Пятница, 09.12.2016, 12:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Особенности ценностных ориентаций молодежи

А.Д.Тимофеева, Т.М.Борисова

Особенности ценностных ориентаций молодежи

Существенный отрыв, обособленность молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета приводят к ослаблению фундаментальной культуры общества. Сегодня приобретает исключительную актуальность задача корректировки, целенаправленного воздействия на молодежную субкультуру в целях обогащения ее потенциалом содержательного, созидательного, творческого развития личности молодого человека.

В современных условиях кардинально изменились требования, которые общество предъявляет к молодому человеку. Резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к генерированию новых идей, принятию нетрадиционных решений, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями.

Объект исследования: культурно-просветительская работа с молодежью села.

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования нравственных ценностей у молодежи села.

Цель исследования - разработка и обоснование социально- педагогических условий формирования нравственных ценностей у молодежи села.

В соответствии с целью и предметом исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- разработать программу формирования нравственных ценностей у молодежи села и экспериментальным путем проверить эффективность программы.

Теоретической основой работы являются достижения классической педагогики, раскрывающие различные аспекты проблемы воспитания (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская и др. Проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают такие педагоги-исследователи, как Е.В. Бондаревская, Л.Я. Зорина, Н.Д. Никандров, И.Я Черкашин, К.Е. Гагарина, Е.К. Иевлев и др.

Мы находимся на первом этапе. Первый этап (поисковый 2013г.) - включает изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Определялись проблема, цель и задачи исследования.

При изучении и анализе психолого-педагогической литературы следует констатировать, без прочной опоры на социальные ценности, существующие в совокупном сознании людей, молодежи трудно обрести личностный смысл своего существования, определить цели, рассчитанные на ближайшую и отдаленные перспективы, выбрать адекватные способы достижения этих целей. Социальные ценности - это общепризнанные поведенческие стандарты, разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть.

Для молодых людей характерно позитивное отношение к себе, они относят себя к наиболее привлекательной и престижной группе общества. Молодежь осознает себя не только как социальная группа, сохраняющая преемственность, но и как генератор новых идей. Несмотря на относительно сформированную регуляцию собственного поведения, современным молодым людям свойственна довольно высокая личностная тревожность. В неблагоприятных жизненных ситуациях она может быть фактором ее низкой социально-психологической адаптации к социуму.

В интересах настоящего и будущего для общества большое значение имеют жизненные планы молодежи. В активную взрослую жизнь вступают люди, характеризующиеся иным видением жизни, отношением к окружающим и обществу в целом. Это проявляется в специфике молодежных ценностей и жизненных установок. На первый план современной российской молодежью выдвигаются ценности индивидуалистического характера, связанные с успехом и достижением личного благополучия.

В молодежном сознании уживаются очень противоречивые тенденции, несущие в себе как позитивные жизненные ориентиры, так и негативные. К числу первых относятся: стремление честно и продуктивно трудиться, ценности любви и семьи, интерес к образованию. Негативные тенденции, связанные с потребительством и развлечениями, требуют достижения индивидуальных жизненных целей любыми средствами.

Таким образом, изучение литературы и наблюдение за молодежью позволяет сделать выводы.

В социальном портрете современной молодежи отчетливо проявляются противоречивые черты:
- довольно высокий уровень образованности и недостаточная согласованность социального и личностного смысла образования;
- стремление к активному участию в социальных преобразованиях и самоустранение от разнообразных видов общественно-полезной деятельности;
- желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Литература

1. Петрова Т.Э. Основы работы с молодежью. М., «Альфа-М», 2010.
2. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. М., «Академия», 2010.
3. Целых М.П. Социальная работа за рубежом. М., «Академия», 2007.
4. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Р-на Дону, «Феникс», 2004.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 56 | Теги: молодежь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016