Вторник, 21.02.2017, 14:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Д.А.Ефремов, Е.Ю.Яковенко.  Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблемам формирования коллектива подростков в пенитенциарных учреждениях. Показаны особенности развития и отличия данных коллективов. Определены формы, методы и приемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Внимание уделяется также проблемам управления коллективами несовершеннолетних осужденных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коллектив несовершеннолетних, пенитенциарные учреждения, управляемость, процесс исправления.

 

Исследование подростковых коллективов в различных образовательных учреждениях - достаточно актуальная тема в педагогической науке. Возрастает число педагогических исследований, предметом изучения в которых выступает процесс формирования и развития подростковых коллективов, однако они посвящены в основном изучению формальных коллективов образовательных учреждений (классов, студенческих групп, временных подростковых коллективов и т.п.) [3; 4; 6; 7; 8]. Цель нашей работы - рассмотрение особенностей формирования коллективов в пенитенциарных учреждениях.

Воспитывающий коллектив пенитенциарного учреждения отличается от любого другого подросткового коллектива, функционирующего в условиях свободы, тем, что состоит из лиц, совершивших преступления и находящихся в изоляции от общества. В данных учреждениях поведение подростков жестко регламентировано.

Как утверждает И.П. Башкатов: «Коллектив несовершеннолетних осужденных состоит из подростков с деформированной личностью в нравственно- правовом и педагогическом аспектах» [5]. Ценностные ориентации и жизненные принципы воспитанников пенитенциарных учреждений в последнее время изменились не в положительную сторону, и резко снизился их образовательный уровень.

В свою очередь коллектив несовершеннолетних осужденных отличается от коллектива взрослых осужденных возрастными и организационно- структурными особенностями.

В различных пенитенциарных учреждениях также существует определенная специфика развития коллектива несовершеннолетних. Например, порядок и условия отбывания наказания в воспитательных колониях отличаются от порядка исполнения наказания в исправительных колониях. Это проявляется, прежде всего, в том, что режим в воспитательных колониях более мягкий, поэтому появляется больше возможностей для формирования коллектива воспитанников. Несовершеннолетним осужденным предоставляется больше льгот, они имеют меньше ограничений в связях с внешним миром. Строго соблюдаемый режим в воспитательных колониях выступает не столько в качестве кары, сколько средством упорядочения жизнедеятельности коллектива воспитанников.

Коллектив несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях отличается от коллективов других учреждений, во-первых, системой деятельности. Так, если у коллектива школьников и студентов
основной формой деятельности является учебная, у рабочих - трудовая, у служащих культурных и просветительских учреждений - социокультурная, то деятельность коллектива несовершеннолетних осужденных представляет собой совокупность учебной, трудовой, социокультурной форм.

Во-вторых, в таком коллективе преобладает воспитательная функция. Его назначение это исправление лиц, совершивших уголовные преступления.

В-третьих, воспитывающий коллектив также отличается и критериями сформированности. Основным, на наш взгляд, является воспитанность, которая проявляется в умении отстаивать в любых ситуациях (в том числе конфликтных) нравственно- правовые нормы и ценности, в гуманизме и демократизме деятельности, отношений и общения.

Проблема повышения эффективности исправления несовершеннолетних осужденных связана с совершенствованием процесса формирования воспитывающего коллектива в колонии.

Процесс формирования воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных имеет особенности, обусловленные влиянием негативных факторов: отрицательными взаимоотношениями и общением. Поэтому при организации процесса его формирования необходимо определить цель и средства, которые обеспечивают ее достижение, подобрать и организовать воспитателей, которые смогут реализовать намеченные планы, привести в движение имеющийся потенциал, педагогизировать в максимальной степени среду учреждения.

На процесс формирования коллектива оказывают влияние как положительные, так и отрицательные факторы, под воздействием которых подростковый коллектив изменяет свое качественное состояние и проявляет его во внешних требованиях, морально-психологической атмосфере, традициях и других формах.

«Основной задачей воспитателя пенитенциарного учреждения является создание необходимых и достаточных условий для развития и совершенствования положительного влияния, а также нейтрализации и устранения отрицательного влияния. Чем больше воспитателям удается осуществить педагогических воздействий, тем выше будет результат, в этом заключается логика процесса формирования воспитывающего коллектива подростков» [1].

Содержание системы положительных влияний на формирование воспитывающего коллектива определяется ее структурными единицами, которыми могут являться компоненты, составляющие виды деятельности и способы их осуществления.

Организация процесса формирования воспитывающего коллектива не может быть сведена только к осуществлению воздействий на воспитанников и подготовке к определенным мероприятиям. Это ведет к неправильному пониманию сущности процесса и формализму.

Процесс формирования воспитывающего коллектива представляет собой организацию общественно полезной деятельности осужденных, их взаимоотношений, свободного времени, общения, устранения негативного влияния микросреды, выработку нравственной устойчивости, иммунитета у членов коллектива по отношению к отрицательным воздействиям и т.п.

Большое значение в понимании сущности процесса формирования воспитывающего коллектива имеет определение его структуры, основными элементами которой являются:
- объект (коллектив осужденных);
- субъект (воспитатель, коллектив воспитателей, осужденные);
- условия, факторы, влияющие на этот процесс (воспитательные связи, отношения, воздействия; жизненные, педагогические явления, события; деятельность объекта и субъекта);
- цель, средства ее достижения.

Суть процесса формирования воспитывающего коллектива подростков заключается в следующем: от цели к ее реализации в воздействиях воспитателя через деятельность. При этом учитывается влияние на этот процесс различных факторов, условий, явлений и событий. Структура процесса формирования воспитывающего коллектива рассматривается с двух сторон: формальной (цель, объект, субъект, деятельность) и содержательной (воспитательные связи, отношения, события, жизненные, педагогические явления).

На основе оценки эффективности процесса формирования воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных корректирующее воздействие осуществляется с учетом уровня его развития, а также обстановки в колонии и других факторов. Это дает возможность регулировать процесс формирования воспитывающего коллектива, вносить соответствующие изменения в структуру и содержание деятельности, следить за соотношением позитивных и негативных сил и своевременно ими управлять.

Таким образом, главное внимание воспитателей должно быть сосредоточено не столько на воздействии, сколько на организации основных сторон деятельности воспитывающего коллектива (учеба, труд, общественная жизнь, досуг, общение) и насыщении их педагогическими явлениями.

Воспитательный процесс в колонии направлен на формирование у осужденных подростков побуждения к коллективному поведению и деятельности. В результате данного процесса у них вырабатываются следующие положительные качества: коллективизм, принципиальность, готовность оказать помощь другим, раскаяние в совершенном преступлений и т.д. Воспитатель не сразу достигает желаемой цели. Причины этого могут быть самые различные. Наиболее типичные из них следующие:
- отрицательное отношение воспитанников к выполнению совместных видов деятельности и к воспитателям;
- недостаточный опыт коллективной деятельности и поведения;
- искаженная оценка социальной значимости побуждающих факторов, неправильный выбор реакции на них;
- слабые нравственные знания, умения и навыки, непонимание значения и смысла предлагаемого задания;
- внеколлективная направленность действий, поступков, мотиваций;
- повышенная восприимчивость к негативным групповым влияниям.

Данные причины могут порождать в психической деятельности осужденных различные негативные состояния, формировать отрицательный эмоциональный опыт, что способно только нежелательные мысли, но и внеколлективное поведение и соответствующие поступки.

Очень часто зависть, злость, гнев могут сделать осужденных грубыми в общении, выработать отрицательные качества личности.

Успех исправления в данном случае будет зависеть от того, насколько воспитатели сумеют переключить эгоцентрические интересы на коллективные, укрепить стремление жить общественными интересами. Это возможно при разъяснении подросткам практических преимуществ, которые дают коллективистские взаимоотношения с окружающими. Давать поручения, проводить общественно полезные дела воспитатель должен с учетом интересов и потребностей осужденных, мотивации их деятельности и поведения. Воспитанники должны получать удовлетворение от выполненных заданий. Полученная в присутствии сверстников похвала является стимулом деятельности в интересах коллектива.

Таким образом, нормализация деятельности и поведения осужденных должна осуществляться за счет перестройки эмоциональных, нравственных процессов побудительного звена, а также выработки качеств коллективиста, которые обеспечивают правильное формирование и развитие последующих звеньев.

Разработка основных путей формирования готовности осужденных к коллективному поведению и деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:
- выявление реальных возможностей для коллективной деятельности;
- определение содержания деятельности и ее организация;
- апробация и отбор форм и средств развития внутренней готовности несовершеннолетних;
- конструирование специальных методов формирования коллективного поведения.

Формы, методы и приемы воспитательной работы должны быть направлены на устранение искажений в основных звеньях поведения и деятельности несовершеннолетних осужденных. Их разделяют на четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие и контролирующие.

К побуждающим методам воспитательной работы, по нашему мнению, относятся такие приемы, как:
- убеждение с целью появления у воспитанников колонии интереса к общественно полезным видам деятельности;
- поручение отдельных заданий;
- доверие воспитателей и коллектива осужденных;
- поощрение за хорошую учебу, прилежание, активность в общественной работе и труде.

В основе этих методов лежит пробуждение у осужденных положительных, радостных чувств, приятных переживаний, связанных с успехами в деятельности, общением с сотрудниками и сверстниками, приподнятой психологической, эмоционально положительной атмосферой и являющихся основой коллективной жизни.

Подготовительные формы, методы и приемы воспитательной работы включают: инструктаж, специальное обучение с целью овладения способами выполнения задания, нравственно-волевую мобилизацию, рациональную расстановку активистов, пассива и нарушителей при выполнении поручений. В основе этих методов лежит воспитание у несовершеннолетних стремления к осмысленным действиям и поведению.

Данные формы работы имеют большое значение, потому что многие осужденные не только проявляют пониженные способности, работоспособность и сопротивляемость трудностям, но и обладают быстрой истощаемостью активности, слабыми знаниями, умениями и навыками.

К организующим формам, методам и приемам воспитательной работы принадлежат: приучение к дисциплинированности; рациональная организация свободного времени; вовлечение в кружки, клубы, спортивные секции по интересам. Они основаны на приведении деятельности и поведения осужденных в соответствие с основными принципами и правилами и включают в себя постановку не только дидактических, но и конкретных воспитательных целей и задач, более тщательный отбор и подготовку мероприятий, представляющих для несовершеннолетних новизну.

К контролирующим формам, методам и приемам воспитательной работы относятся: систематическое наблюдение за поведением и проверка деятельности осужденных; замечания и предупреждения с запретом отрицательных действий, содержащие в себе рекомендации; оценка поступков несовершеннолетних.
Применение указанных форм, методов и приемов направлено на овладение воспитанниками коллективными видами деятельности и способами положительного поведения, на формирование общественной направленности их личности.

Таким образом, осуществление системно-структурного подхода к анализу поведения и деятельности позволяет строить воспитательный процесс с опорой на качества личности осужденных, развивая положительные и устраняя внеколлективные.

В то же время процесс формирования воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных обладает и другими свойствами. Наиболее значимыми из них являются: целостность, динамизм, противоречивость, управляемость, требование меры. Процесс формирования коллектива является целостным. Такое его рассмотрение обеспечивает диалектическую взаимосвязь социальных, политических, экономических явлений и их учет в формировании коллектива несовершеннолетних правонарушителей. Целостный подход к этому вопросу является методологическим принципом педагогики.

«Процесс формирования коллектива несовершеннолетних осужденных с позиции целостного его понимания не есть "фокусничество" воспитателя; в нем общественно полезная деятельность, отношения, система воспитательных мероприятий, общение идут не "рядом", не параллельно друг другу, а "вместе", в совокупности, во взаимодействии и взаимовлиянии» [1].

Деятельность (трудовая, учебная, общественная) есть основа процесса формирования коллектива с позиции целостного подхода. Она позволяет ликвидировать рассогласованность воспитательного и деятельностного подходов, как бы слить их в единый процесс и обеспечить всестороннее позитивное воздействие на коллектив и личность в нем.

Следует отметить, что не способствует целостному представлению о процессе формирования коллектива обособление его сторон (частей). При таком подходе отдельно формируется общественное мнение коллектива, положительные взаимоотношения в нем, традиции, проводится воспитательная работа с малыми группами отрицательной направленности. Процесс формирования коллектива как бы делится на части, направления, стороны, которые существуют независимо друг от друга и самостоятельно развиваются по своим, присущим только им законам. При этом коллектив «теряется», ускользает от внимания воспитателей, которое сосредоточивается на «сторонах» формирования.

Динамизм процесса формирования коллектива несовершеннолетних обусловлен непрерывным изменением, развитием основных структур, связей, отношений, взаимодействий.

«Динамическое развитие объективно присуще процессу формирования коллектива. Коллектив осужденных должен постоянно развиваться, совершенствоваться. Если не происходит перехода от низшего уровня к высшему, то неизбежно наступает обратный процесс: образуются новые группы отрицательной направленности, появляются уголовные традиции, конфликты во взаимоотношениях и общении членов коллектива» [2].

Управляемость процессом формирования коллектива несовершеннолетних осужденных повышает его организованность, действенность, эффективность. Управлять процессом формирования коллектива - не значит планировать различные мероприятия; это значит - ясно видеть цель и идти к ней кратчайшим путем.
Как отмечает В.М. Литвишков: «Управляемость - это свойство процесса формирования коллектива и одновременно требование к нему с целью достижения его сплоченности, подчинения всего многообразия воздействий воспитательным целям и приведения их в определенную систему» [1].

Таким образом, формирование коллектива в пенитенциарных учреждениях происходит в рамках специально созданной воспитательной системы, которая должна способствовать, прежде всего, исправлению личности подростка, отбывающего уголовное наказание.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Литвишков, В.М. Пенитенциарная педагогика [Текст] / В.М. Литвишков, А.В. Митькина. — М. : РАО МПСИ, 2004. - 399 с.
2. Митькина, А.В. Формирование нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных [Текст] / А.В. Митькина. - М. : РАО МПСИ, 2004. - 175 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2004. - 289 с.
4. Гайдар, К.М. Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние [Текст] / К.М. Гайдар. — Воронеж : Издательство ВГУ, 2006 — 157с.
5. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И.П. Башкатов. — М. : Информпечать, 2000. - 336 с.
6. Новиков, В.В. Социальная психология [Текст] / В.В. Новиков. — М. : Издательство института психотерапии, 2003 - 342 с.
7. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе : учебное пособие [Текст] / Е.И. Тихомирова. - М. : Академия, 2005 - 143 с.
8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М. : Институт психотерапии, 2005. — 488 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 7 | Теги: коллектив | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017