Понедельник, 27.05.2019, 05:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ГРИЧАНОВ А.С., кандидат педагогических наук, доцент
МАЛЕТИН С.В., кандидат педагогических наук
ШАТИЛОВ С.П., кандидат юридических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Сотрудники полиции, образовательные организации МВД России, профессиональная компетентность, деятельностный подход, личностные качества, первоначальная подготовка.

В статье раскрываются особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников полиции, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, в рамках основной профессиональной образовательной программы вуза системы МВД России. Подчеркивается важность поэтапного формирования основных профессиональных компетенций, которые составляют основу готовности к выполнению задач в правоохранительной деятельности. Уточнено содержание деятельностного подхода, использование которого позволяет эффективно формировать и совершенствовать профессиональную компетентность сотрудников полиции, обучающихся в образовательных организациях МВД России. Определены элементы методики и критерии оценки эффективности решения поставленной задачи.

 

Современные реалии деятельности органов внутренних дел обусловили важность решения проблем, связанных с формированием и совершенствованием профессиональной компетентности сотрудников полиции. Реформирование системы МВД России определило комплекс требований по повышению качества их профессиональной подготовки, предполагающий сочетание правовой готовности сотрудника к выполнению служебных задач с личностными психологическими качествами. Федеральный закон «О полиции» сформулировал задачи, решая которые полицейский обязан проявить профессиональные способности и высокую личностную зрелость. Очевидно, что в ситуациях решения поисковых, коммуникативных, удостоверительных, организационных, социальных задач сотрудник полиции проявит свои умения, навыки, и от того, как он это сделает, будет зависеть общая оценка его профессиональной компетентности.

Проблема формирования и совершенствования профессиональной компетентности изучается давно. Она рассматривалась в работах

В.А. Воденикова, П.Ф. Зеера, Н.А. Доронина, И. А. Колобкова и ряда других исследователей, которые отмечают, что систему необходимых знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности в современных условиях, следует квалифицировать как профессиональную компетентность [2, с. 35].

Особенность компетентности заключается в отсутствии ограничений использования не только знаний и умений, приобретенных в рамках формального образования, но и тех знаний, которые были или будут приобретены вне этой системы. Современные условия оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции, в которых ему приходится иметь дело с определенной информацией, быстро перестраивать наработанные способы действия, определяют требования к знаниям, умениям и навыкам, применяя которые в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, сотрудник проявляет свою профессиональную компетентность. Предполагается, что в таких ситуациях сотрудник, обладающий высокой профессиональной компетентностью, может самостоятельно принять решение как индивидуально, так и действуя в группе.

Анализ профессиональной компетентности позволяет выделить в ней нравственную основу поведения сотрудника полиции [9, с. 6]. Большое значение имеет наличие личностного потенциала сотрудника в морально-психологическом аспекте. В частности, следует отметить такие качества, как дисциплинированность, моральная устойчивость, чувство долга, мужество, ответственность, принципиальность, справедливость, тактичность, честность, порядочность, трудолюбие, сочувствие, самообладание, доброжелательность. При этом возрастает роль психологической поддержки, одним из приоритетных направлений которой является развитие морально-психологических качеств сотрудника.

Профессиональная компетентность сотрудников полиции, как правило, рассматривается как комплекс значимых личностных свойств и профессиональных качеств [1, с. 346]. В первую очередь к их числу следует отнести способности эффективного применения инновационных достижений и психолого-педагогического инструментария, качественной организации взаимодействия по оперативному решению служебных задач, комплексного использования полученных умений и навыков в условиях оперативной обстановки и чрезвычайных ситуациях [5, с. 21]. Важность указанных аспектов безусловна в связи с тем, что профессиональные качества напрямую зависят от личностных свойств сотрудника полиции и, в свою очередь, накладывают отпечаток на дальнейшее развитие личности сотрудника.

Основываясь на научных исследованиях и нормативных актах, в которых определены основные ориентиры для всесторонней подготовки сотрудника полиции, необходимо отметить важность поэтапной подготовки сотрудников полиции как одного из условий развития готовности к оперативно-служебной деятельности [4, с. 104; 6, с. 178; 8, с. 21].

Условно можно выделить два этапа первоначальной подготовки сотрудников полиции как средства формирования профессиональной компетентности. На первом этапе основное внимание требуется уделять формированию основных умений, способствующих эффективному усвоению программы обучения (восприятие, конспектирование и работа с материалом лекций, умение анализировать литературу, пользоваться библиотечным фондом при подготовке к семинарским и практическим занятиям). При этом обращает на себя внимание необходимость рационализации учебного труда, а также оптимальной организации и распределения учебного времени обучающихся. На втором этапе обучение сотрудников полиции должно быть направлено на интенсификацию формирования профессиональных умений и навыков и повышение мотивации к овладению теми навыками, которые требуются для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Следует отметить важность единства требований преподавателей и мотивации самообразования обучающихся в процессе освоения профессиональной программы. Второй этап обучения является основополагающим в процессе формирования профессиональной компетентности. Именно этот этап столь важен для становления молодого сотрудника органов внутренних дел как профессионально грамотного специалиста.

Направленность прохождения первоначальной подготовки сотрудниками полиции должна обеспечить поэтапное формирование основных профессионально значимых качеств, должна составлять основу компетентностного аспекта образовательного сопровождения [3, с. 16]. Следует отметить, что под первоначальной подготовкой понимается процесс обучения, направленный на приобретение сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения должностных обязанностей [7]. Сущность этого процесса обучения заключается в поэтапном создании базиса знаний и умений, требующихся для адаптации сотрудника полиции в чрезвычайных ситуациях, посредством выполнения практической деятельности в условиях моделируемой ситуации. Другими словами, в рамках моделируемых ситуаций, которые со временем усложняются и видоизменяются, сотрудники совершают те действия, которые им предстоит использовать в конкретном служебном случае. Таким образом, деятельностный подход позволяет эффективно формировать и совершенствовать личностные качества и профессиональную компетентность сотрудников полиции в образовательном процессе.

Подчеркнем, что деятельностный подход в рамках первоначальной подготовки основывается на психолого-педагогической диагностике тех качеств сотрудника полиции, которые являются профессионально значимыми в изучении базисных мотиваций, убеждений, ценностных ориентации потребностей, особенностей коммуникативных и адаптивных способностей [10, с. 129].

Исследования, проведенные нами в двух группах обучающихся, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел и проходящих первоначальную подготовку на базе Барнаульского юридического института МВД России по основной профессиональной образовательной программе, выявили критерии, по которым оценивается эффективность такого подхода. К их числу следует отнести профессиональную самостоятельность и профессиональное самосознание, морально-психологическую устойчивость, коммуникативную компетентность, мотивационно-ценностную ориентацию.

При рассмотрении комплекса качеств, которые относятся к категории профессионально значимых для сотрудника органов внутренних дел, были определены следующие основные критерии:

1) относящиеся к ценностным ориентациям: проявление интереса к своей работе, ответственность и самоконтроль в выполнении поставленных задач, позитивное отношение к своей трудовой деятельности;

2) относящиеся к базисным убеждениям: чувство справедливости и самоценности, доброжелательность и открытость в отношениях с людьми, контроль создавшейся ситуации;

3) входящие в адекватную самооценку: осознание своих сильных и слабых сторон, адекватное восприятие критики с последующим воспитанием в себе положительных качеств;

4) относящиеся к мотивации: ответственный подход к выполнению работы и достижению высокой результативности в профессиональной деятельности, стремление к самообразованию;

5) относящиеся к коммуникативным качествам: умение в работе с гражданами быть деликатным, сдержанным, доброжелательным, вежливым, способным разрешить конфликтную ситуацию;

6) относящиеся к адаптивности: саморегуляция поведения в оперативных и чрезвычайных условиях, адекватное восприятие действительности, оценка своей роли в служебном коллективе.

На первоначальном этапе исследования были получены следующие данные:

- 33% обучающихся испытывают затруднения в процессе адаптации в условиях сложной морально-психологической ситуации, при этом высока вероятность проявления конфликтности с окружающими и агрессии;

- 85% обучающихся имеют высокое мнение о себе как о компетентном и грамотном сотруднике с большим багажом знаний, умений и навыков;

- 58% обучающихся убеждены в отсутствии доброжелательности и справедливости по отношению к себе как сотруднику, а также к другим гражданам;

- у 76% обучающихся имеется направленность на такие ценностные ориентации, как семья, здоровье, уважение к старшим;

- у 52% обучающихся в меньшей степени проявляется мотивация к будущей профессиональной деятельности;

- 28% обучающихся заинтересованы будущей профессиональной деятельностью;

- 40% обучающихся считают, что доброта, чуткость, честность не могут повлиять на эффективность выполнения служебно-профессиональных задач.

С учетом перечисленных выше критериев и с помощью общедоступных психодиагностических методик (Базисные убеждения личности; Ценностные ориентации; Цветовые метафоры; опросник «Адаптивность»; Индивидуально-типологический опросник) была проведена опытно-экспериментальная работа.

Полученные результаты показали, что сотрудники, впервые поступившие на службу в органы внутренних дел, не имеют высоких показателей сформированности профессиональной компетентности. Бинарное деление полученных результатов свидетельствует о том, что такие показатели характерны для молодой категории обучающихся, которые только освоили основы профессиональной деятельности и у большинства из которых не сформировались определенные мотивы к службе в органах внутренних дел. При этом анализ результатов выявил необходимость формирования нравственных качеств рассматриваемой категории сотрудников полиции. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала достаточную эффективность предлагаемого подхода: так, в экспериментальной группе рост показателей по определенным нами критериям составил 30-35% по сравнению с контрольной группой.

Подводя итог, следует отметить несколько важных аспектов. Во-первых, обращает на себя внимание необходимость проведения качественного отбора кандидатов на службу в полицию. Во-вторых, требуется четкое определение обязательных критериев личностных качеств кандидата на замещение конкретной должности. В-третьих, необходима подготовка итоговых рекомендаций для руководителей территориальных отделов полиции по поводу возможности использования каждого сотрудника, который прошел первоначальную подготовку в образовательной организации МВД России, на том или ином направлении служебной деятельности или при назначении на должность.

Библиографический список:

1. Гричанов А.С. Моделирование ситуаций служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVIII Международной научно- практической конференции (г. Иркутск, 16-17 июня 2016 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский ин-т МВД России, 2016. С. 345-350.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993.
4. Зуев В.М., Гричанов А.С. Формирование профессиональной психологической устойчивости сотрудника ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 2 (25). С. 104-106.
5. Макарова Л.Н. Технология профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Морозов В.А., Федулов Б.А., Гричанов А.С. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно- профессиональных конкурсах // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 178-185.
7. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б.Г. Бовина. М., 1997. 85 с.
9. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие / Под ред. И.А. Алехина. М.: ВУ, 2003. 45 с.
10. Морозов В. А., Федулов Б. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы международной научно-практической конференции. № 12. Ч. 2. Барнаул: Барнаульский ЮИ МВД России, 2014. С. 128-130.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (25.04.2019)
Просмотров: 29 | Теги: Сотрудники полиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь