Воскресенье, 04.12.2016, 21:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОНН

Е.Г.Борисенко, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена вопросам формирования профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза при обучении иностранным языкам в условиях дистанционного обучения. Описываются условия формирования профессиональной лингвистической компетенции и интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональная компетенция, лингвистическая компетенция, система профессионального иноязычного образования, профессиональная подготовка, качество образования.

 

На современном этапе качество подготовки специалиста оценивается через такие показатели, как компетентность, самостоятельность, готовность к принятию решений в ситуациях альтернативного выбора, умение адаптироваться к быстроменяющимся производственным условиям, наличие мотивации к непрерывному образованию и профессиональному росту в конкурентной среде, профессиональная ответственность, активное участие в программах международного профессионального партнерства и интеграции.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ориентируют систему высшего профессионального образования на решение новых актуальных задач. В связи с этим, появилась необходимость по-новому рассмотреть процесс обучения иностранному языку. Понимание того факта, что владение иностранным языком становится необходимым условием профессионального успеха современного специалиста, усиливает значимость лингвистической составляющей высшего образования в неязыковом вузе.

Иностранный язык становится универсальным средством профессиональной, производственной жизни, поэтому при обучении иностранному языку в неязыковом вузе все более актуальной становится проблема развития и формирования профессиональной компетентности у студентов. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста достигается наличием у него профессиональных умений, приобретенных за время обучения в вузе[2].

Иноязычные умения реализуются успешно в составе коммуникативной компетенции лишь в том случае, если они соответствуют профессиональным умениям, определенным квалификационными характеристиками специалистов данного профиля, зафиксированным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Целесообразной и методически оправданной является, таким образом, профессионально - коммуникативная направленная подготовка по иностранному языку, предполагающая обучение студентов профессионально-ориентированному иноязычному общению. В связи с этим особую актуальность приобретает профессионально- ориентированный подход к обучению иностранному языку в неязыковом вузе, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования [1].

Под профессионально-ориентированным обучением понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности [2]. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Одной из важнейших задач ВУЗа, на наш взгляд, является формирование личности студента, будущего специалиста, способного к адаптации в сфере непрерывного профессионального образования. В связи с этим важен поиск эффективных технологий и методов обучения иностранным языкам, способствующих формированию лингвистической компетенции у студентов, планирующих изучать язык параллельно с изучением будущей профессии. В этом случае дистанционная форма обучения дает возможность решения поставленных задач.

Способность студентов к систематически самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования, основывается на опыте самообразования, стремлении расширить свой образовательный потенциал не только в области иностранного языка, но и будущей профессиональной деятельности, тем самым повысить конкурентоспособность на рынке труда и реализовать индивидуальные увлечения [3].

Для формирования данной лингвистической компетенции преподавателю необходимо создать условия для дистанционного обучения. Этому способствует определенный набор узкопрофессиональных статей, (подбираются иноязычные тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость, представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении), первоначальный глоссарий и комментарии к ним.

На следующем этапе студентам должен быть предложен банк ссылок на научные публикации и монографии для первоначального ознакомления с аутентичным текстом. В зависимости от целевой установки происходит формирование навыков просмотрового (предполагающего получение общего представления о читаемом материале) и поискового (ориентированного на быстрое нахождение в тексте или массиве текстов определенных данных, фактов, характеристик) чтения.

Для расширения познаний на основе изучающего чтения, предусматривающего максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации, и ее критическое осмысление, студентам можно предложить оформить полученные результаты работы в виде эссе или презентаций для дальнейшего обмена и обсуждения между собой посредством информационного общения. Это способствует формированию следующей лингвистической компетенции - способности принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения, таким образом, у студента должны сформироваться предпосылки к конструктивной и творческой деятельности и созданию личного образовательного продукта, выстраивания собственных систем знаний и личных способов их получения.

Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс, но и позволяют управлять ими наряду с традиционными учебными средами. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Литература

1. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей [Электронный ресурс]: http: www.lib.tsu.ru
2. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю.Иванова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114с.
3. Покушалова, Л.В. Формирование иноязычной компетенции профессионально- ориентированной компетенции у студентов технического вуза / Л.В. Покушалова.- Молодой ученый. - 2011.- №3. Т.2. - С.151-154.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) - 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.10.2016)
Просмотров: 38 | Теги: дистанционное обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016