранения, травмы, контузии), гибели (смерти) застрахованного лица в период его прохождения службы на основании решения начальника соответствующего подразделения кадровое подразделение в течение 10 дней проводит проверку обстоятельств его получения или гибели (смерти), с одновременным выявлением и уведомлением круга лиц, у которых есть право претендовать на страховую сумму и в дальнейшем получить её.

В число выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию входят застрахованные лица, а в случае их гибели (смерти): супруга (супруг), которые состояли с застрахованном лицом в зарегистрированном браке на день его гибели (смерти); его родители (усыновители); его дедушка и (или) бабушка, если они воспитывали и (или) содержали его не менее трёх лет по причине отсутствия у него родителей; его отчим и (или) мачеха, если они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; его несовершеннолетние дети, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных организациях; его подопечные (п. 3 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ).

Величина страховой суммы, которая выплачивается при наступлении страхового случая, установлена в п. 2 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ.

Страховые суммы по обязательному государственному страхованию согласно п. 1 ст. 10 ФЗ № 52- ФЗ не выплачивают, когда страховой случай: наступил по причине совершения деяния застрахованным лицом, которое признанно в судебном порядке как общественно опасное; имеет определённую судом прямую причинную связь с алкогольным, нар - котическим или токсическим опьянением застрахованного лица; является следствием обоснованного судом преднамеренного причинения застрахованным лицом вреда собственному здоровью.

По нашему мнению, термин «особые условия» следует понимать, исходя из двух аспектов: 1) причастности к конкретному субъекту РФ; 2) особенностей и характерных черт прохождения самой службы сотрудниками полиции.

Особенностью является и установление «военной травмы». Под «военной травмой» понимают ранение, контузию, увечье или заболевание, которые получены при защите Родины, в т.ч. вследствие пребывания на территории СКР РФ, прохождения службы за границей в государствах в период ведения там боевых действий или при выполнении других служебных обязанностей.

Установление данной травмы зачастую принимает спорный характер. Возникают ситуации, когда сотрудник полиции направлен в служебную командировку на определённый период. Однако при получении травмы в период прохождения службы вне постоянной дислокации данная травма не является «военной» по причине того, что из всего периода служебной командировки период военных действий, по которому в т.ч. исчисляется льготный период службы, намного меньше. Это связано с тем, что в период служебного командирования при наступлении определённых условий может объявляться режим контртеррористической операции, при которой осуществляется общая мобилизация временной оперативной группировки для выполнения задач по ликвидации вооружённого конфликта. По каждому участию сотрудника полиции в период такой операции издается соответствующий приказ, и на основании данного приказа кадровый аппарат может установить ему соответствующие гарантии и компенсации. Однако в связи с напряжённостью службы существует проблема установления даты получения травмы, а также конкретного периода, по которому можно установить, была ли травма «военной» или нет, т.к. медицинские документы могут точно не отражать конкретной даты получения травмы, либо отсутствовать вовсе.

По нашему мнению, период боевых действий следует считать со дня направления сотрудника в служебную командировку до его возвращения, а не в определённые дни, т.к. деятельность сотрудника в подобной командировке постоянно сопряжена с рисками и ограничениями, указанными выше.

Следует также выделить особый порядок льгот и гарантий сотрудникам полиции, проходившим службу в особых условиях. Понимая их важность, законодатель принял упомянутое нами ранее Постановление Правительства РФ № 65, где определил условия и особенности прохождения службы в данной местности, установил льготы и надбавки к денежному довольствию.

Существует и не разрешён ряд спорных вопросов, например, как действовать в ситуации, когда сотрудник полиции в период прохождения службы в особых условиях получил тяжелое ранение, был уволен со службы и получил страховые выплаты по инвалидности 2-й группы, однако по истечению года после увольнения ему была установлена 1-я группа инвалидности, но по причине его нахождения на амбулаторном лечении в годичный срок установить инвалидность не представлялось возможным.

В заключение отметим, что реализация выявленных в настоящем исследовании особенностей применительно к выполнению сотрудниками полиции оперативно-служебных задач в особых условиях позволит усовершенствовать действующие или принять новые нормативно-правовые акты, регулирующие обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции в период прохождения службы в особых условиях.

Список литературы

1. Молчанов, А. А. Новые подходы к регулированию обязательного государственного страхования сотрудников ОВД в период выполнения ими оперативно-служебных задач в особых условиях // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 1 (53). - С. 96-99.
2. Павлов, С. Э. Становление и развитие законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции в постсоветский период // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (76). - С. 54-57.
3. Павлов, С. Э. Генезис законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции в советский период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 1 (77). - С. 43-46.
4. Для личного состава МВД Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального страхового общества. - URL: https://www.sk-cso.ru (дата обращения: 09.03.2018).
5. Молчанов, А. А., Шубников, Ю. Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 2 (54). - С. 86-89.
6. Павлов С. Э. Понятие и основные элементы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2 (78). - С. 118-121.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (18.05.2020)
Просмотров: 13 | Теги: страхование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь