Четверг, 23.11.2017, 14:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

А.В.Клепикова, А.Н.Зелянина

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Представлены результаты изучения эмоциональной сферы студенток, занимающихся волейболом. Выявлено, что значимых различий в эмоциональное сфере студенток, занимающихся волейболом, и студенток, помимо физической культуры не занимающихся спортом, нет.

Ключевые слова: студентки, физическая культура, волейбол, эмоциональная сфера.

 
Актуальность. На успешность самоопределения оказывают влияние многие факторы, в том числе и особенности психоэмоциональной сферы [1]. При этом мало изучены особенности эмоциональной сферы у студентов вообще и занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в частности. Единичные работы в данной области посвящены хронофизиологическим изменениям функционального состояния студентов [2], изучению динамики личностных характеристик студенток, имеющих проблемы со здоровьем [3; 4]. Изучение эмоциональной сферы занимающихся спортом сводится к исследованию эмоциональных состояний, связанных исключительно с соревновательной деятельностью [5]. При этом речь идёт о спорте как особом виде профессиональной деятельности, а не как о физкультурно-оздоровительном компоненте.

В связи с вышесказанным нами была определена цель исследования, которая заключалась в изучении особенностей эмоциональной сферы студентов, занимающихся волейболом.

Для решения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить уровень эмоциональной стабильности студенток, занимающихся волейболом вне рамок учебной деятельности, и студенток, занимающихся только физической культурой два раза в неделю.

2. Определить уровень позитивного и негативного аффекта у студенток, занимающихся волейболом, в сравнении со студентками, занимающимися только физкультурой в рамках учебного процесса.

3. Установить особенности регуляции эмоциональных состояний студентками, занимающимися волейболом, в сравнении с теми, кто занимается только физической культурой.

Материалы и методы исследования. Всего было обследовано 20 студенток института строительства и архитектуры Севернго (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (далее САФУ). В первую группу вошли 10 студенток, занимающихся волейболом помимо обязательных занятий физической культурой в рамках учебной программы. Все девушки являются членами сборной команды по волейболу института строительства и архитектуры САФУ. Средний возраст респонденток первой группы составил 20,4±0,69 года.

Вторую группу составили 10 студенток, которые кроме занятий физической культурой в рамках учебного процесса спортом не занимаются. Занятия проходят два раза в неделю по 1,5 ч. Средний возраст студенток второй группы — 20,67±1,03 года.

Для проведения исследования были применены следующие методики: личностный опросник «Локатор большой пятёрки» в адаптации М. В. Бодунова, С. Д. Бирюкова; опросник регуляции эмоционального состояния в адаптации М. А. Падун; тест имплицитного позитивного и негативного аффекта в адаптации О. В. Митиной, М. А. Падун, А. Н. Зеляниной. Статистическая обработка данных была выполнена с применением компьютерной программы SPSS20.

Результаты исследования. Для изучения и проведения сравнительного анализа эмоциональной стабильности студентов, занимающихся волейболом вне рамок учебной деятельности, и студентов, занимающихся только физической культурой два раза в неделю, проанализированы результаты по опроснику «Локатор большой пятёрки».

Данные в обеих группах находятся в пределах коридора нормы. Всем студентам свойственна эмоциональная стабильность (1-я группа: М = 24,40±7,7; 2-я группа: М = 21,67±7,3). Значимых отличий в показателях по данному тесту не выявлено.

В процессе анализа данных по тесту имплицитного позитивного и негативного аффекта установлено, что в обеих группах студенткам свойственно испытывать в равной степени положительные (1-я группа: М = 2,50±0,52; 2-я группа: М = 2,50±0,54) и отрицательные эмоции (1-я группа: М = 2,10±0,31; 2-я группа: М = 2,17±0,40). При этом значимых различий в группах не обнаружено (имплицитный позитивный аффект: U = 30,00; имплицитный негативный аффект: U = 28,00).

В процессе изучения особенностей регуляции эмоциональных состояний студентов, занимающихся волейболом, в сравнении с теми, кто занимается только физической культурой, также установлено, что студенты обеих групп, справляясь со своими эмоциональными состояниями, используют в равной степени стратегии как подавления эмоций (1-я группа: М = 5,20±1,93; 2-я группа: М = 4,67±1,36), так и когнитивной переоценки своих эмоциональных состояний (1-я группа: М = 5,50±1,95; 2-я группа: М = 5,33±1,03). Значимых различий в группах не обнаружено (когнитивная переоценка: U1 = 28,50; подавление: U2 = 26,50).

Выводы. Таким образом, в процессе выполненного исследования установлено, что:

1. Всем студенткам, подвергшимся нашим исследованиям, свойственна эмоциональная стабильность.
Поступила в редакцию 4 апреля 2016 г.

2. Значимых различий в показателях имплицитного аффекта, который свидетельствует об эмоциональной переработке опыта, не выявлено.

3. Все студентки, независимо от занятий спортом вне рамок учебной деятельности, справляясь со своими эмоциональными состояниями, используют в равной степени такие стратегии, как подавление эмоций и когнитивная переоценка своих эмоциональных состояний.

Список литературы

1. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение от рождения до пожилого возраста / Л. А. Регуш.- СПб. : Речь, 2006.- 318 с.
2. Пушкина, В. Н. Хронофизиологические изменения функционального состояния организма студентов в условиях Приполярья : автореф. дис. . д-ра биол. наук / В. Н. Пушкина.- Архангельск, 2013.- 37 с.
3. Аношина, Т. В. Эффективность занятий физической культурой у студенток с I степенью сколиоза / Т. В. Аношина, В. Н. Пушкина, А. Н. Зелянина // Вестн. Челяб. гос. ун-та.- 2013. - № 34 (325). Образование и здравоохранение. - С. 15-17.
4. Аношина, Т. В. Динамика личностных характеристик у студенток со сколиозом / Т. В. Аношина, В. Н. Пушкина, А. Н. Зелянина // Вестн. Север. (Аркт.) федерал. ун-та. Сер. Гуманитар. и социал. науки. - 2014.- № 2.- С. 128-136.
5. Багадирова, С. К. Развитие эмоциональной сферы в спортивной деятельности : материалы к курсу «Спортивная психология» / С. К. Багадирова. - Майкоп, 2014.- 244 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.06.2017)
Просмотров: 54 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь