Пятница, 09.12.2016, 10:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБЛАСТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

О.Б.Молодов, Институт социально-экономического развития территорий РАН

ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБЛАСТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

С развитием религиозной свободы и вероисповедного плюрализма в России растёт количество конфессий и религиозных объединений. Вместе с тем каждый регион страны и субъект РФ обладает определённой спецификой соотношения количества религиозных организаций и их распространения на определённой территории. Целью статьи является выявление особенностей современной конфессиональной географии региона и предпосылок формирования конфессионального пространства Европейского Севера России.

Ключевые слова: конфессия, религиозные объединения (организации), Русская православная церковь, епархия, новые религиозные движения.

 

Русский (Европейский) Север России традиционно являлся регионом господства православия. В течение 1950-1980-х гг. на обширной территории Архангельской, Вологодской и Мурманской областей располагались две епархии Русской православной церкви (РПЦ). Архангельская и Холмогорская епархия включала Архангельскую и Мурманскую области, а также Коми АССР. Вологодская и Велико- устюжская епархия, как и в настоящее время, находится в границах одноименной области. Вместе с тем к 1988 г. в трёх областях осталось всего 36 действующих приходов РПЦ: в Архангельской и Вологодской по 17 в каждой, а в Мурманской области - только 2 (в гг. Мурманске и Кировске). Такого количества церквей не хватало для удовлетворения потребностей верующего населения, что наряду с иными предпосылками имело негативные последствия для воспроизводства традиционной религиозности как в России, так и в изучаемом регионе [2, с. 191].

До 1988 г. наряду с приходами РПЦ были официально зарегистрированы две крупные общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в гг. Архангельске и Череповце [9], а также действовали без регистрации небольшие группы верующих ЕХБ, АСД (адвентистов седьмого дня), ХВЕ (христиан веры евангельской - пятидесятников) и Свидетелей Иеговы [10]. Имеются отрывочные сведения об истинно- православных христианах, проживающих на ст. Мудьюга в Архангельской области и в Никольском районе Вологодской области [7]. Без официального признания действовали группы баптистов-инициативников, сторонников Совета церквей ЕХБ, принципиально не получавших государственной регистрации [5; 6].

С введением с 1990 г. вероисповедного плюрализма, закреплённого в новом законодательстве о религиозных культах СССР и РСФСР, ситуация изменилась. В 1990-е гг. регистрация новых общих верующих различных конфессий приобрела массовый характер. По официальным данным Министерства юстиции России, на 27 марта 2012 г. [11] в указанных областях было официально зарегистрировано 434 христианские религиозные организации (ХРО), из которых 313 (72,1%) православных приходов, монастырей и подворий (см. табл.). В целом, по критериям Р.Н. Лункина [3, с. 29], регион можно считать православным, но ситуация в разных областях отличается.

По соотношению православных сообществ к остальным ХРО действительно православными остаются только Архангельская и Вологодская области. Среди них более динамично развивается Архангельская епархия РПЦ, в конце 2011 г. получившая статус митрополии, состоящей из трёх епархий. Мурманская область находится на границе «конкурентного» и «малорелигиозного» региона: только половина зарегистрированных общин там принадлежат РПЦ, а каждое четвёртое ХРО - пятидесятникам.

Количество зарегистрированных Минюстом России христианских религиозных организаций на 27.03.2012 г.

Действительно, общей тенденцией последних двух десятилетий является на Русском Севере (и в целом по России) рост числа общин ХВЕ и Свидетелей Иеговы - конфессий, известных «навязчивым прозелитизмом». Их миссионерская деятельность на улицах, хождение по квартирам, звонки с предложениями побеседовать о библейских сюжетах заметны даже для обывателей. Не случайно, по статистике Минюста, количество религиозных организаций ХВЕ в России с 1996 по 2010 г. выросло почти в четыре раза, а иеговистов - в три раза [14, с. 60].

Напротив, менее чем за десятилетие число приходов РПЦ Архангельской епархии сократилось на 15, Вологодской - на 8, Мурманской - на 3.

Кроме ХРО, в этих областях зарегистрированы общины мусульман (5), иудеев (5) и группы новых религиозных движений (НРД), в том числе три организации необуддистов («Буддизм Алмазного пути школы Карма Кагью») и две неоиндуистов («Общество Сознания Кришны»).

Однако официальная статистика не в полной мере раскрывает конфессиональную картину описываемого региона. Например, во всех областях имеются общины баптистов - сторонников Международного совета церквей (МСЦ) ЕХБ, принципиально не получающих регистрации (в Архангельской области - 10, Вологодской - 7, Мурманской - 5).
Судя по росту антисектантской активности на Севере, в последние годы угрозой духовной безопасности и конкурентом для традиционных конфессий стали общества, которые по статусу не являются религиозными, а действуют в качестве культурных, образовательных, оздоровительных и экологических организаций и движений. На сайте Архангельской митрополии РПЦ даже появился специальный раздел «Антисектантская деятельность», где публикуются новостные и иные материалы про НРД и культы различного толка, существующие на территории области [12]. Среди них: «Церковь объединения» (муниты), «Аштар. Лечение Святыми», филиал «Ашрама Шамбалы», Благотворительный фонд нравственной реабилитации человека «Иолоя» (рериховцы), образовательные центры «Праксис-Карьера» и «ESL-Архангельск» (оба - сайентологи), общественная организация «Духовное возрождение северян» (медитация по методике учения «Сант-Самат - Путь Мастеров)», «Анастасия».

Миссионерский сайт Мурманской и Мончегорской епархии РПЦ [4] предостерегает жителей от чтения сектантской литературы школы ДЭИР - системы навыков Дальнейшего Энерго-Информационного Развития (по книгам Д. Верещагина), школы психотренинга «Симорон» (Петра и Петры Бурлановых и их последователей).

Если православные приходы и монастыри распространены повсюду, то общины протестантов - в промышленных центрах и рабочих посёлках, а экзотические культы - чаще представлены в областных центрах. Это объясняется прошедшей в советский период принудительной атеизацией населения (в основном городского) в Архангельской и Мурманской областях, сокращением числа местных жителей, а также миграционными процессами на Севере. Интересно, что ещё во времена ГУЛАГа население региона пополнили спецпереселенцы с Украины, ссыльные меннониты и другие носители нетрадиционных верований. Позднее, в 1989-2002 гг., в Мурманской области местное население сократилось на 30,5 %, в Архангельской - на 17,4 % [1, с. 338].

Организационной особенностью объединений протестантизма является отсутствие строгой иерархии, как в РПЦ или Римско-католической церкви. Например, у баптистов сложилась конгрегациональная система церковного управления, когда каждая, даже немногочисленная община, считается самостоятельной церковью [8]. Значительная часть российских общин (церквей) ЕХБ объединяется «под крылом» Российского союза (РС) ЕХБ. Именно они представлены в статистических материалах по государственной регистрации религиозных объединений. Остальные общины баптистов объединены МСЦ ЕХБ, и существует только их внутренний учёт по всей территории стран СНГ [13].

Анализ статистики Минюста России показывает, что в Мурманской области 28 общин пятидесятников обосновались во всех городах и посёлках (иногда по две и более, поскольку они входят в три разные организации ХВЕ: Российская церковь (РЦХВЕ), Объединённая церковь (ОЦХВЕ) и Российский объединённый союз ХВЕ (РОСХВЕ). Наиболее крупной организацией пятидесятников является РОСХВЕ под руководством С.В. Ряховского. Согласно уставным документам РОСХВЕ, в отличие от баптистов, организован по епископально-конгрегациональному принципу, когда священнослужители - пасторы (пресвитеры) и дьяконы - связаны в единую иерархию, а также существуют епархии, возглавляемые епископами.

В г. Североморске (базе Северного флота ВМФ) зарегистрированы общины ЕХБ, ХВЕ, АСД и Свидетелей Иеговы. В г. Северодвинске Архангельской области - важнейшем военно-промышленном центре - есть общины АСД, Свидетелей Иеговы, ХВЕ (4) и школы Карма Кагью. В г. Кандалакше - 5 общин протестантов, в Апатитах - 4, г. в Оленегорске - 3, в Новодвинске и Котласе - по 2. Действуют АСД и ХВЕ и в космическом центре России (г. Плесецк и п. Мирный).
Учитывая зарубежное происхождение многих конфессий, высказываются опасения, что подобное размещение чужих религиозных организаций ставит под угрозу не только духовную безопасность граждан, но и в целом национальную безопасность страны, которые в определённой степени оправданы.

Таким образом, конфессиональные процессы, происходящие в северных областях России, вполне соответствуют общеевропейским тенденциям. С одной стороны, принадлежность господствующей конфессии часто обозначается в силу сложившихся национальных традиций (русский - значит православный, испанец - католик, татарин - мусульманин и т.п.). В результате, подавляющее большинство верующих только формально входят в Церковь, что ослабляет её влияние на общество. С другой стороны, очевидно укрепление позиций нетрадиционных для региона конфессий и рост НРД. В заключении отметим, что деятельность НРД заслуживает пристального внимания учёных и контроля правоохранительных органов. Важной потребностью становится совершенствование судебной практики и создание независимой религиоведческой экспертизы.

Список литературы

1. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция, 2009. 400 с.
2. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX веке и её социологическое изучение // Социология религии / отв. ред. В.И. Гараджа. М.: Наука, 1995. С. 187-191.
3. Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социс. 2008. № 4. С. 27-37.
4. Миссионерский сайт Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.murmanmissia.ru.
5. Молодов О.Б. Баптисты-инициативники и их отношение к регистрации в 1960-1980-е гг. // Свобода совести в российском и международном измерении: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 23-24.10. 2012 г.) / отв. ред. А.А. Маслова. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. С. 93-97.
6. Молодов О.Б. Баптисты-инициативники в годы перестройки (на материалах «Братского листка») // Религии и СМИ: сборник материалов круглого стола (Н. Новгород, 15.11.2011 г.). Н. Новгород: ИД «Медина»: НГЛУ им. А Н. Добролюбова, 2012. С. 51-55.
7. Молодов О.Б. Истинно-православные христиане на Европейском Севере СССР в конце 1950-х - начале 1980-х гг. // Конфессии и межконфессиональные отношения в истории и традиции: материалы всерос. науч. конф. (г. Самара, 1213.12.2008 г.) / отв. ред. А.А. Бельцер. Самара, 2009. С. 200-208.
8. Молодов О.Б. Конгрегациональная форма церковного управления (на материалах евангельских христиан-баптистов) // Управление и экономика в условиях модернизации: опыт и перспективы: материалы науч.-практ. конф. (г. Вологда, 6.04.2012 г.). Вологда: Легия, 2012. С. 312-320.
9. Молодов О.Б. Община баптистов г. Череповца в 1960-1980-е гг.: проблема регистрации // Феномен индустриального города в контексте истории: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Череповец, 6-8.10.2011 г.) / отв. ред. О.Ю. Соло- дянкина. Череповец: ЧГУ, 2011. С. 124-129.
10. Молодов О.Б. Протестантские общины и группы верующих на Европейском Севере СССР в 1960-1980-е гг. // Актуальные вопросы современной библеи- стики, истории церкви и практического богословия. Труды Санкт-Петербургского Христианского Университета. 2011. № 3. С. 219-228.
11. Официальный сайт Министерства юстиции России [Электронный ресурс]. URL: http://www. unro.minjust.ru/NKOs.aspx.

12. Сайт Архангельской митрополии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.arh-eparhia.ru.
13. Христианский сайт «Капли дождя» с материалами МСЦ ЕХБ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mp3-ehb.ru.
14. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в РФ. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 352 с.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.07.2016)
Просмотров: 89 | Теги: религиозные объединения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016