Воскресенье, 19.11.2017, 22:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТРАНАХ АЗИИ

В.Д.Иванов, Н.А.Салькова

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТРАНАХ АЗИИ

Рассмотрены основные моменты в области спорта и физической культуры в странах Азии. Проанализированы результаты Олимпиад, проводившихся в Японии, Китае и Южной Кореи, и системы физического воспитания этих стран.

Ключевые слова: спорт в странах Азии, физическая культура и воспитание, результаты Олимпийских игр.

 
Сегодня во всём мире большое внимание уделяется развитию спорта и физической культуры. Развитие государства зависит от здоровья нации и его физической способности.

Спорт в Азии имеет богатую историю, связанную со многими традиционными видами спорта, такими как боевые искусства, которые по- прежнему широко практикуются. Однако сейчас в азиатских странах наблюдается процесс заимствования западных видов спорта, таких как баскетбол, бейсбол, крикет и футбол, которые начали доминировать и стали популярными для отдыха и зрелищ в странах и регионах по всему Югу, Востоку и Юго-Восточной Азии, включая Китай, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Японию, Южную Корею и Индию.

В настоящее время в этих странах физическая культура рассматривается как часть системы образования, культуры и духовной сферы общества.

На азиатском континенте стали проводиться крупные соревнования. Так, в 1964 г. впервые в мировой истории на этом континенте проходили летние XVIII Олимпийские игры — на Японских островах, в Токио [1; 2], где представители Страны восходящего солнца стали призёрами Игр и в общем неофициальном зачёте с 29 медалями заняли третье место. Для страны, которая впервые организовывала Олимпийские игры, это неплохой результат. Как страна-организатор Япония заслужила от Международного олимпийского комитета награды. После чего Япония организовывала у себя ещё несколько зимних Олимпиад — в 1972 г. в Саппоро, на острове Хоккайдо, и в 1998 г. в Нагано. Также в 2020 г. в Токио во второй раз будут проводиться летние Олимпийские игры (XXXII).

Япония не единственная азиатская страна, в которой проходили Олимпийские игры: они также организовывались в 1988 г. в Южной Корее (Сеул) и в 2008 г. Китае (Пекин). Весь мир увидел, что страны Азии обладают высоким уровнем жизни, развитыми информационными технологиями и профессиональной подготовкой спортсменов [8; 9].

За последние пятнадцать лет Китай достиг больших успехов в области спорта. В 2000-2012 гг. Китай стал обладателем 139 медалей в летних Олимпийских играх, что демонстрирует высокий уровень профессионализма спортсменов.

Успехи азиатского спорта связаны с сохранением культурного своеобразия, восточного менталитета, выдержки, стойкости и заимствований из западных стран. Так, китайские власти активно приглашали советских тренеров, которые заложили систему подготовки будущих чемпионов.

Главная ставка в системе подготовки спортсменов делалась на молодёжь. Средний возраст китайских чемпионов Олимпиады 1984 г. в одиночных видах спорта — 23 года, а самому взрослому среди участников из Китая было 27 лет. Для сравнения: средний возраст «золотых» призёров из Германии составлял 28 лет, а самому старшему из них в то время исполнилось 42 года.

В процессе подготовки спортсменов КНР главная роль отдаётся государственным спортивным школам. На данный момент таких школ свыше 15 тыс., и большая их часть финансируются государством [3. С. 61].

В основу системы подготовки будущих спортсменов легло привлечение детей со всей территории страны. Именно занятие спортом с раннего возраста является более продуктивным способом выявления потенциала спортсмена. Так можно эффективнее отследить способность того или иного ребёнка к определённому виду спорта и разработать систему подготовки.

Китай является самой многочисленной страной, и поэтому существует конкуренция во всех сферах общества. Некоторые родители, понимая, что их ребёнок может и не достичь успеха в другой сфере, настраивают детей на избрание спортивной карьеры, которая является самой престижной профессией.

Система физического воспитания в Китае развивалась как часть государственной политики, экономики, культуры и образования. Она рассматривалась как средство улучшения здоровья нации, повышения производительности трудовой силы, оборонной мощи государства.

Программа физического воспитания в школах, учебных заведениях включает три группы (разработана Государственным комитетом физической культуры и спорта Китая):
- для учащихся и студентов всех школ и учебных заведений;
- для будущих спортсменов;
- для занятий в кружках и секциях.

Обучение начинается с шести лет. С этого момента делается упор на физическую подготовку детей под контролем тренеров. Обязательная программа составляет 140 ч в год.

За короткий период появлялись спортивные комплексы — сеть школ-интернатов спортивного профиля, куда отбирались перспективные дети для их дальнейшего развития уже в качестве профессионалов.

Если первоначально власти Китая больше внимания уделяли количественной стороне, а именно открытию специальных школ с целью привлечения большого количества детей к регулярному занятию спортом, то в последнее время стали отдавать предпочтение качественной стороне дела: оснащать залы и площадки современным инвентарём и оборудованием, внедрять передовые достижения мировой науки и практики, повышать квалификацию специалистов, проводить оптимизацию системы в управлении и организации олимпийской подготовкой [4. С. 13].

В Китае значительное внимание уделяется контролю за организацией и управлением олимпийской подготовки, и для этого привлечены органы государственной власти, где постоянный контроль осуществляют руководители коммунистической политической партии Китая, а также специально созданные органы страны — Государственный комитет физической культуры и спорта, Всекитайская федерация спорта и Олимпийский комитет.

В Республики Корее внимание спорту стали уделять лишь в 1960-х гг., так как до этого времени в стране не существовало органа, который выполнял бы полномочия в области физической культуры [7]. Но в 1980-е гг. в сфере спорта произошли изменения, что было связано с подготовкой и проведением в стране в 1986 г. Азиатских игр и в 1988 г. — Олимпийских игр.

Таким образом правительство поднимало уровень авторитета страны на международной арене. Для это были проведены изменения национальных учебных планов, поскольку ранее, в 1955-1963 гг., закладывали основу подготовки физического воспитания в школах в качестве самостоятельного школьного предмета. С 2000 г. и до настоящего времени физическая культура является комплексным школьным предметом обучения и социального воспитания, содержащего функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на совершенствование качества жизни человека [5. С. 59].

С 2003 г. проводится политика правительства Но Му Хёна, был впервые принят пятилетний план развития массового спорта. Основные цели данного плана: повышение уровня здоровья и жизни нации, усиление авторитета и поддержания спортивной конкуренции на международном уровне, создание мирной обстановки на Корейском полуострове и другие цели в сфере физической культуры [6. С. 142].

Министерство культуры, спорта и туризма объявило, что в ближайшие годы в Республике Корея будут расти строительство открытых спортивных сооружений — от баскетбольных площадок до комплексов с бассейнами. Так, к 2022 г. правительство планирует открыть свыше 1 100 спортивных сооружений [7].

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в последние годы азиатскими спортсменами, спорт в Азии имеет по-прежнему ряд проблем. Основные из них: нехватка средств для возведения необходимого количества спортивных сооружений, а также нехватка квалифицированных кадров. Большинство азиатского населения не в состояния заниматься спортом, так как это слишком дорого — во многих случаях занятия в спортивных секциях платные, не каждый может это себе позволить. Однако всё это не мешает добиваться успеха спортсменам и получать высокие результаты.

Изучив различные аспекты развития физической культуры Японии, Китая и Южной Кореи, можно выделить основные особенности в области спорта этих стран:

1) неразрывная связь с культурой, традициями и ментальной особенностью народов, которые внесли значительный вклад в развитие спорта;

2) развитие традиционных систем в подготовке спортсменов, а также учёт влияния Запада на Азиатские страны;

3) активная поддержка со стороны государств [7; 8].

В рассматриваемых странах нами отмечено активное развитие физической культуры и спорта, которое закреплено победами, достижениями и высокими результатами в Олимпийских и Азиатских играх, а также в организации и управлении международными соревнованиями крупного масштаба.

Список литературы

1. Трескин, А. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / А. Трескин, В. Штейнбах. — М. : АСТ, 2008. — 208 с.
2. Официальный сайт Олимпийского международного комитета. Япония. — URL: http://www. olympic.org/tokyo-1964-summer-olympics
3. Хуа, Й. Олимпийское движение и массовый спорт в Китае / Й. Хуа // Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 11. — С. 60-62.
4. До Кеон, Ву. Управление физической подготовкой в странах Дальневосточной Азии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ву До Кеон. — СПб., 2000. — С. 11-14.
5. Нестеров, А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физ. культура. — 2006. — № 6. — С. 58-61.
6. Лачина, Е. В. Исторический обзор основных направлений государственной политики Республики Корея в области физической культуры и спорта / Е. В. Лачина // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. — 2013. — № 22. — С. 134-145.
7. Официальный сайт Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. — URL: http://www.mcst.go.kr
8. Талызов, С. Н. Корейская модель управления культурой и спортом / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 4. — С. 101-103.
9. Талызов, С. Н. Японская модель управления культурой и спортом / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 4. — С. 104-106.

Для цитирования: Иванов, В. Д. Особенности физической культуры и спорта в странах Азии / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 32-35.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (18.10.2017)
Просмотров: 60 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь