Пятница, 20.07.2018, 05:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья

Т.С.Шапкина, В.Д.Карпов, В.Н.Белянский

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Рассматривается организация и содержание занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: студенты с отклонениями в состоянии здоровья, адаптация, образ жизни, профессиональные качества.

 
Стратегия развития физической культуры, в 2009 г. утверждённая Постановлением Правительства РФ на период до 2020 г., определяет роль физической культуры в развитии человеческого потенциала нашей страны, предусматривает приоритетное развитие физической культуры и спорта, в том числе и для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья [14].

В настоящее время наметилась чёткая тенденция роста числа студентов-первокурсников, относящихся по развитию физических качеств и по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Такие студенты обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией [2-7].

Поэтому работа с такими обучающимися — один из главных вопросов для специалистов физической культуры: правильная организация занятий физической культурой является важным аспектом в укреплении и сохранении здоровья; регулярные занятия улучшают не только физическое состояние организма, но и повышают его функциональные возможности [10; 11].

Ежегодно среди поступивших в вузы отмечается значительная доля студентов, уже имеющих серьёзные заболевания. Кроме того, первокурсники наиболее уязвимы вследствие трудностей адаптивного характера, обусловленных существенным отличием учебного процесса в вузе от обучения в школе.

Так, из 187 студентов первого курса Волгодонского инженерно-технического института—филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в 2016/17 учебном году у 75 (39,5 %) отмечены различные заболевания. В структуре заболеваемости 15 % составляют заболевания органов зрения, 4 % — заболевания опорно-двигательной системы, 2,6 % — заболевания сердечно-сосудистой системы. Из 385 первокурсников техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ заболевания выявлены у 188 человек (49 %). Самые распространённые заболевания: органов зрения — 15 %, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем — соответственно 9 и 8,6 %.

Такой уровень состояния здоровья свидетельствует о том, что в школах на занятиях физической культурой у детей не в полной мере формируются знания о роли физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья. Бывшие школьники не обладают устойчивой мотивацией к применению физических упражнений в повседневной жизнедеятельности как способу повышения работоспособности и успешного решения социальных и экономических задач. У студентов- первокурсников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, слабо развита социально-психологическая и дидактическая адаптация. Для них не характерны упорство и целеустремлённость, умение собраться и преодолеть лень. Они обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией, проявляют скептическое отношение к занятиям физической культурой. Студентам, перенёсшим какое-либо заболевание или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, а их, как правило, просто освобождают от занятий физической культурой. Такие студенты обладают низкой работоспособностью, что в будущем негативно скажется на производительности их труда.

Задача преподавателей физической культуры заключается в организации занятий таким образом, чтобы они оказывали видимый оздоровительный и тренировочный эффект, направленный на постепенное и последовательное улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма студентов [8; 9; 11; 15].

Это возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов:
- принципа систематичности (непрерывное использование любых средств физической культуры);
- принципа от «простого к сложному» (постепенное повышение требований к организму занимающегося, в содержание занятий периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки);
- принципа доступности (все средства физической культуры должны быть доступны как по всей структуре, так и по уровню физической нагрузки);
- принципа чередования, или рассеянной мышечной нагрузки;
- принципа сознательной активности (активное участие обучающегося в занятиях, понимание им задач и возможностей физических упражнений) [4; 13].

Весь учебный процесс должен быть направлен на расширение и углубление образованности обучающихся по физической культуре, на формирование мотивации и повышение интереса к занятиям, укрепление здоровья, закаливание организма и расширение функциональных возможностей студентов, на ликвидацию остаточных явлений после заболеваний на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах:
- учебные занятия (в виде практических и теоретических занятий, лекций, бесед);
- самостоятельные занятия студентов;
- физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, физкультпауза, производственная физическая культура;
- массовые оздоровительные, физкультурные, туристические мероприятия [14].

Учебные занятия для студентов с отклонениями в состоянии здоровья должны являться обязательными и проводиться в виде адаптивной физической культуры, лечебной физической культуры или оздоровительной физической культуры в зависимости от заключения врачебной комиссии.

В Волгодонском инженерно-техническом институте готовят специалистов для отраслей, входящих в госкорпорацию «Росатом», поэтому укрепление состояния здоровья студентов, приобщение их к ведению активного, здорового образа жизни является главной задачей преподавателей кафедры физической культуры. Особое внимание уделяется студентам с отклонениями в состоянии здоровья.

Практические занятия для таких групп студентов проводятся в фитнес-зале, оборудованном тренажёрами. Студентам предлагаются кардиорес- пираторные упражнения с симметричными и асимметричными движениями, а также упражнения аэробной направленности, позволяющие улучшить показатели здоровья, повысить энергетический уровень организма [9; 13; 15].

Для студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата дополнительно организуются занятия в плавательном бассейне. Студентам с урологической патологией даются консультации уролога с рекомендациями по питанию и лечению.

Обязательным является теоретический раздел, входящий в рабочую программу по дисциплине физическая культура, который рассматривает такие вопросы, как роль физической культуры и спорта в укреплении здоровья, основы здорового образа жизни, самоконтроль на занятиях и проведение самостоятельных тренировочных занятий.

По окончании теоретического раздела по дисциплине физическая культура проводится тестирование на знание роли физических упражнений в укреплении здоровья и повышения работоспособности человека.

Студенты Волгодонского инженерно-технического института, имеющие отклонения в состоянии здоровья, принимают участие в посильной физкультурно-оздоровительной деятельности в качестве судей и секретарей, что, несомненно, способствует повышению уровня их здоровья и овладению необходимыми профессионально-прикладными качествами в области приобретаемых в вузе специальностей.

Нужно отметить, что важно не только создать оптимальный двигательный режим за счёт использования разнообразных комплексов и оздоровительных методик, но и сформировать потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, а также доводить до студентов информацию о методах и средствах оздоровления, учить вычленять из многообразия информации то, что будет оптимально соответствовать уровню организма. Занимающиеся должны твёрдо усвоить, что нет универсальных систем и методик оздоровления — все они нуждаются в определённой корректировке и адаптации под каждого конкретного человека [5].

Поэтому перед преподавателями кафедры стоит задача обеспечить студентов соответствующей методической литературой, адаптированной к специфике вуза, научить ориентироваться в информационном потоке, адекватно оценивать состояние своего здоровья, потребности и резервы организма, формировать убеждения в том, что сохранение здоровья —это нелёгкий труд, а в широком смысле — это каждодневная работа над самим собой.

Список литературы

1. Безбородов, А. А. Особенности занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [Электронный ресурс] // Infourok. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-zanyatiy-so- studentami-imeyuschimi-otkloneniya-v-sostoyanii- zdorovya-1300362.html
2. Вальчук, Н. К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н. К. Вальчук, А. В. Савенко, Д. А. Романов // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 10 (104). — С. 32-35.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М., 2007. — 218 с.
4. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М. Я. Виленский. — М., 2012. — 220 с.
5. Власова, Т. С. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе / Т. С. Власова, Р. И. Сунгатуллин, Н. М. Закрова // Молодой учёный. — 2015. — № 5. — С. 441-443.
6. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. — М. : Владос, 2001. — 608 с.
7. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи : учеб. пособие / С. П. Евсеев. — СПб.,1996.
8. Иванова, В. А. Фитнес в системе занятий по физической культуре / В. А. Иванова, Т. И. Ягафарова,
B. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 141-146.
9. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере- гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 2. — С. 31-34.
10. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. — Челябинск, 2009.
11. Куликов, Л. М. Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков,
C. А. Ярушин // Теория и практика физ. культуры. — 2010. — № 1. — С. 60-64.
12. Мищенко, В. А. Роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании личности студента / В. А. Мищенко, С. П. Довгаль // Вестн. Югор. гос. ун-та. — 2006. — № 4. — С. 98-101.
13. Насыбулина, И. Р. Физиологическая классификация физических упражнений / И. Р. Насыбули- на, В. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 13-16.
14. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года : Постановление Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
15. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. — С. 260-266.

Для цитирования: Шапкина, Т. С. Особенности физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Т. С. Шапкина, В. Д. Карпов, В. Н. Белянский // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 56-60.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.06.2018)
Просмотров: 22 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь