Суббота, 03.12.2016, 01:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

В.В. КВАНИНА

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ВУЗОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Кванина В.В., заведующая кафедрой предпринимательского и коммерческого права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Основной вид деятельности вуза - образовательная деятельность. По своей сути она неоднородна и выступает в виде деятельности по обеспечению образовательного процесса (составление учебных программ, расписаний, издание учебно-методических комплексов и т.д.) и осуществлению образовательного процесса. Именно второй вид деятельности предстает в виде образовательных услуг. Данные услуги оказываются либо за счет средств государственного и муниципального бюджета, либо за счет потребителей этих услуг (они могут оплачиваться и третьими лицами). Право вуза на оказание возмездных образовательных услуг за счет средств потребителей этих услуг или третьих лиц в рамках государственного образовательного стандарта легализовано Законом РФ "Об образовании" (п. 10 ст. 41, ст. ст. 45 - 46) <227> и ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ст. 29) <228>.

--------------------------------

<227> Закон РФ "Об образовании" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

<228> ФЗ от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.


Правовой формой оказания образовательных услуг выступает договор на оказание вузом образовательных услуг. Содержание данного договора, источником финансирования обучения по которому выступают внебюджетные средства, в общих чертах отражено в Правилах оказания платных образовательных услуг <229>. В них, так же как и в Законах "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", отсутствует понятие образовательной услуги, не указаны ее виды и признаки, фрагментарно закреплены права и обязанности сторон. Данная ситуация характерна в целом и для образовательных услуг, осуществляемых за счет бюджетных средств, за исключением того, что они вообще "выпали" из-под правового воздействия.

--------------------------------

<229> Правила оказания платных образовательных услуг: Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001. N 505 // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.


Рассмотрим особенности заключения, права, обязанности и ответственность сторон договора на оказание вузом образовательных услуг.

В целях приобретения профессионального образования лица, обладающие определенным образовательным уровнем, поступают в соответствующие учебные заведения. При этом между данными субъектами устанавливается юридическая связь, характер которой до настоящего времени вызывает много споров.

Прежде чем лицо, желающее приобрести высшее профессиональное образование, приобретет статус студента, оно должно выдержать процедуру вступительных испытаний, порядок прохождения которых предусмотрен Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования <230>. В соответствии с данным Порядком на вуз возлагаются определенные обязанности, а абитуриент наделяется корреспондирующими им правами. Так, например, вуз обязан ознакомить абитуриента и/или его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации высшего учебного заведения по каждому направлению подготовки или специальности, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, содержанием основных образовательных программ, а также другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии (п. 20). Факт ознакомления абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки или специальности и с правилами подачи апелляции фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента. В свою очередь, у абитуриента есть право требовать предоставления указанных документов, из которых вытекает соответствующая информация о вузе, а также проведения вступительных испытаний, в том числе проведения вступительных экзаменов. Каких-либо особых обязанностей у него нет: он может не прийти на экзамен, не представить запрашиваемый документ; применить к нему за это санкции никто не сможет.

--------------------------------

<230> Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования: Утв. Приказом Минобразования РФ от 21.10.2009 N 442 // РГ. 16.12.2009. N 241.


Правовая природа отношений, возникающих при этом между вузом и абитуриентом, является предметом дискуссии: отдельные авторы безоговорочно относят вступительные экзамены к публичному конкурсу <231>, другие - к гражданско-правовому договору <232>.

--------------------------------

<231> См.: Ягофаров Д.А. О некоторых теоретико-правовых и практических аспектах кодификации российского образовательного законодательства // Право и образование. 2003. N 2. С. 20 - 21; Волчанская Л. Договор возмездного оказания образовательных услуг: правовое регулирование, понятие и содержание // Правоведение. 2002. N 3. С. 265.

<232> Малеина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений "вуз - студент" // Правоведение. 2002. N 3. С. 259; Она же. Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием // Государство и право. 2004. N 8. С. 59.


Относить вступительные экзамены к публичному конкурсу, на наш взгляд, представляется неоправданным, так как зачисление абитуриента в вуз по результатам вступительных экзаменов не может выступать в качестве награды за достижение определенных результатов, - оно является реализацией конституционного права на образование. Если же рассматривать отношения между абитуриентом и вузом по поводу вступительных испытаний в качестве договорных, то неизбежно возникает вопрос: что является его предметом. В качестве такового могли бы выступать экзамены и их результаты. Однако отдельная категория лиц вообще освобождается от вступительных экзаменов (например, лица, представившие результаты ЕГЭ, а также лица, являющиеся победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, и члены сборных команд Федерации, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобязательным предметам), но несмотря на это наделяется правом требовать от вуза предоставления необходимой информации и издания приказа о зачислении.

Таким образом, можно прийти к выводу, что подача абитуриентом заявления в вуз свидетельствует о возникновении между ними обязательства, имеющего целью: а) осуществление приема вступительных экзаменов; б) проведение конкурса по результатам вступительных экзаменов, ЕГЭ, собеседования; в) издание приказа о зачислении. Данное обязательственное правоотношение, на наш взгляд, имеет гражданско-правовую природу (оно устанавливается между несоподчиненными, имущественно самостоятельными субъектами, преследующими цель - удовлетворение неимущественных потребностей), а по своему содержанию выступает в виде неимущественного организационного отношения.

При издании приказа о зачислении абитуриента в вуз между ними возникает второй уровень юридической связи. Проанализируем сначала правовую природу отношений, возникающих между вузом и студентами, обучающимися за собственный счет (или третьих лиц). По данному вопросу в юридической литературе превалирует мнение о том, что указанные отношения носят гражданско-правовой характер и облекаются в правовую форму договора на оказание возмездных образовательных услуг <233>. В то же время отдельные авторы категорически отвергают гражданско-правовой характер данных отношений <234>.

--------------------------------

<233> См.: Волчанская Л.М. Указ. соч. С. 265; Фролова Т.О. Правовое регулирование способов получения высшего профессионального образования в государственном образовательном учреждении // Право и образование. 2003. N 5. С. 95; Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. 2003. N 8. С. 2; Куров С.В. О правовой природе договора платного образования // Право и образование. 2002. N 3. С. 132; и др.

<234> См.: Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. 2003. N 9. С. 62; Пасешникова Л.А. Образовательные правоотношения: соотношение ГК РФ и специального законодательства // Тезисы VI Международной научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации". М., 2001. С. 47 - 48.


Кроме того, ряд ученых доказывает принадлежность правоотношений между обучающимся и образовательным учреждением к педагогическому праву через отрицание их гражданско-правового характера <235>; другие авторы, не анализируя правовую природу отношений между образовательным учреждением и вузом, не конкретизируя характер данных отношений (возмездность, безвозмездность), относят их к административно-правовым <236>.

--------------------------------

<235> См.: Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М., 2001. С. 39 - 40; Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. N 2. С. 48 - 49; и др.

<236> См.: Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 108, 110; Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань, 2004. С. 74; и др.


На наш взгляд, договор на оказание вузом образовательных услуг является гражданско-правовым договором и подпадает под регулирующее воздействие гл. 39 ГК РФ. Данный вывод следует прежде всего из анализа предмета данного договора и характера отношений, вытекающих из него.

Предмет исследуемого договора включает в себя два элемента: образовательную деятельность - образовательные услуги - и неовеществленный результат данной деятельности в виде приобретенных знаний, умений, навыков. Последний компонент предмета договора представляет собой личные нематериальные блага, которые неотделимы от личности их носителя, направлены на выявление и развитие его индивидуальности, непередаваемы, т.е. у лица, передающего знания, умения, навыки, их объем при этом не уменьшается. Иными словами, передача знаний, умений, навыков третьим лицам свидетельствует об их неисчерпаемости. Кроме того, они не подлежат денежной оценке. Денежной оценке подлежит образовательная деятельность, а результат данной деятельности, так же как и здоровье, представляет собой неоценимый личностный капитал.

Образовательная деятельность (проведение лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, экзаменов, зачетов и т.д.) порождает имущественные отношения; знания, умения, навыки, в свою очередь, являются основанием возникновения неимущественных отношений. Если лицо, получившее образование, получает доходы посредством приложения приобретенных знаний, умений, навыков, то речь уже надо вести о самостоятельных отношениях, вытекающих из права гражданина на труд, на занятие предпринимательской деятельностью.

Указанные имущественные и неимущественные отношения являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством; во-вторых, имущественно обособленны; в-третьих, обладают автономной волей (они не зависят от воли контрагента в принятии решения и их осуществлении).

Что касается обучения, осуществляемого за счет бюджетного финансирования, то в работах, прямо или опосредованно затрагивающих этот вопрос, были высказаны полярные точки зрения: об отнесении данных отношений к педагогическим <237>, образовательным <238>, административным <239>, социально-обеспечительным <240>, праву социального обеспечения <241>, гражданско-правовым <242> отношениям.

--------------------------------

<237> См.: Шкатулла В.И. Указ соч. С. 27, 38 - 39, 344 и далее.

<238> См.: Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002; Он же. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000.

<239> См., например: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977; Голубкова Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002 и др.

<240> Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательств по возмездному оказанию образовательных услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10.

<241> Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг / Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М., Екатеринбург, 2002. С. 370.

<242> Малеина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений "вуз-студент". С. 264; Она же. Договор о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием. С. 61.


На наш взгляд, то обстоятельство, что обучающийся не производит оплату за обучение, не влияет на вывод о гражданско-правовой природе отношений вуз-студент. В данном случае образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются для потребителей услуг бесплатными, для вуза - возмездными (затраты на обучение студентов финансируются из государственного и муниципального бюджетов). В юридической литературе в качестве характеристики возмездности отношений выделяют критерий встречности действий (предоставлений), имеющих материальное содержание, хотя бы и неравное в стоимостном выражении. Слово "встречность" означает ответное действие на что-нибудь <243>. Ответное действие может следовать непосредственно как от контрагента, так и от иного лица ("третьего лица"). Пункт 1 ст. 423 ГК РФ не предполагает, что получение платы или иного предоставления за исполнение обязанностей по договору должно быть получено именно от контрагента по договору. Заметим, что в п. 2 ст. 423 ГК РФ, в котором приводится понятие безвозмездного договора, отсутствие встречности предоставления предполагается уже именно от другой стороны договора.

--------------------------------

<243> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 89.


По анализируемому договору финансирование образовательных услуг осуществляет не потребитель услуги, а государство (субъект Российской Федерации, муниципалитет), что свидетельствует о его возмездности. Безусловно, в данном случае государство (субъект Российской Федерации, муниципалитет) не становится третьим лицом в обязательстве и не оплачивает услуги по конкретным договорам. Однако данная модель отношений может быть взята, на наш взгляд, в порядке аналогии.

Не так давно в высших учебных заведениях шел эксперимент по внедрению конструкции ГИФО (государственные именные финансовые обязательства), при которой менялась схема финансовых потоков: деньги приходили к вузу не непосредственно от государства, а от абитуриента. Данная модель отношений вообще усложняла вывод о характере отношений, возникающих между государством, вузом и студентом в связи с передачей абитуриентом сертификата вузу. Этот пример - свидетельство того, что еще не все общественные отношения подведены под теоретические и законодательные конструкции.

С учетом изложенного представляется, что отношения между вузом и студентом-бюджетником по поводу осуществления образовательной деятельности также выстраиваются как имущественные. Данные рассуждения приводят к выводу о том, что отношения между указанными субъектами должны облекаться в правовую форму гражданско-правового договора на оказание образовательных услуг. При ином решении вопроса неоправданно нарушается принцип единообразия правового регулирования однотипных отношений.

Законодательство об образовании не требует оформлять договорные отношения между вузом и студентом-бюджетником в виде документа-договора; заключение договора приурочивается к изданию приказа о зачислении студента в вуз. Договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения <244>. В силу этих обстоятельств обучающийся присоединяется к условиям договора, которые названы в законе.

--------------------------------

<244> Более подробно это будет изложено позднее.


Следует заметить, что образовательное ведомство, возможно не желая того, признало гражданско-правовую природу договора на оказание вузом образовательных услуг, деятельность в рамках которого финансируется за счет бюджетных средств. Данный вывод следует из анализа Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием <245> и Типового контракта между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов <246>. В частности, из Положения о целевой контрактной подготовке специалистов следует, что контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3). Иными словами, между вузом и студентом возникают отношения, основанные на принципе свободного волеизъявления сторон. Кроме общеобязательных прав и обязанностей сторон, предусмотренных Типовым контрактом, на основе согласования они могут предусмотреть и иные права и обязанности (см. п. п. 2.6, 3.3).

--------------------------------

<245> Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" // СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777.

<246> Постановление Минтруда и Госкомвуза РФ от 27.12.1995. N 73/7 "О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. N 2.


В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору на оказание возмездных услуг подлежат применению общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Анализ данных норм позволяет прийти к выводу о том, что только отдельные нормы, посвященные договору подряда, в субсидиарном порядке могут быть применены к договору на оказание возмездных услуг (например, ст. ст. 708 и 709 ГК РФ).

Кроме того, из п. 3 ст. 730 ГК РФ следует, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. С учетом положения ст. 783 ГК РФ можно сделать вывод, что и на отношения, вытекающие из договора на оказание возмездных услуг, также должно распространяться законодательство о защите прав потребителей. Верховный Суд РФ в одном из Обзоров судебной практики прямо отметил, что на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг гражданам, распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей". Вместе с тем указанный договор по своему характеру не может в полной мере регулироваться нормами гл. III названного Закона. Поэтому в силу ст. 39 действие Закона будет распространяться на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины), а правовые последствия нарушений условий этого договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям ГК РФ <247>.

--------------------------------

<247> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. (по гражданским делам). Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002 // Бюллетень ВС РФ. 2002. N 11.


Что касается отношений, возникающих при осуществлении вузом образовательной деятельности в рамках бюджетного финансирования, то в судебной практике сложился диаметрально противоположный подход - отрицание применения к ним норм Закона о защите прав потребителей <248>. Данная позиция обосновывается тем, что для распространения на указанные отношения законодательства о защите прав потребителей в качестве потребителя должно выступать лицо, оплачивающее услуги по возмездному договору.

--------------------------------

<248> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 09.01.1996) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.


Следует отметить, что в правоприменительной практике в качестве потребителя рассматривается в том числе гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд. Например, услугой по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях. В данных случаях "плательщиком" является работодатель, который по отношению к исполнителю выступает в качестве третьего лица. Более того, к категории потребителей в судебной практике относят и граждан, которые не заказывали работу, не приобретали товар, (услугу), но пользуются ими. На фоне приведенных примеров совершенно очевидно отсутствие логики в отказе применения к договору на оказание образовательных услуг, источником финансирования которого выступают бюджетные средства, Закона РФ "О защите прав потребителей".

С учетом положений законодательства об образовании и гражданского законодательства можно предложить следующее определение: по договору на оказание вузом образовательных услуг вуз обязуется осуществлять образовательную деятельность в рамках ГОС ВПО и по окончании обучения выдать выполнившему учебный план студенту диплом об образовании государственного образца, а студент обязуется выполнять учебный план специальности, посещать учебные занятия и оплатить стоимость обучения (последняя обязанность характерна только для договора, обучение по которому осуществляется за счет средств потребителя образовательной услуги или третьих лиц).

Из определения договора на оказание вузом образовательных услуг вытекает его следующая характеристика: он является консенсуальным, двусторонним, возмездным - с позиции вуза, платным или бесплатным - с позиции обучающегося.

Сторонами договора на оказание вузом образовательных услуг выступает вуз и физическое лицо - потребитель образовательной услуги. Если в качестве заказчика по данному договору выступает организация, то в этом случае имеет место конструкция договора в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (ст. 430 ГК РФ). Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора. Целью договора на оказание вузом образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся - потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение. В связи с этим представляется ошибочной позиция Минобрнауки РФ, которое рассматривает договор на оказание платных образовательных услуг с участием исполнителя, заказчика и потребителя платных услуг в качестве трехстороннего договора <249>.

--------------------------------

<249> См.: сноски 2 и 3 Методических рекомендаций по заключению договора на оказание платных образовательных услуг в сфере образования / Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31ин-40/31-09 "О направлении Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг" // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. N 30; сноски 3 и 5 Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования / Приказ Минобразования РФ "Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" от 28.07.2003 N 3177 // РГ. 19.08.2003. N 163.


Одновременно следует отметить, что если в качестве плательщика по договору на оказание вузом образовательных услуг выступает организация-заказчик, то на отношения, вытекающие из данного договора, также должны распространяться нормы Закона о защите прав потребителей, поскольку фактическим потребителем услуг будет гражданин, а не организация.

Если потребитель образовательных услуг не достиг 18-летнего возраста, то договор на оказание вузом платных образовательных услуг он вправе подписать лишь при наличии письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ).

Как выше было сказано, договор на оказание вузом образовательных услуг, относится к категории договора присоединения и публичного договора. Вывод об отнесении его к категории публичного договора основывается на следующем. Во-первых, Правила оказания платных образовательных услуг возлагают на вуз обязанность заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу (п. 13); во-вторых, вуз не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). В качестве такого акта в настоящий период выступает ведомственный правовой акт - Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, предусматривающий категорию лиц, имеющих право на внеконкурсное зачисление в вуз, а также лиц, освобожденных от сдачи вступительных экзаменов; в-третьих, если бы исследуемый договор не относился к группе публичных договоров, то в силу принципа свободы договорных обязательств у вуза отсутствовала бы обязанность по заключению договора с лицами, успешно выдержавшими вступительные испытания. Более того, в порядке аналогии можно сослаться на договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключаемый медицинскими учреждениями, который Конституционным Судом Российской Федерации квалифицирован в качестве публичного договора <250>.

--------------------------------

<250> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник КС РФ. 2003. N 1.


Если руководствоваться чисто формальными признаками (субъектным составом исполнителя, предусмотренным п. 1 ст. 426 ГК РФ), то с позиции законодательства договор на оказание вузом образовательных услуг, конечно, не может быть отнесен к публичному договору. Но надо исходить из здравого смысла, который требует внесения изменений в указанную статью Кодекса за счет расширения субъектного состава исполнителя: некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Заметим, что мнение об отнесении договора на оказание вузом образовательных услуг к публичному договору поддерживается не всеми авторами <251>.

--------------------------------

<251> См., например.: Волчанская Л. О договоре возмездного оказания образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. N 1. С. 101.


Договор на оказание вузом образовательных услуг - договор присоединения, так как у контрагентов вуза есть только право присоединиться к предложенному договору в целом. Вузы предлагают договоры, разработанные с учетом Правил оказания возмездных образовательных услуг и Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.

Из ст. ст. 779, 781 ГК РФ следует, что существенными условиями договора на оказание возмездных услуг являются предмет, порядок осуществления расчетов заказчиком. Кроме того, так как к данному договору субсидиарно применяются правила о договоре подряда, следует, что и срок является его существенным условием; п. 3 ст. 46 Закона "Об образовании" к существенным условиям договора на оказание образовательных услуг относит уровень образования, срок обучения, размер платы за обучения.

Как представляется, к существенным условиям договора на оказание вузом образовательных услуг следует отнести и закрепить в Законе "Об образовании" следующие условия: 1) предмет; 2) срок обучения; 3) размер платы за обучение и порядок осуществления расчетов заказчиком; 4) ступени и формы получения образования; 5) вид документа об образовании; 6) условия расторжения договора; 7) ответственность сторон.

Как было сказано выше, предмет договора на оказание образовательных услуг суммируется из двух компонентов:

- предусмотренные ГОС ВПО и учебными планами образовательные услуги, функционально между собой взаимосвязанные, рассчитанные на продолжительный период времени (образовательная деятельность в виде проведения лекций; практических, семинарских занятий; консультаций; производственной, преддипломной практик; экзаменов; зачетов и т.д.);

- полученные обучающимися знания, умения, навыки, выступающие в форме неовеществленного положительного результата образовательной деятельности.

Образовательные услуги, относясь в системе услуг к группе личных услуг, в юридической литературе наделяются следующими чертами: несохраняемостью; изменчивостью качества; отсутствием гарантий (с приобретением образовательной услуги потребитель не получает гарантии: можно вернуть товар, но не знания); неосязаемостью услуги; целостностью; длительностью потребления и последующего использования; сложностью; многократностью использования; взаимосвязанностью с потребителем <252>; невозможностью полной стандартизации; невозможностью оценки ожидаемого личного эффекта от образовательной услуги потребителем в силу сложности прогнозирования состояния рынка труда на момент завершения обучения; эффектом запаздывания и кумулятивным эффектом на индивидуальную и общественную полезность образовательной услуги <253>; невозможностью гарантировать достижение высокого результата образовательной услуги, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и самого обучающегося, от его способностей, внимательности, старания и трудолюбия <254>; адресностью образовательной услуги, которая обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками <255>.

--------------------------------

<252> Майбуров И.А. Соотношение понятий "образование" и "образовательные услуги" // Право и образование. 2003. N 5. С. 41.

<253> Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М., 2003. С. 21 - 26.

<254> Шаповалов Д.А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военными образовательными учреждениями профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 100 - 101.

<255> Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. N 3.


Кроме того, наряду с перечисленными признаками для образовательных услуг, являющимися предметом договора на оказание вузом образовательных услуг, на наш взгляд, характерны следующие черты:

1) целью их оказания является не просто передача знаний, умений, навыков, но и усвоение их со стороны обучающихся, так как в противном случае договор не сможет быть исполнен вузом;

2) результат образовательных услуг (знания, умения, навыки) является предметом систематического контроля (в лице профессорско-преподавательского состава) в форме зачетов, экзаменов, аттестации, что совершенно не характерно для иных видов услуг;

3) преломляясь через личностные качества обучающегося, эти услуги индивидуализируются, персонифицируются, а потому содержание предоставляемой образовательной услуги и результат этой услуги в виде приобретенных знаний, умений, навыков - явления не тождественные и "на выходе" не одинаковы по отношению к обучающимся;

4) образовательная услуга относится к публичным услугам <256>;

--------------------------------

<256> Легальное понятие публичных услуг отсутствует; на доктринальном уровне в качестве таковых понимаются юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан (См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 200).


5) образовательные услуги осуществляются в определенной последовательности, которая обусловлена: а) технологией образовательного процесса - лекция, семинарское, практическое занятие, зачет, экзамен, практика, итоговая аттестация (данная последовательность никогда не может быть нарушена, но в этой цепочке может отсутствовать тот или иной элемент, например, семинарское занятие, зачет и т.д., - варианты могут быть самыми различными); б) взаимозависимостью учебных дисциплин, приводящей к кумулятивному эффекту полученных знаний (например, учебный курс по предпринимательскому праву не может быть пройден раньше гражданского права).

Таким образом, если говорить о совокупности образовательных услуг, представляющих собой элемент предмета договора на оказание вузом образовательных услуг, то под ними следует понимать целенаправленную, последовательную деятельность в лице профессорско-преподавательского состава, направленную на передачу обучающимся системы знаний, умений, формирование у них профессиональных практических навыков, глубина восприятия которых зависит от их личностных качеств, сопровождающуюся выдачей документа государственного образца о высшем профессиональном образовании.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (26.03.2016)
Просмотров: 94 | Теги: образовательные услуги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016