Воскресенье, 04.12.2016, 17:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности личностно-ориентированного подхода будущих специалистов к физической культуре

Наумов А.А.

Особенности личностно-ориентированного подхода будущих специалистов к физической культуре

В настоящее время разработана новая концепция, связывающая физическую культуру человека с его телесностью, и исходящая из того, что физическое состояние человека в результате стихийных и организованных педагогических воздействий (в соответствии с социальными идеалами, нормами и образцами, на основе использования специально разработанных для этих целей средств), приобретает статус личностных качеств индивида, становится социальной по своему содержанию, то есть культурной ценностью.

Согласно данной концепции основными элементами физической культуры является культура здоровья, двигательная культура и культура телосложения, а в качестве основных показателей личностной физической культуры выступают:
• отношение человека к здоровью и своему телу как к ценности, степень выражения этого отношения;
• характер этого отношения (декларативный или деятельный);
• уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах и методах оздоровления;
• средства, используемые для поддержания здоровья, хорошего физического состояния и умения по их применению;
• ценности здоровья и своего тела, в соответствии с общественными идеалами, нормами, образцами;
• стремление оказать помощь другим людям по оздоровлению и физическому совершенствованию, а также наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

Результаты теоретического направления по личносно-ориентированному подходу будушего специалиста к физической культуре показывает, что физическая культура в своей целостности и законченной объективности (в смысле подлинной действительности) имеет субъектно-индивидуальный характер. Формулируя и развивая данный подход, мы стремимся подчеркнуть, не столько традиционно выделяемую субъективно-личностную сторону физической культуры, сколько то, что она резюмируется в формировании личности студента в качестве свободной индивидуальности. Здесь внимание акцентируется нами на суждении, согласно которому вне личности физической культуры в ее подлинной действительности нет. Поэтому физическая культура - это объективное образование, которое, однако, имеет субъективный и, более того, индивидуально-личностный характер. В этой связи она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено культуры, содержащее большой потенциал воспроизводства личности как целостности.

Главным звеном формирующейся личностно-ориентированной парадигмы профессионального физкультурного образования становится его нацеленность на развитие индивидуальности студента (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.В. Приходько, С.Д. Смирнов). Без осмысления его интегративной сущности, ценностные аспекты физкультурного образования в значительной мере утрачиваются. Поэтому, определение меры соотношения личностного и общественного векторов физической культуры студентов позволяет избежать декларативности целей и педагогических задач непрофессионального физкультурного образования. Социально-педагогический акцент на индивидуализацию применяемых технологий непрофессионального физкультурного образования, должен быть направлен на раскрытие природных задатков каждого из студентов, в совокупности определяющих особенности их физического и духовного развития.

Системный подход является стержневым в вопросах выбора направлений, принципов, методов и форм обучения и профессиональной подготовки студентов, планирования их ресурсного обеспечения. Тогда как синергетический подход (опора на него обусловлена нелинейностью процесса профессионального образования) выполняет роль регулятива при переводе учебно-воспитательного процесса в плоскость его самоорганизации, создания условий для самоформирования студентами профессиональных знаний и умений различной функциональной направленности, включая заботу о своей психофизической сфере.

Аксиологический подход характеризует совокупность устойчивых ценностей физической культуры и ценностей профессиональных, интериоризация которых студентами субъективирует, превращает их в личностно-значимые для студента. На этой основе активизируется развитие культурного самосознания, способность к культуросообразной преобразовательной деятельности в области физической культуры, мотивированному отношению студентов к уровню и качеству ее освоения.

В образовательных ценностях физической культуры зафиксированы критерии, определяющие основу становления и развития личности студента. Они указывают на человеческое, социальное и культурное значение отдельных явлений физической культуры, являются ориентирами для физкультурной деятельности, выступают своеобразным ядром самосознания личности, формируя ее мировоззрение, социальную устойчивость, мотивацию, направленность учебной и вне учебной деятельности, а также жизнедеятельности в целом.

Культурологический подход определяет взгляд на образование в области культуры физической как на форму, способ и средство саморазвития культуры, сущностных сил студента, требует, чтобы в центре образовательного процесса находилась личность, обеспечивался полноценный процесс ее разностороннего интеллектуального, нравственного, психического, физического, эстетического и других сторон развития на основе освоения ценностей культуры и нравственности. Это позволяет обеспечить введение студента в пространство мировой и национальной физической культуры, интериоризацию на практике культурного опыта поколений в духовный мир будущего специалиста. Культурологическая парадигма в отличие от «знаниевой», в существенно большей степени ориентирует образование на освоение элементов культуры обучения, поведения, общения и деятельности.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как один из наиболее значимых системоопределяющих факторов гуманитаризации содержания образования в единстве личностного и деятельностного компонентов. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Это дает возможность рассматривать образовательный процесс как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация учебного и социального опыта, но и становление индивидуального опыта студента.

Особенностью в системе физического воспитание отводится контролю деятельности обучаемых, ориентировать на осознании себя при помощи изучения и сровнения собственного физического и духовного развития, умение самоанализировать процесс физического состояния, имеющий духовно- нравственный аспект, развивать способности физического самосовершенствования умениями и навыками двигательных действий. Понимание физической культуры как социокультурного направление которая позволяет систематезировать знания о сущности физической культуры, но и других современных подходов к изучению социальных вопросов.

Литература:

1. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза.Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.
2. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пособ. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. 45 с.
3. Григорьев В. И. Неспециальное физкультурное образование студентов вузов Санкт-Петербурга как объект социально-педагогического исследования: антропологический, социально-педагогический и организационный аспекты. Проблемы физкультурного образования учащейся молодежи на рубеже ХХ1 века. Сб. науч. трудов. Ред. проф. В. И. Григорьев. СПб., 1999. С. 16-31.
4. Давиденко Д. Н., Пономарев Г. Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2004. № 5. С. 52-55.
5. Дзюбенко М. I. До розробки алгоритму управлшня власним здоров'ям (у контекст концепци В. В. Приходька) Вюник Чершпвського нацюнального педагопчного ушверситету. Вип. 98. Т.3. Серiя: педагопчш науки. фiзичне виховання та спорт. Чершпв, 2012. С. 126-129.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 41 | Теги: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016