Пятница, 09.12.2016, 14:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности физического развития и подготовленности детей с нарушением интеллекта

Макеева Ю.С.

Особенности физического развития и подготовленности детей с нарушением интеллекта

Повышенное внимание в наше время к проблеме детей с умственной отсталостью связано с тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом нашего общества. В настоящее время, целью обучения и воспитания умственно отсталых детей становится все большее приобретение знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, которые бы позволили адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.

Известно, что показатели физического развития детей с умственной отсталостью отличаются от показателей здоровых детей. Так же физическое развитие детей с умственной отсталостью проходит медленнее, чем у нормальных детей.

Это говорит о том, что функциональное развитие таких детей не проходит без дефектов, так как умственно отсталые дети имеют резкие колебания работоспособности, быструю утомляемость, неустойчивость в эмоционально - волевой сфере, что в последствии влияет на их социальную интеграцию в общество. Особенности физического развития детей данной категории во многих литературных источниках изложены недостаточно и отражают лишь наиболее общие показатели соматического развития. Наиболее часто встречаются суждения, что у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается отставание физического развития, замедление ростовых процессов и соматическая задержка по сравнению со здоровыми сверстниками. Многие ученые выявляли, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые дети отстают от нормально развивающихся сверстников, но иногда некоторые из них могут превосходить средние данные физического развития здоровых детей. Также у детей с легкой степенью умственной отсталости прослеживаются различные нарушения телосложения. Поэтому актуальным становится достижение умственно отсталыми детьми такого уровня физического развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.

По мнению ряда исследователей, решающее значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с умственной отсталостью в жизнь современного общества приобретает физическая культура и спорт. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, физическая культура и спорт позволяют проявляться личным качествам умственно отсталых школьников; во-вторых, расширяют общение данных школьников с «нормальными» сверстниками; и, в-третьих, физическая культура и спорт способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у данных школьников; развитие двигательной базы способствует их адаптации к самообслуживанию, а следовательно, и ко всему прочему, что связано с процессом социализации.

Нами было проведено исследование, с целью которого являлось исследование особенностей физического развития детей с нарушением интеллекта и сравнение его со стандартами физического развития здоровых школьников.
Исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики на базе МОКУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат № 34 VII вида (со структурным подразделением классов VIII вида)».

В исследовании принимали участие 12 детей с нарушением интеллекта в возрасте 10-11 лет: 6 детей экспериментальной группы- 2 «а» класс и 6 человек контрольной группы - 3 «б» класс. В нашем исследовании физическое развитие определялось по общепринятой методике. Определялись следующие показатели физического развития: соматометрические: длина с точностью до 1 см и масса тела с точностью до 0,5 кг, физиометрические: жизненная емкость легких, динамометрические показатели (сила мышц правой и левой кисти) кг.
В таблицах 1, 2 представлены показатели физического развития умственно отсталых школьников в сравнении с показателями физического развития здоровых школьников.

Таблица 1. Особенности физического развития школьников 2 «а» класса.


Таблица 2. Особенности физического развития школьников 3 «б» класса.

Как видно из таблиц 1, 2 , большинство показателей физического развития школьников 11 - 12 лет, имеющих отклонения в умственном развитии и их здоровыми сверстниками, имеют значительные различия. Причем наличие существенных различий в параметрах физического развития практически не зависят от возраста. По таким показателям, как длина тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия правой и левой рук выявлены достоверно более высокие значения у здоровых школьников по сравнению с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Исключение составляет показатель окружности грудной клетки у умственно отсталых детей, где не было выявлено достоверных различий, чем у здоровых школьников. Не выявлено также достоверных различий по такому параметру физического развития, как масса тела.

Полученные данные показывают, что исследуемые показатели физического развития с возрастом увеличиваются.

Об этом свидетельствую и исследования многих ученных, в которых физическое развитие как один из показателей здоровья отражает влияние многочисленных факторов внешней и внутренней среды на организм человека [2]. Кроме того, физическое развитие умственно отсталых школьников тесно связано с совершенствованием психических процессов [5]. Следовательно, нарушение соматического здоровья зачастую сказывается на развитии психики ребенка, на его способности к обучению. Поэтому физическому развитию детей специалисты придают важное значение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что учащиеся специальной коррекционной школы существенно отличаются по своему физическому развитию от школьников общеобразовательной школы и могут рассматриваться по этим показателям как члены различных совокупностей.

Литература

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для вузов/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой.-2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001.-394 с.
2. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / Дорожнова К.П. - М.: Медицина, 1983. - 160 с.
3. Ивинский Д. В. Развитие двигательных качеств умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Ивинский Д.В. - Тамбов, 2007 . - 24 с.
4. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения / С.П. Левушкин: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2004 . - 60 с.
5. Психологические вопросы физического воспитания в школе. Сборник работ ин-тов физ. культуры. Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР д-ра пед. наук проф. П. А. Рудика, д-ра пед. наук проф. А. Ц. Пуни и доц. Н. А. Худадова.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 101 | Теги: Физическое развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016