Понедельник, 10.12.2018, 20:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Л.А.Лещенко

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Проблема старения населения традиционно находит свое отражение в трудах философов и социологов. Соответственно в научно-теоретической мысли выделяются два этапа (подхода) к изучению особенностей феномена старости: ранний (философский) и поздний (социологический). На первоначальном этапе рассуждения о социальной значимости и роли лиц пожилого возраста содержатся в трудах античных мыслителей (Аристотель, Платон, Сенека и др.), где старость, с одной стороны, рассматривается как особое состояние души, а с другой - как утрата молодости и сил. Для позднего или социологического периода (В. Генри, Ш. Тобин, К. Карт и др.) характерным является изучение социально-экономического t^' положения лиц пожилого возраста в обществе. С точки зрения современных общественных установок старость в сознании индивидов все чаще интерпретируется как «естественная болезнь» или «немощность».

В связи с этим целью данной статьи является изучение особенностей процесса формирования самосохранительного поведения у лиц пожилого возраста. Под самосохранительным поведением автор понимает личностные установки индивида в отношении сохранения и поддержания здоровья. Было выявлено, что принятию лицами пожилого возраста негативной (отрицательной) модели самосохранительного поведения способствует отношение к медицине как услуге, влияние средств массовой информации, существование общественных стереотипов. Автор статьи приходит к выводу, что важнейшей задачей современного общества должно стать внедрение в сознание людей модели «здоровой старости».

Ключевые слова: старость, лица пожилого возраста, здоровое старение, самосохранительное поведение, модели самосохранительного поведения.

 
В последние десятилетия доля пожилых людей от общей численности населения постоянно растет. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, за период с 2015 по 2025 г. доля лиц старше 60 лет увеличится с 12 до 22 % [5]. В связи с возникшей социально-демографической ситуацией старость в сознании людей все чаще понимается как «естественная болезнь», которая оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни (см. таблицу).

Вопрос о сущности и природе старости нашел свое отражение в работах древнегреческих философов и не теряет своей актуальности. В научно-теоретической мысли условно можно выделить два периода в изучении сущности старости: ранний (философский) и поздний (социологический).

Ранний (философский) период. В трудах древнегреческого философа Аристотеля старость рассматривается как период, во время которого людей покидают физические, умственные силы, духовные способности [4]. В свою очередь Сенека разделяет человеческую жизнь на четыре периода: «младенчество», «детство», «отрочество» и «старость». По его мнению, в период старости появляется возрастная усталость, а не немощность [4]. Более рациональное понимание старости дается в период Нового времени в работах Ф. Бэкона и Т. Гоббса, где старость как жизненный период рассматривается, с одной стороны, как физическое увядание, а с другой - как особое состояние души [4].

Влияние старения населения на общественные сферы

Поздний (социологический) период. Первые теории, связанные с изучением особенностей процесса старения, находят свое отражение в социологической мысли 60-х гг. XX столетия, где превалировала идея о том, что последствия индустриальной революции и развитие национальных государств имели отрицательные последствия для лиц пожилого возраста. По мере того как производственный труд перемещался из дома на фабрики, люди пожилого возраста оказались в зоне риска, которая отражалась на их экономической независимости и активности. Таким образом, первые социологические теории были сосредоточены на изучении особенностей адаптации пожилых людей к ситуации приобретения нового социально-экономического статуса и положения. Так, согласно теории «старения как уменьшения обязательств», представленной в трудах американских исследователей Э. Каммингома и В. Генри, старость рассматривается как отстранение индивида от активной социальной жизни и общества в целом: «...ослабление взаимодействий между стареющими индивидами и обществом сформировалось как универсальный процесс, который освобождает пожилых от давления социальных институтов и соблюдения социальных норм, что облегчает переход от жизни к смерти» [8].

Большинство ученых-социологов, проводивших свои исследования на рубеже 6070-х гг. XX в., признавали, что уход пожилых людей от активной социальной жизни не является универсальной социальной закономерностью или нормальной составляющей социального процесса. В частности, в трудах Б. Ньюгартен и Ш. Тобина изоляция и отказ от социальной активности не являются естественными процессами в ходе старения [9]. Психологические и социальные потребности в пожилом возрасте не имеют существенных отличий от потребностей людей молодого и среднего возраста. В исследовании Ч. Лонгино и К. Карта главным показателем социальной активности и удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте является сохранение и поддержание тесной связи с обществом и близким окружением (родственники, друзья) [10].

Таким образом, на современном этапе развития научной мысли под термином «старость» исследователи понимают:
- заключительный период жизни, характеризующийся ограничением приспособительных возможностей организма и морфологическими изменениями в различных системах и органах;
- биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями [6, с. 22];
- результат ограничения возможностей механизмов саморегуляции, проявляющихся в снижении возможностей компенсации первичных изменений в регулировании генетических процессов.

Исходя из определений следует, что старение - это необратимый, последовательный, физиологический процесс, который отражается на биологическом, социальном и психологическом уровне. В представленной ниже аналитической схеме показаны ключевые фазы процесса старения (см. рисунок).

На данном рисунке под буквенными обозначениями (А, Б, В) мы будем понимать поэтапную смену фаз старения. Так, фаза А (биологический уровень) подразумевает физиологические изменения в силу возрастных особенностей. Несмотря на значимость существующей проблемы, в современной научной литературе не существует единой возрастной периодизации старости. В силу указанной причины мы будем основываться на хронобиологической периодизации, которая была принята в 1963 г. Всероссийской организацией здравоохранения, согласно которой:
- пожилой возраст - 60-74 года;
- старческий возраст - 75-90 лет;
- долголетие - 90 лет [3, с. 25].
Фаза Б (социальный уровень) - второй элемент процесса старения, который предполагает, что в силу возрастных особенностей, физиологических изменений снижается уровень социальной активности, а это приводит к изменению социального статуса и положения. Для современного общества характерен стереотип, согласно которому старость рассматривается как немощность, бесполезность, что оказывает влияние на социальную активность и поведение пожилых людей. По мнению Е.В. Щани- ной, социальная активность зависит как минимум от четырех показателей: социально-экономического положения индивида; уровня состояния здоровья; социальной среды и личностных отношений между родственниками [7, c. 61].

Фаза В (психологический уровень) является результатом воздействия биологического и социального уровня, в ходе которого индивид, достигший пожилого возраста, осознает и адаптируется к социально-экономическим изменениям, а также к новым моделям поведения.

Для успешного прохождения фаз старения (биологической, социальной, психологической) индивид должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые будут способствовать поддержанию жизненного долголетия. В социологии тема, связанная с изучением сохранения и продления жизни индивидов, занимает одно из центральных мест и связана с использованием понятия «самосохранительное поведение». На современном этапе научной мысли под самосохранительным поведением понимают «систему действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни» [2, c. 24]. В частности, специалисты в области демографии рассматривают самосохранительное поведение как систему целенаправленных действий, направленных на сохранение (положительная модель) или ухудшение (отрицательная модель) здоровья в течение жизни. В данном случае под положительной моделью самосохранительного поведения мы будем понимать действия, направленные на сохранение и продление жизни посредством ведения здорового образа жизни (физические упражнения, правильное питание, отказ от вредных привычек - курение, алкоголизм, наркомания). Под негативной моделью самосохранительного поведения подразумеваются действия, направленные на ухудшение и снижение уровня здоровья посредством ведения асоциального образа жизни (регулярное употребление алкогольных и наркотических веществ, самоубийство и др.).

Как правило, потребность в сохранении и поддержании здоровья является основополагающей, она побуждает индивида к действию (например, обращение в медицинские учреждения), но в силу возрастных особенностей, общественных стереотипов (старость - «естественная смерть») потребность в поддержании жизненной активности у лиц пожилого возраста может утрачиваться. Подчеркнем, что при изучении механизма формирования самосохранительного поведения у лиц пожилого возраста необходимо учитывать когнитивные установки, внутренние и внешние. Процесс формирования самосохранительного поведения включает в себя совокупность факторов и установок, которые предопределяют алгоритм социальных практик, направленных на сохранение здоровья. Как результат, индивид в процессе своей жизнедеятельности должен усвоить систему знаний и действий, касающихся поддержания здоровья. В силу современных условий, рыночных отношений ценность здоровья теряет свою первоначальную значимость и начинает рассматриваться как инструментальная ценность, которая нужна индивидам для достижения более значимых целей. Результат потребительского отношения индивида к собственному здоровью оказывает влияние, во-первых, на уровень продолжительности жизни и социальную активность, которая с возрастом снижается. Во-вторых, у индивидов различных социально-возрастных групп, в частности, у лиц пожилого возраста, не сформированы навыки ведения здорового образа жизни (правильное питание, умеренные физические нагрузки и т. д.), они привыкли пассивно полагаться на помощь учреждений здравоохранения и являться основными потребителями медицинских услуг. На наш взгляд, начиная с конца XX - начала XXI в. медицина все чаще начинает рассматриваться как рынок услуг, на котором взаимодействуют как минимум два актора: «продавец» (врач) и «потребитель» (пациент), результатом взаимодействия которых является улучшение физиологического, психологического здоровья людей. Результатом пассивного целеполагания является приобретение медицинскими учреждениями властных полномочий, а со стороны «потребителей» (пациентов) врач рассматривается как носитель знаний, способный избавить индивида от физиологических страданий. Несомненно, лица пожилого возраста являются основными потребителями медицинских услуг в силу возрастных особенностей и в большинстве случаев отсутствия знаний, касающихся сохранения здоровья.

На наш взгляд, для успешной реализации механизма формирования самосохранительного поведения и пропаганды идей здорового образа жизни следует с ранних лет формировать представления о здоровой старости и «молодеющей старости», которые будут способствовать стиранию возрастных границ; формировать комплексное представление о ведении здорового образа жизни; осуществлять активное привлечение лиц пожилого возраста к общественной жизни. Согласно положениям, рассмотренным в докладе Всемирной организации здравоохранения, для успешной пропаганды здорового старения следует:
- организовывать регулярные массовые медицинские обследования среди лиц пожилого возраста, которые могут отражать их функциональные способности, индивидуальную жизнеспособность;
- оказывать своевременную медицинскую помощь лицам пожилого возраста;
- увеличивать размер пенсионных выплат, а также сокращать стоимость услуг, которые необходимы для поддержания и сохранения здоровья [1].

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что пожилые люди являются весьма многочисленной социальной группой, к которой следует относить лиц, достигших 60 лет и старше. Начиная с трудов античных философов вопрос, связанный с особенностями феномена старости, не теряет своей актуальности и сохраняет свою значимость и на современном этапе научной мысли. Так, анализ научной литературы позволил нам выделить условно два периода в изучении сущности феномена старости: ранний (философский) и поздний (социологический).

В социологии и демографии процесс старения рассматривается как совокупность изменений, происходящих в организме и ведущих к ослаблению биологических и социальных функций индивида. Пассивное отношение к своему здоровью, неоправданные надежды на помощь учреждений здравоохранения, стереотипы, созданные средствами массовой информации, способствуют формированию негативной модели самосохранительного поведения. Поэтому лица пожилого возраста нуждаются в комплексной социальной поддержке со стороны родных, социальных служб и государства, целью которых должно стать формирование устойчивых представлений о принципах здорового старения, предполагающих, что индивид, достигший пожилого возраста, будет обладать знаниями о здоровом образе жизни и вести активную социально-экономическую жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всемирный доклад о старении и здоровье. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://industry60plus.ru/upload/medialibrary/6cc/ 2015%20WH0%20rep0rt%20in%20Russian.pdf (дата обращения: 10.10.2016). - Загл. с экрана.
2. Журавлев, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлев. - М. : Наука, 2006. - 238 с.
3. Кувшинова, О. А. Проблемы социального конструкта пожилого возраста / О. А. Кувшинова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». - 2012. - № 1 (17). - С. 24-30.
4. Полькина, Т. М. Особенности понимания феномена старости на различных этапах психолого-философского осмысления / Т. М. Полькина // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 3. - С. 1407-1412. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-ponimaniya-fenomena-starosti-na- raznyh-etapah-psihologo-filosofskogo-osmysleniya (дата обращения: 20.01.2017). - Загл. с экрана.
5. Психическое здоровье и пожилые люди. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.who.int/mediacentre/factsheets/fs381/ru/ (дата обращения: 03.09.2016). - Загл. с экрана.
6. Шашок, В. Н. Старение населения как глобальная социально-психологическая проблема / В. Н. Шашок // Ученые записи Российского государственного социального университета. - 2009. - № 11. - С. 22-25.
7. Щанина, Е. В. Факторы социальной активности старшего поколения / Е. В. Щанина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия «Общественные науки». - 2009. - №2 (10). - С. 57-67.
8. Cumming, E. Growing old: The process of disengagement / E. Cumming, W. Henry. - N. Y. : Basic Books, 1961. - 293 p.
9. Havighurst, R. J. Disengagement and patterns of aging / R. J. Havighurst, B. Neugarten, S. S. Tobin // Middle Age and Aging: A Reader in Social Psychology / ed. by B. Neugarten. - Chicago, IL : University of Chicago Press, 1968. - P. 161-172.
10. Longino, Ch. Explicating activity theory: A formal replication / Ch. Longino, C. Kart // Journal of Gerontology. - 1982. - Vol. 17. - P. 713-722.

Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2017. Том 16. № 2

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.05.2018)
Просмотров: 111 | Теги: лица пожилого возраста, Старость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь