Среда, 22.01.2020, 11:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Стародубцев М.П., доктор педагогических наук, Сапсаева Т.В.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В статье рассматриваются особенности осуществления физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инновационной образовательной среды вуза. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к проблемам адаптивного физического воспитания в условиях модернизации системы высшего образования, одним из направлений которой является формирование новой (инновационной) внутривузовской образовательной среды, обеспечивающей безбарьерный равный доступ к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии и инвалидов. Цель работы заключается в выделении конкретных особенностей адаптивного физического воспитания указанных лиц в контексте формирования инновационной образовательной среды современного вуза, что и обуславливает цель проведенного исследования. В качестве методов исследования был использован анализ нормативно-правовых актов, научной и отраслевой литературы по вопросам адаптивного физического воспитания. Для достижения заявленной цели в ходе работы были последовательно решены задачи по определению основных ключевых понятий, используемых в работе, функций и условий реализации адаптивного физического воспитания в образовательном процессе. Особое внимание в статье уделено феномену инновационной образовательной среды, дана авторская трактовка указанного понятия. Результаты исследования представлены в виде обобщающего вывода, в котором сформулированы общие и специфические особенности физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Ключевые слова: физическое воспитание, адаптивное физическое воспитание, адаптивная физическая культура, лица с ограниченными возможностями здоровья, нарушения здоровья различной нозологии, инвалиды, инновационная образовательная среда, особенности адаптивного воспитания.
 

Введение. В образовательных организациях высшего профессионального образования наблюдается тенденция непрерывного роста количества студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализ практики и теории подготовки студентов с ОВЗ указывает на ряд противоречий: а) между требованиями ФГОС 3++ и отсутствием системы обучения студентов с ограниченными возможностями; б) между недостаточной разработанностью педагогических условий и рекреационной средой вуза. Конституционное закрепление права каждого на доступное и качественное образование приобретает особую актуальность в условиях реализации данного права лицами с ОВЗ и инвалидами. Возможность получения образования, в том числе высшего, является непременным условием успешной социализации данной категории лиц, их адаптации к жизни в обществе и дальнейшей профессиональной деятельности. Образовательная среда современного вуза выступает в качестве двойственной реабилитационно- образовательной педагогической системы, что обусловлено расширением социальных функций, выполняемых вузом. Речь идет об инклюзии, как способе «включенности» лиц с ОВЗ и инвалидов в общественную и профессиональную жизнь за счет безбарьерного доступа к системе высшего образования, обеспечивающей их социализацию и реабилитацию в процессе обучения.

Следует заметить, что понятия «лицо с ОВЗ» и «инвалид» неравнозначны. Так, понятие «инвалид» представляет собой медицинский термин, отражающий результат экспертной оценки федеральным учреждением медико-социальной экспертизы состояния здоровья конкретного человека и зафиксированный в документе установленного образца (справке об инвалидности). Социально-правовой статус инвалида не требует создания для него специальных условий или дополнительных гарантий при реализации конституционного права на образование и не свидетельствует автоматически о наличии у такого лица особых образовательных потребностей.

Термин «лицо с ОВЗ» пришел на смену ранее употребляемому в законодательных актах понятию «лицо с отклонениями в развитии». В настоящее время он охватывает категорию лиц, имеющих недостатки (отклонения) в физическом и (или) психическом (для своей возрастной категории) развитии, обусловленные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, вследствие которых они нуждаются в специальных условиях воспитания, обучения и развития. Определение понятия «лицо с ОВЗ» дано в п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7]. По своей сути оно значительно более емкое и широкое, чем определение «инвалид», закрепленное в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [6].

Ограничение возможностей здоровья может быть установлено вследствие различных нарушений: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально- волевого поведения, интеллекта и пр. Ограничение может носить временный или постоянный характер, быть прогрессирующим или регрессивным. Подразумевается, что именно лица с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, удовлетворение которых возможно путем создания для них специальных условий получения образования, без которых освоение образовательных программ указанными лицами невозможно или затруднено.

К таким условиям закон относит использование адаптивных образовательных программ, специализированных методов обучения, информационных и учебно- методических материалов, адаптированных к восприятию лицами с ОВЗ различной нозологии, использование возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, оказание обучающимся необходимой технической помощи; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и пр.

Следует иметь в виду, что у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии особые образовательные потребности обусловлены конкретными нарушениями здоровья. К примеру, студенты с нарушением слуха нуждаются в создании специальных условий и возможностей развития и использования остаточного слуха и различных форм коммуникации (слухового и (или) зрительного восприятия обращенной речи говорящего человека). В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения, с одной стороны, входят образовательные потребности, одинаково свойственные как слепым, так и слабовидящим (дозирование учебных нагрузок, применение специальных оптических и тифлопедагогических устройств и пр.), а с другой - свойственные каждой категории (слепые, слабовидящие) отдельно.

Основной целью образования, в том числе высшего, является всестороннее развитие человека (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное), а также удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. Следовательно, современный вуз должен обеспечивать подготовку не только высококвалифицированных, но и физически здоровых специалистов с высоким уровнем физической культуры. Для лиц с ОВЗ и инвалидов указанное требование реализуется через освоение адаптированных образовательных программ, в том числе в области физической культуры и спорта, а также за счет выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов с учетом психофизических и индивидуальных возможностей указанной категории обучающихся.

Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, модернизация системы физического воспитания в образовательных организациях различного уровня (в том числе в системе высшего образования) в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов предполагает реализацию следующих положений: использование достижений современной педагогики по подбору научно-обоснованных форм, методов и способов физического воспитания и спортивной тренировки лиц с ОВЗ и инвалидов, создание необходимых условий для систематических занятий ими физической культурой и спортом, разработку программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции указанной категории обучающихся [4].

Как правило, социальная адаптация человека представляется совокупностью трех составляющих физической культуры: физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1].

Среди основных функций физического воспитания, способствующих подготовке и адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к их дальнейшей профессиональной деятельности и к жизни в обществе в целом, следует выделить: образовательные, направленные на формирование, закрепление и дальнейшее совершенствование полученных в ходе обучения знаний, умений, навыков, личностного опыта и компетенций в области физической подготовки; оздоровительные, способствующие поддержанию, а в некоторых случаях даже восстановлению нарушений здоровья; воспитательные, направленные на формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью определенных черт характера (воля, настойчивость, активность и т.д.) и стимуляцию их психического развития; коррекционные, способствующие компенсации основного дефекта и (или) коррекции вторичных нарушений [2].

Обсуждение результатов исследования.

Для достижений целей физического воспитания студентов с ОВЗ и инвалидов в современном вузе должны быть созданы определенные условия. Речь идет о создании внутри вуза инновационной, безбарьерной, толерантной социокультурной образовательной среды, учитывающей индивидуальные возможности и образовательные потребности данной категории обучающихся. В этой связи следует заметить, что понятие «образовательная среда» не имеет единообразно понимаемого (унифицированного) определения и до сих пор является предметом многочисленных научных дискуссий. В большинстве работ, посвященных исследованию образовательной среды (А.И. Артюхина, Е.А. Бурдуковская, А.А. Вербицкий, В.П. Делия, В.А. Караковский, Д.А. Хорват и др.), данный феномен рассматривается как сложное многомерное явление, структурно состоящее из большого числа компонентов. Наиболее распространенным является определение образовательной среды как «совокупности условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [8].

В условиях модернизации системы образования перед вузами стоит задача проектирования новой, инновационной образовательной среды, способствующей не только выявлению и развитию способностей обучающихся, но и обеспечивающей реализацию их потребностей, а также прав обучающихся на доступность, вариативность, альтернативность, индивидуализацию и качество образования.

Рассматривая современные подходы к определению сущности инновационной образовательной среды вуза (Е.А. Алисов, Р.П. Еробкин, Н.Ф. Ильина, Л.С. Подымова, В.И. Слободчиков, Е.А. Шмелева и др.), следует выделить ее характерные особенности:

1) инновационная образовательная среда синтезирует основополагающие факторы развития личности (жизнедеятельность, воспитание, обучение, самообразование и т.д.) в целях реализации потенциала обучающегося, интеллектуального и творческого;

2) формирование инновационной образовательной среды вуза направлено на развитие инновационной активности обучающихся (генерирование идей, проведение научных исследований под руководством преподавателей в различных областях знаний, апробация результатов исследований и пр.) в целях подготовки их к дальнейшей профессиональной деятельности;

3) инновационная образовательная среда базируется на инновационном содержании образования (авторские программы, индивидуальные образовательные маршруты, модульное содержание образования и т.д.), инновационных технологиях обучения (кейсы; онлайн-образовательные платформы и пр.) и инновационных методах воспитания (социальное проектирование, тьюторство и т.д.);

4) инновационная образовательная среда базируется на новых формах управления вузом (инновационный менеджмент);

5) инновационная образовательная среда является социокультурной, толерантной, безбарьерной, комфортной и безопасной, что в итоге обеспечивает достижение качества получаемого в вузе образования.

Указанные отличительные особенности позволяют сформулировать определение инновационной образовательной среды вуза как совокупности содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, основанных на внедрении в образовательный процесс новейших достижений науки и практики и направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и формирование у них способностей к решению нетипичных задач в дальнейшей профессиональной деятельности.

Как было замечено ранее, в условиях современного техногенного общества особое внимание уделяется физическому воспитанию студенческой молодежи, что обусловлено необходимостью подготовки не только высококвалифицированных, но и физически активных людей с высокой степенью осознания значения физической культуры в собственном развитии, а также в развитии общества и государства.

Среди перечня основных особенностей обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью в инновационной образовательной среде современного вуза можно выделить общие и специфические, касающиеся только особенностей их физического воспитания и (или) реабилитации (абилитации). К общим особенностям относятся:

1) обеспечение индивидуального подхода в целях направленного педагогического воздействия на обучающихся с ОВЗ и инвалидов, основанного на знании и учете особенностей их развития, физических нарушений и личностных характеристик;

2) дозирование учебных нагрузок в целях регуляции темпа изучения учебного материала, времени и продолжительности учебных занятий;

3) совместное выстраивание обучающимся и преподавателем индивидуальной образовательной траектории на весь период обучения в вузе (индивидуального образовательного маршрута) с учетом личностных особенностей, физических возможностей и образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ или инвалидностью;

4) использование технических средств обучения, адаптирующих информационные, учебно-методические и иные материалы к восприятию обучающихся с ОВЗ различной нозологии и инвалидностью;

5) использование технологических средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при сочетании индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе в доступных формах в зависимости от нозо- логий;

6) использование в образовательном процессе различных типов сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов: организационно-педагогического, психолого- педагогического, медицинско-оздоровительного, социального.

К специфическим особенностям относится установление особого порядка освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для студентов с ОВЗ или инвалидностью в условиях инновационной образовательной среды современного вуза. Как предусмотрено методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования [3], для указанной категории лиц вузом устанавливается особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для достижения целей физического воспитания, помимо часов, отведенных непосредственно на адаптивные спортивные занятия, вузам рекомендуется включать в учебный план студентов с ОВЗ и инвалидов некоторое количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

Внедрение в образовательный процесс дисциплин (модулей) по адаптивной физической культуре и спорту обусловлено необходимостью поддержания физической активности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и направлено на достижение таких целей, как: восстановление нарушений здоровья различной нозологии; возможная коррекция имеющихся отклонений в развитии; нормализация двигательной активности и обмена веществ; совершенствование уровня физического развития; формирование способности к социальной адаптации и пр. [5].

Занятия по адаптивной физической культуре и спорту должны проводиться специалистами, имеющими соответствующую подготовку и отвечающими квалификационным требованиям, предъявляемым к кадровому обеспечению системы высшего образования. Предусматривается дифференциация учебных занятий для лиц с ОВЗ различных нозологий. Например, при работе с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, следует отдавать предпочтение интеллектуальным видам спорта. В целом, при проведении учебных занятий важен подбор специфических средств адаптивной физической подготовки, доступных при ограничении возможностей здоровья: специальных упражнений, спортивных игр и пр.

Следовательно, инновационная образовательная среда вуза должна предусматривать наличие развитой материально-технической базы, обеспечивающей наличие необходимого оборудования. Это касается как вновь возводимых спортивных сооружений, так и уже существующих, которые должны быть оснащены специализированным оборудованием для занятий адаптивной физической культурой.

Выводы. Физическое воспитание студентов с ОВЗ и инвалидов в условиях инновационной образовательной среды современного вуза должно осуществляться с учетом их личностных и психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Непосредственная физическая подготовка (реабилитация, абилитация) обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на занятиях по адаптивной физической культуре и спорту, должна базироваться на следующих принципах:

1) индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющих разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с использованием адаптированных методологических инструментов;

2) личностно-ориентированного и комплексного подхода к осуществлению мер диагностического характера у лиц с ОВЗ и инвалидностью;

3) своевременности диагностического обследования, позволяющего учесть совокупность всех возможных нарушений здоровья (отклонений) у таких лиц с учетом конкретной нозологии;

4) целостности и конкретности при выборе форм, способов и методов проведения учебных занятий;

5) интеграции, способствующей более быстрой адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательном и социально-культурном пространстве вуза на основе развития у них коммуникативных навыков межличностного и группового общения (в дальнейшем - их интеграция в общество).

Литература

1. Волкова М.А., Ситдикова Л.Б. «Особенности и перспективы нормативно- правового регулирования спорта и физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современное право. - 2018. - № 3. - С. 38-41.
2. Воронов Н.А. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Эпоха науки. - 2018. - № 14. - С. 231-233.
3. Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=159405&div=LAW& rnd=C1725DB062D4CEC51B91E10DD9103001#fxcfkg7j6 (дата обращения: 15.09.2019).
4. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2009. - № 33, ст. 4110.
5. Стародубцев М.П. «Образовательный процесс по дисциплине «Адаптивная физическая подготовка» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 304-307.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995. - № 48, ст. 4563.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012. - № 53 (ч. 1), ст. 7598.
8. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. 2- е издание. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.01.2020)
Просмотров: 16 | Теги: адаптивная физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь