Среда, 13.12.2017, 08:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Т.А.Аксенова, Н.Е.Бойченко, Т.В.Грязнова. Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В статье рассматривается вопрос о необходимости хореографической подготовки в технико-эстетических видах спорта. Возросшие требования к спортивному мастерству в эстетической гимнастике способствовали углубленной специализации хореографической подготовки и сделали ее неотъемлемой частью подготовки гимнасток.

Ключевые слова: хореографическая подготовка; эстетическая гимнастика; учебно-тренировочный процесс; культура движения.

 

Эстетическая гимнастика относится к сложнокоординационным видам спорта, какими являются художественная и спортивная гимнастики, фигурное катание, синхронное плавание и др. Этот вид спорта включает в себя множество спортивных, хореографических и танцевальных движений, из которых составляется маленький спектакль на ковре, объединяющий идею, музыку и исполнение разнообразных элементов [2; 3].

Одним из видов подготовки спортсменок в эстетической гимнастике является хореография (или хореографическая подготовка).

Ее содержание - система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменок, а также на расширение арсенала выразительных средств. Подготовка спортсменов высокого уровня, в настоящее время, немыслима без занятий хореографией. Хореография берет на себя функцию гармоничного и равномерного развития всех групп мышц, учит правильному дыханию, вырабатывает осанку (апломб), контролирует мимику [2].

Применение музыкального сопровождения на занятиях хореографией позволяет еще в раннем детстве приучить ребенка слушать и понимать музыку, чувствовать ритм и темп, сочетать с ней свои движения.
Хореография - это все то, что связано с искусством танца и включает в себя знакомство с классическим, народно- сценическим, историко-бытовым, бальным танцами, а также танцем модерн, джаз-танцем и другими современными направлениями.

Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменок, на расширение их арсенала выразительных средств [1].

У занимающихся она воспитывает правильное ощущение красоты движений и способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства и т.д. Кроме того, занятия хореографией развивают гибкость, координацию движений, способствуют развитию специальной выносливости, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Они повышают моторную плотность тренировки, за счет возможности проведения занятий с минимальными паузами отдыха и одновременно с большой группой занимающихся. Хореография положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему организма. Наряду с этим на уроках хореографии решаются и задачи технической подготовки, в частности, освоение различных упражнений и связок [3].

Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в эстетической гимнастике условно. Трудно провести четкую грань между указанными компонентами.

1. Хореография - важное средство эстетического воспитания. Занимаясь хореографией, гимнастки соприкасаются с различными видами искусства. Использование музыки на уроках хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Спортсменки должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.

2. Занятия хореографией развивают также творческие способности гимнасток. У занимающихся воспитывается ощущение красоты движений и их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движении определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это при выполнении соревновательных упражнений позволяет создавать художественный образ.

3. Занятия хореографией способствуют решению образовательных задач. Расширяется объем двигательных умений и навыков за счет движений классического, историко-бытового, народно-характерного и современного танцев.

4. Кроме того, в сложнокоординационных видах спорта хореографическая подготовка относится к разделу специальной физической подготовки, т.е. в процессе занятий хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростно-силовых качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Классическая хореография, по методике А.Я. Вагановой, является фундаментом танцевального воспитания, «это система упражнений и методов воздействия, направленных на формирование школы движений, двигательной культуры, расширение выразительных средств» [2]. На занятиях классической хореографией серьезное внимание уделяется развитию остроты и дотянутости ног. Выполнение небольших связок способствует формированию «отточенности» определенных движений экзерсиса.

Таким образом, у гимнасток вырабатывается рефлекторное владение своим телом. По мере освоения простых движений в работу необходимо включать руки, которым уделяется особое внимание, ведь наряду с пластикой и мягкостью, они способствуют «наполнению» движения силой и выразительностью, так как играют одну из ключевых ролей при исполнении вращений и прыжков.

Работа над постановкой рук - это долгий и кропотливый процесс. Особенно сложно осваивается
2-я позиция, поэтому на начальных этапах тренировки у детей младшего возраста при исполнении тех или иных комбинаций у станка и на середине, рекомендуется работать руками, вытянутыми в локтевых суставах. При этом необходимо строго контролировать правильное положение корпуса.

В процессе подготовки гимнасток изучаются и базовые прыжки классического экзерсиса, что помогает развивать такие способности, как толчок, «элевацию» и «баллон» у спортсменок. Путем многократных повторений разнообразных движений у гимнасток развивается выносливость и сила мышц, дети учатся рациональному дыханию и контролю своих движений. Начиная с первых занятий в экзерсисе, тренерами вводится releve как по всем позициям, так и на одной ноге, что способствует укреплению стопы. Это в дальнейшем позволит добиться высоких результатов при исполнении равновесий и вращений.

Занятия хореографией включают в себя и народно-сценический экзерсис [6; 7]. Основная задача народной хореографии в эстетической гимнастике - это обогащение двигательного опыта, развитие выразительности, музыкальности и новых координационных способностей у девочек. На таких уроках спортсменки знакомятся с народной музыкой, особенностями исполнения танцев различных национальностей. Это позволяет не только обогатить культурный уровень детей, но и, в полной мере, растанцевать их. Если занятия классикой требуют педантичного исполнения элементов экзерсиса, то в народном танце дается больше свободы для раскрытия индивидуальности и артистичности каждого ребенка. Поэтому занятия народно-сценическим танцем полезны и целесообразны. Очень часто для этого используется музыка различных культур и народностей.

Грамотное применение танцевальных движений помогают решить проблему соответствия музыкального материала и самой хореографической постановки. Народный танец способствует развитию и актерского мастерства гимнасток. Это усиливает общее впечатление от композиции на соревнованиях, ведь упражнение в эстетической гимнастике часто напоминают собой маленький спектакль [6].

На начальных этапах знакомства с народной хореографией часто используются русские, белорусские, украинские танцы. Их движения наиболее легко воспринимаются и усваиваются детьми младшего возраста. В этих танцах присутствует элемент игры, что позволяет дольше сохранять у юных спортсменок интерес и концентрацию внимания. Наиболее сложными считаются испанские, итальянские, польские, венгерские и восточные танцы, они требуют академического исполнения, уверенности во владении своим телом и высокого эмоционального уровня. Опыт показывает, что занятия народным танцем детям нравится намного больше, чем классикой.

Наряду с классическим и народно-сценическим танцами в программу тренировок по эстетической гимнастике вводятся и танцы модерн [5; 4]. Очень многие обязательные элементы (волны, сжатия, расслабления, скручивания, различные движения телом) пришли в эстетику именно из этого направления. Но приступать к освоению модерна следует с подготовленными гимнастками, чтобы не «заболтать» движения. Это направление хореографии со сложными положениями тела и стремительной сменой ритма отлично тренируют выносливость, вестибулярный аппарат и систему дыхания. Основные принципы модерна - отказ от канонов традиционных балетных форм, более ярко выраженная свобода движений и пластики. Это позволяет добиваться высокого исполнительского уровня и более высоких спортивных результатов команды во время выступлений на соревнованиях.

Ко всему вышеизложенному, можно с уверенностью добавить, что в каждом занятии хореографией осуществляется связь движений и музыки, развивается чувство ритма и темпа, воспитывается культура исполнения движений, происходит увеличение их амплитуды. И все это, в значительной мере, расширяет и обогащает мастерство и умение спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой.

Литература

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.
2. Вишнякова С.В., Шмадченко В.А. Актуальные проблемы развития эстетической гимнастики в России // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 4 (14). - С. 5-7.
3. Головко А.В. Хореография в современных видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 62.
4. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. - М.: Изд- во "ГИТИС", 2000. - 440 с.
5. Румба О.Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 7 (29). - С. 75-81.
6. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учебное пособие. - СПб.: ИГУП, 1996. - 132 с.
7. Фомина Н.А., Адрова Е.В. Влияние методики интегрированной музыкально- двигательной подготовки на развитие координационных способностей юных гимнасток // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 3 (9). - С. 33-38.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 588 | Теги: эстетическая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь