Четверг, 08.12.2016, 12:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ- СПОРТСМЕНОВ

Т.Ф.Колчина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ-
СПОРТСМЕНОВ

В статье рассмотрены преимущества использования интернет-ресурсов и компьютерных программ при обучении иностранному языку, приведены и описаны некоторые из используемых в практике компьютерных курсов при изучении грамматики немецкого языка.

Ключевые слова: средства мультимедиа, компьютерные программы, мотивация, грамматический навык.

 

В современном мире компьютерных технологий использование мультимедиальных средств при обучении иностранному языку студентов-спортсменов является обязательной частью обучения. Средства мультимедиа характеризуются высокой информационной насыщенностью и полным набором эффективных компонентов обучения - синтез текста, визуальных и аудиоматериалов, которые делают возможным воспринимать информацию с одновременной активизацией нескольких информационных каналов, что позволяет задействовать наиболее эффективные способы восприятия для каждого обучаемого. Компьютерное обучение, а также программное обучение как его составляющая, рассматриваемое нами, является частью интерактивного обучения. Петер Баумгартнер и Сабине Пайр определяют обучающее программное обеспечение как «программное обеспечение, которое создано специально с целями обучения и преподавания и чья основная задача - применение в области образования». Кроме того, они придерживаются мнения, что все виды программного обеспечения теоретически пригодны для образовательных целей [4, с. 137].

Пенни Ур говорил, что не сомневается в том, что «знание грамматических явлений необходимо для освоения языка». Грамматика является строительным материалом устной и письменной речи, поэтому одной из основных задач на базовом этапе обучения иностранному языку студентов-спортсменов является формирование грамматической компетенции. Большое количество времени отводится на усвоение грамматической системы изучаемого языка, а также тренировочным упражнениям на овладение категориями грамматики. Для того чтобы разговаривать на иностранном языке, студентам необходимо овладеть рецептивными и продуктивными грамматическими навыками. Под грамматическими навыками понимается автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности [1, с. 18].

Продуктивный грамматический навык, по мнению Е.С. Полат, - это «способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка». Речевой задачей является коммуникативный замысел говорящего что-либо выразить [1, с. 21].

Под рецептивными грамматическими навыками мы понимаем способность адресата узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением [1, с. 23].

Ознакомление студентов-спортсменов с новыми грамматическими явлениями иностранного языка не должно занимать много времени, поскольку на данном этапе необходимо лишь разъяснить значение и целесообразность использования явлений грамматики в тех или иных ситуациях. Найти описание грамматических явлений, таблицы, рисунки, схемы можно на интернет-сайтах, посвященных изучению иностранного языка. Так, подобную информацию по основным правилам грамматики немецкого языка студенты могут найти на таких сайтах, как: http://deutsch.info/ru/grammar; http://startdeutsch.ru/grammatika; http://deutsch-online.ru/dop_mat/grammatics/ http://www.grammade.ru/grammar/

Особенностью данных сайтов является то, что студент может найти информацию на родном языке или же на иностранном с одновременным дублированием родного языка. В подкрепление теоретических основ презентуются многочисленные примеры на изучаемом языке.

Также изучающим иностранный язык студентам-спортсменам можно порекомендовать сайт www.youtube.com, где представлены видео-уроки по изучению грамматических явлений изучаемого языка, которые объясняются носителями языка. Подобный сайт пользуется популярностью среди студентов, а данный прием вносит разнообразие в процесс учения и обучения. Так, при изучении темы Perfekt (прошедшее разговорное время) полезным является видео о правилах употребления смысловых глаголов со вспомогательными глаголами haben и sein:
https://www.youtube.com/watch?v=LkzrqTmzeEA.

Эффективность работы над грамматикой значительно повышается путем использования современных компьютерных обучающих программ. Основными преимуществами таких программ являются:
- четкость и ясность представления изучаемого материала. При компьютерном обучении восприятие нового материала происходит с одновременной активизацией зрения (текст, изображение) и слуха (голос, музыка, шумы);
- быстрая обратная коммуникация (компьютер определенным образом реагирует на правильный/неправильный ответ обучаемого);
- присутствие в некоторых программах упрощенных грамматических справочников, позволяющих получать дополнительную информацию по изучаемому материалу одновременно с подготовкой ответа на задание компьютера.

Применение компьютерного обучения при изучении грамматического строя иностранного языка дает возможность:
- формировать рецептивные грамматические навыки аудирования и чтения;
- формировать продуктивные грамматические навыки письменной речи;
- контролирование уровень сформированности грамматических навыков с помощью тестовых программ, являющихся частью обучающих компьютерных программ;
- контролировать ошибки различного характера (грамматические, синтаксические и т.д.) и оказывать обучаемомуся информационную поддержку.

В настоящее время существует большое количество как целых мультимедийных учебных комплексов, позволяющих рассматривать и отрабатывать различные разделы изучаемого языка, так и обучающие программы, акцентирующие свое внимание на каком-то одном разделе, например, грамматическом. Рассмотрим некоторые из них.

Тестовый комплекс "Грамматика немецкого языка в упражнениях" (автор И.П. Тагиль) - это комплекс, предназначен как для самостоятельного изучения немецкого языка, так и для освоения грамматики под руководством преподавателя. Данный комплекс может быть использован в школах, на первых курсах языковых вузов, а также в неязыковых вузах, в том числе и в вузах физической культуры. В программу обучающего курса включено несколько разделов: Substantiv (имя существительное), Verb (глагол), Pronomen (местоимение), Adjektiv (имя прилагательное), Adverb (наречие), Numerale / Zahlen (имя числительное/цифры), Wortbildung: Substantiv (словообразование), Verb (образование глаголов), Wortbildung: Adjektiv (адъективация),

Zusammengesetzte Satze: Nebensatze (придаточные предложения), neue amtliche Rechtschreibregeln (новые правила орфографии и пунктуации). При этом каждый раздел разбит на подразделы, а подраздел - на темы. Следует обратить внимание, что к каждому подразделу прилагается теория.

Тестовый комплекс "Тесты по немецкому языку" (автор Н.С. Снегирева) - это компьютерная программа, позволяющая совершенствовать одновременно грамматические и лексические знания по немецкому языку. Кроме того, тестовый комплекс позволяет совершенствовать навыки понимания немецкоязычных текстов. Еще одним преимуществом данного комплекса является внедренный в него многопользовательский режим. Тесты грамматического раздела предполагают наличие базовых знаний немецкого языка. В нем рассматриваются такие темы, как Artikel, Frageworter, Pronomen, Adjektiv, Verneinung, Wortfolge im Satz. В программе имеется встроенный журнал успеваемости. Успех пользователя отображается в форме шкалы и процентного значения по каждому из уроков, а также выставляется оценка за общий курс от "неудовлетворительно" до "отлично". Таким образом, программа предназначена для коррекции и совершенствования имеющихся лексико-грамматических знаний и навыков.

Еще один комплекс для изучения грамматики издательства Hueber "Die Gram- matik der deutschen Sprache auf einen Klick" (авторы Hilke Dreyer, Richard Schmitt) - Грамматика немецкого языка в один клик. Данный комплекс может быть отличным дополнением к имеющимся в наличии учебникам немецкого языка, поскольку содержащиеся в нем точные, краткие и понятные описания грамматических правил, большое количество практических упражнений (более 250), интерактивные, мотивирующие интерес формы упражнений, наличие изображений и графиков делают этот комплекс отличным дополнением как к аудиторным занятиям, так и к самостоятельной работе обучающихся.

Все вышеназванные курсы могут быть использованы на первых-вторых курсах неязыковых вузов, в том числе в вузах физической культуры. Их так же можно использовать в качестве справочников по теории грамматики для закрепления умений и систематизации навыков владения грамматическим комплексом изучаемого языка, а также как дополнение к аудиторной и самостоятельной работе обучающихся.

В сети Интернет находится огромное количество мультимедийных файлов на немецком языке, которые содержат информацию учебно-методического и научного характера, что позволяет организовывать консультационную помощь, моделировать и проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме online. Использование Интернет-ресурсов при формировании грамматических навыков является привлекательным для преподавателей иностранного языка, так как сеть Интернет помогает лучше оценить обучающихся, избежать субъективности в оценивании, побуждает искать нетрадиционные формы и методы обучения. При этом следует отметить, что компьютер не должен заменять преподавателя, он лишь дополняет его, повышая эффективность педагогического процесса. Несомненно, при обучении иностранному языку в целом и грамматике в частности, существуют педагогические задачи, которые решаются лишь при непосредственном контакте преподавателя и обучаемого, однако применение компьютерного обучения повышает мотивационный интерес обучающихся и способствует индивидуализации обучения.

Литература

1. Еренчинова, Е. Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку / Е. Б. Еренчинова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 325-327.
2. Зубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учебное пособие / А. В. Зубов. - М.: Академия, 2009. - 67 с.
3. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 21-25.
4. P. Ur.A Course in Language Teaching. - Cambrige University Press. -1996. - 375p.
5. Baumgartner, Peter; Payr, Sabine (1999): Lernen mit Software.
6. http://www.all-de.com/hilfe_sp_erlernen/lern_prog/

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (31.05.2016)
Просмотров: 93 | Теги: грамматика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016