Воскресенье, 04.12.2016, 21:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. Комментируемая статья содержит трактовку основных понятий, используемых в комментируемом Законе. Статья содержит определение 13 основных терминов.

Первый пункт комментируемой статьи рассматривает понятие "доступ детей к информации", под которым понимается возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Согласно ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1) каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законно.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статья 1 Закона РФ "О средствах массовой информации" провозглашает свободу массовой информации в Российской Федерации. В связи с этим не подлежат ограничениям следующие действия:

- поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Исключение могут составлять случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, в частности комментируемым Законом.

2. Комментируемый Закон устанавливает не только новые требования к информационной продукции, но и к ее маркировке. Знак информационной продукции обращения на рынке применяется только в отношении той продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям классификации информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона. Под знаком понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, проводимой по следующим категориям информационной продукции:

- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

- информационная продукция, запрещенная для детей.

Знаком маркируется продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия требованиям указанной классификации.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении лицензиатов, а также отдельных программ и информационных продуктов, транслируемых в телеэфире, будет учитываться знак информационной продукции. Маркировка указанным знаком информационной продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия требованиям классификации, должна влечь ответственность за обман потребителей по ст. 14.7 КоАП РФ.

3. Под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных, театрализованных, цирковых, эстрадных, спортивных или рекламных мероприятий, в том числе с устройством фейерверков, проводимых в стационарных или временных спортивных и культурно-зрелищных сооружениях, а также в парках, скверах, на бульварах, улицах, площадях и водоемах города. Это может быть публичный показ, публичное исполнение или сообщение, организованное для всеобщего сведения, произведения, фонограммы, постановки в месте, доступном для посещения неопределенным кругом лиц. Признаками зрелищного мероприятия являются публичность, массовость. Предполагается, что во время проведения зрелищных мероприятий розничная продажа на площадке спиртных напитков не допускается, за исключением площадок, где организация и проведение таких мероприятий является основным видом деятельности и на ее территории оборудованы стационарные пункты питания и (или) розничной торговли. Региональные власти должны создавать условия для организации и проведения зрелищных мероприятий в целях улучшения координации работы органов местного самоуправления, правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств с организаторами массовых мероприятий, а также обеспечения безопасности и общественного порядка при их проведении в городе.

4. Под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере, которое оценивается отсутствием риска, связанного с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895, интересы личности в информационной сфере заключаются в следующем:

- реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

- обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

В целях обеспечения информационной безопасности детей устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию. Кроме того, в порядке, определенном Правительством РФ, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, содержит мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детства. К ним относится:

- создание и внедрение программ обучения правилам безопасного поведения в Интернете;

- создание правовых механизмов блокирования информационных каналов, содержащих элементы криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;

- внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности;

- создание общественных механизмов экспертизы;

- создание порталов и сайтов, содержащих рекомендации о ресурсах для детей и родителей.

5. Под информационной продукцией, предназначенной для оборота на территории Российской Федерации, понимается:

- продукция средств массовой информации. Согласно ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

- печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей. В целях настоящего подпункта под печатным изданием следует понимать книги, брошюры, газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иное издание. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" под аудиовизуальной продукцией понимается кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных. Легальное определение понятия "программа для ЭВМ" содержится в ст. 1261 ГК РФ, согласно которой программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

- информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

6. Под информационной продукцией для детей понимается информационная продукция, которая по тематике, содержанию и художественному оформлению соответствует физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Понятие информационной продукции раскрывается в п. 5 комментария к настоящей статье.

Физическое развитие ребенка включает в себя его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела. Физическое развитие зависит от генетических особенностей и социальных условий, влияющих на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения. Физическое развитие ребенка является показателем функциональной зрелости организма.

Психическое развитие детей включает изменение его личности в целом, т.е. развитие общих свойств личности, которое определяется условиями жизни и воспитанием. Под психикой следует считать внутренний духовный мир ребенка: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания и др. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых дети живут, систему взаимоотношений, а также общественные условия, в которых они развиваются. Физиологической основой изменения психики детей является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности.

Духовность ребенка - это отношение ребенка к окружающему миру, к родителям, к себе самому и т.д., его развитие в духовную сторону. Духовность - это способность переводить внешние факторы окружающего мира во внутренний мир личности.

Центральным звеном системы саморегуляции в формировании сознания ребенка является эмоциональная сфера, которая является критерием нравственного развития личности. Эмоциональные явления выступают наиболее разными информативными индикаторами изменений в процессе развития личности. Позитивные познавательные эмоции, негативные чувства (гнев, тревога, неудовлетворенность и др.) являются основой нравственного развития.

Таким образом, можно заметить, что физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей не одноактный, а длительный процесс, включающий в себя и влияние информационной продукции.

7. В п. 7 рассматриваемой статьи дано общее понятие информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, детальная регламентация которого содержится в ст. 5 настоящего Закона (см. комментарий к данной статье).

Вред здоровью и (или) развитию детей может причинить та информация (в т.ч. содержащаяся в информационной продукции), распространение которой среди детей:

а) запрещено. Запрет предполагает полное исключение какого-либо доступа как самой информации до сведения детей, так и детей к этой информации, и является, хотя и крайней, но, думается, оправданной мерой, учитывая, о какой именно информации идет речь (см. ч. 2 ст. 5 Закона). При этом запрет распространяется на всю информацию без определения возрастных категорий, т.е. в отношении детей, не достигших 18 лет <1>;

--------------------------------

<1> С исключениями, предусмотренными ГК РФ для случаев эмансипации.


б) ограничено. Ограничение предполагает установление определенных возрастных цензов на ту или иную информацию (см. ч. 3 ст. 5, ст. ст. 7, 8, 9 и 10 Закона).

Особое значение в данном случае придается согласованным усилиям не только лиц, ответственных за распространение информации и осуществление контроля в рассматриваемой сфере, но и лиц, ответственных за воспитание детей, и последних, пожалуй, в большей степени. Ведь именно надлежащий контроль со стороны родителей (лиц, их заменяющих), воспитателей и педагогов является одной из мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Интересно отметить, что в Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, под информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей, предложено понимать информацию, которая по своему содержанию, оформлению и (или) в связи с использованием при ее изготовлении и обработке специальных приемов (в том числе скрытых вставок и иных технических приемов), воздействующих на подсознание людей, способна оказать вредное влияние на состояние физического или психического здоровья детей и (или) вызвать нарушения их нравственного, духовного, психического, физического или социального развития, в том числе посредством формирования у них искаженных социальных ориентаций и установок, провоцирования детей на потенциально опасные поступки, акты агрессии, жестокости, насилия или иные антиобщественные действия (в том числе уголовно наказуемые деяния), внушения им патологического страха и ужаса либо стимулирования преждевременного интереса детей к сексу и раннего начала ими половой жизни. На наш взгляд, подобное определение весьма точно отражает суть тех причин, по которым данная информация признается причиняющей вред здоровью и развитию детей.

8. В п. 8 комментируемой статьи законодатель дает легальное определение порнографической информации. Слово "порнография" происходит от древнегреческого - проститутка (женского пола) и - пишу, рисую, описываю. В свою очередь слово возникло от глагола "продаю". Своим происхождением термин "порнография" обязан появлению в XVIII веке во Франции книги Ретиф де ла Бретонна "Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции". В данной книге рассматривались сферы жизнедеятельности человека, традиционно считавшиеся в обществе неприличными, ввиду чего ее название стало нарицательным понятием непристойности, связанной с сексуальностью. Таким образом, можно сказать, что порнография - отображение сексуального поведения в литературе, изображениях, скульптурах, фильмах и пр. с целью вызвать сексуальное возбуждение.

В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, присутствует понятие "детская порнография", под которой понимается описание или фото-, видеоизображение или иное изображение ребенка или совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка, совершающих или имитирующих половое сношение или иные действия сексуального характера или принимающих участие в совершении или имитации таких действий, либо реалистичное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) образа ребенка, совершающего действия сексуального характера или участвующего в таких действиях, а равно любое изображение или описание половых органов ребенка в сексуальных целях.

Однако наиболее удачное с нашей точки зрение понятие порнографии дано в Постановлении Министерства культуры Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения и признании утратившим силу Постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 апреля 2000 г. N 8п" <2>. Наши бывшие соотечественники полагают, что порнография - вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов. Трудно не согласиться с такой характеристикой, поскольку в ней все предельно просто и ясно, в отличие от "сверхинтеллигентной" интерпретации, порождающей массу дополнительных вопросов, данной нашим законодателем.

--------------------------------

<2> URL: http://www.pravoby.info/docum09/part10/akt10299.htm.


Комментируемый Закон признает информацией порнографического характера информацию, которая:

1) представлена в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения. Понятие натуралистических изображения или описания дано в п. 11 комментируемой статьи, под ним понимается изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств:

- человека;

- животного;

- отдельных частей тела человека и (или) животного;

- действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

Если следовать буквальному толкованию приведенных в данном случае определений, то учебные пособия по анатомии и биологии следует запретить, равно как и книги, в которых в доступной форме предпринимаются попытки познакомить детей с их растущим организмом и его особенностями; также следует подвергнуть уничтожению все скульптуры обнаженных античных героев, которые еще сохранились со времен СССР в некоторых парках и скверах. К сожалению, законодатель оказался слишком скуп на более подробные разъяснения, которые, увы, отсутствуют и в подзаконных актах, очевидно, полагая, что в каждом конкретном случае степень "порнографичности" информации будут определять специально уполномоченные органы (например, эксперты-искусствоведы, специалисты в области кино- и видеоискусства либо телевидения, специалисты в области медицины, сексологии, педагогики и пр.).

Полагаем, что в целях практического применения комментируемого Закона следовало не просто дать ссылку в ч. 2 ст. 1 Закона, что его действие не распространяется на оборот информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую и статистическую информацию, а также информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, но и пояснить, о какой именно продукции идет речь. Так, например, можно было указать, что изображение половых органов и полового акта в научном контексте не является порнографией, поскольку в данном случае целью является не сексуальное возбуждение аудитории, а пояснение особенностей анатомии, физиологии и психологии человека.

Вызывает недоумение и тот факт, что законодатель не посчитал уместным прибегнуть к формулировке, содержащейся в Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который, как и другие модельные законы, принимаемые Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ <3>, специально был разработан в качестве основы для создания актов национального законодательства государств - участников Конвенции Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 26 мая 1995 г.). Типовые (модельные) законы Межпарламентской ассамблеи СНГ - это адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. После принятия в Межпарламентской ассамблее модельные законы предлагаются странам СНГ как образцы для местного законодательства. В Модельном законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, под информацией порнографического характера понимается не имеющее научного, медицинского или учебного предназначения описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животного, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей. Такая формулировка, по нашему мнению, дополнительных вопросов уже не вызывает;

--------------------------------

<3> URL: http://www.iacis.ru/.


2) представлена в виде сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера (в т.ч. действия, совершаемого в отношении животного, т.е. речь идет о "зоофилии" - влечении человека, направленном на животных, или признании животных сексуально привлекательными). В качестве такой информации можно признать многие работы французского художника Эдуарда-Анри Авриля, известного своими иллюстрациями эротической литературы; сцену зоофилии на стене индуистского храма Кандарья-Махадева; японскую гравюру 1820 г. "Сон жены рыбака", если, конечно, они не будут отнесены отечественными экспертами к информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для нашего общества.

Для определения информации порнографического характера можно обратиться к Приказу Государственного комитета РФ по кинематографии от 20 октября 1999 г. N 7-1-19/74 "О Временном руководстве по возрастной классификации аудиовизуальных произведений". В этом Приказе отмечено, что фильмы или программы не подлежат классификации и не могут публично демонстрироваться и распространяться, если в них содержится непристойная, вульгарно-натуралистическая, циничная фиксация сцен полового акта и самоцельная детализированная демонстрация обнаженных гениталий. При этом следует отметить, что детям старше 16 лет допускается показ фильмов, содержащих сцены сексуальных отношений партнеров, которые могут предполагаться или имитироваться при условии, что сексуальные фантазии и действия не выходят за рамки общепринятых норм сексуального поведения.

Установление запрета и ограничений на информацию порнографического характера обусловлено тем, что, по мнению ученых, с одной стороны, существует возможная связь между формированием сексуальных девиаций в подростковом возрасте и просмотром порнографии, а также взаимосвязь склонности к сексуальному насилию и просмотру "жесткой порнографии", а с другой стороны, именно наличие биологически обусловленной неосознаваемой склонности к девиантному сексуальному поведению может вызывать стремление к просмотру порнофильмов определенного содержания <4>. Однако ряд исследований показывает, что негативные последствия от порнографии связаны отнюдь не самим просмотром, а с наказанием за ее просмотр в детстве. Кроме того, некоторые специалисты утверждают, что среди насильников и педофилов больше тех, кто рос в атмосфере репрессивного религиозного воспитания, и меньше смотрящих порнографию, чем среди других преступников. Полагаем, что вне зависимости от всех проводимых исследований определенного рода ограничения на информацию порнографического характера все-таки необходимы и контроль за этим должны обеспечить и государство, и семья.

--------------------------------

<4> См.: Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: Курс лекций для юридических факультетов. М, 2008. С. 132.


9. Под классификацией информационной продукции понимается распределение информационной продукции, осуществляемой ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Классификация информационной продукции проводится по возрастным категориям детей и зависит от:

- тематики;

- жанра;

- содержания;

- художественного оформления.

Порядок проведения классификации информационной продукции устанавливается комментируемым Законом (см. гл. 2).

Именно классификация информационной продукции позволяет достичь большего эффекта, чем множество разрозненных, несогласованных действий. В сферу отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, входят как мероприятия по подготовке к защите объектов, так и сама их защита. Объектами защиты являются несовершеннолетние. Термином "несовершеннолетние" означается любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

10. К местам, доступным для детей, относятся:

- общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены;

- общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.

Из анализа ст. 14.1 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" под общественными местами понимается пространство, выделенное для общественного пользования: улица, сквер, парк, стадион, транспортные средства общего пользования, объекты (на территории, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

11. Под натуралистическими изображениями или описанием законодатель понимает изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. Согласно Приказу Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 30 ноября 2009 г. N 170 "Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки" натуралистическими считаются такие изображения, которые соответствуют природе изображаемого предмета, точно отражают реально существующие предметы среды обитания человека, в частности, это фотографические изображения. Описание изображения представляет собой последовательное изложение действия (бездействия) человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

12. Под оборотом информационной продукции следует понимать предоставление и (или) распространение информационной продукции одним из обозначенных в комментируемом Законе способов. При этом под распространением согласно проведенной с ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" аналогии (ст. 2) следует понимать действия, направленные на получение информационной продукции неопределенным кругом лиц или передачу ее неопределенному кругу лиц, а под предоставлением - действия, направленные на получение информационной продукции определенным кругом лиц или ее передачу определенному кругу лиц.

Оборот информационной продукции может осуществляться посредством:

1) продажи (в т.ч. распространения по подписке). Информационная продукция - это в большинстве своем материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных органов. Информационная продукция, как многие другие виды продукции, может быть объектом товарных отношений, которые регулируются гражданским и иным законодательством. В таком случае продажей информационной продукции следует признать ее предоставление в собственность на возмездной основе. Исходя из этого к продаже информационной продукции будут применяться общие положения о купле-продаже, предусмотренные ГК РФ (см. гл. 30), с учетом специальных положений раздела VII ГК РФ, ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона РФ "О средствах массовой информации", ФЗ "О рекламе" и др. О распространении информационной продукции по подписке см. ст. 25 Закона РФ "О средствах массовой информации", Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759;

2) аренды. В данном случае также применяются нормы гражданского и иного законодательства с учетом специфики информационной продукции как объекта аренды. Суть аренды заключается в том, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (см. ст. 606 ГК РФ). Как показывает практика, в аренду могут быть переданы программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, анимационные и текстовые бегущие строки, доменные имена и др. Аудиовизуальная продукция, как правило, сдается в прокат;

3) проката. Сдать в прокат (внаем) - предоставить определенную информационную продукцию во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Право на прокат - это исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. В ст. 1270 ГК РФ, например, закреплено, что прокатом оригинала или экземпляра произведения является его использование независимо от того, совершается ли прокат в целях извлечения прибыли или без такой цели, а исключительное право на прокат принадлежит автору произведения или иному правообладателю;

4) раздачи. В настоящее время многие организации практикуют различные рассылки (раздачи) информации о реализуемых ими товарах, работах, услугах (в виде листовок, буклетов, каталогов и т.п.). Это могут быть, например, безадресные почтовые рассылки, когда по договору со сторонним исполнителем осуществляется раскладка определенного количества листовок (буклетов) по почтовым ящикам потенциальных потребителей. Или рекламная информация может распространяться путем выкладки в магазинах, офисных зданиях, других местах - там, где она доступна потенциальным клиентам <5>. Целью распространения такого рода печатной продукции служит донесение рекламной информации (или информации иного рода) до максимального количества потенциальных потребителей в определенном районе (или нескольких районах);

--------------------------------

<5> См.: Крутякова Т.Л. Расходы и налоги. М.: АйСи Групп, 2012.


5) выдачи из фондов общедоступных библиотек (см. об этом подробнее Рекомендации Российской библиотечной ассоциации по реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в общедоступных библиотеках России, осуществляющих обслуживание пользователей до 18-летнего возраста, утв. на Всероссийском библиотечном конгрессе XVIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации в Пензе 14 мая 2013 г., URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/recom.php);

6) публичного показа. В Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу) под публичным показом, публичным исполнением или сообщением для всеобщего сведения понимались любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

В действующем законодательстве общее официальное понятие "публичный показ" отсутствует, однако в подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ закреплено определение публичного показа произведения, к которому относится любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Право на публичный показ - это исключительное право осуществлять или разрешать представление или демонстрацию произведений в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Форма демонстрации произведения зависит от его вида. Для литературных, музыкальных, аудиовизуальных произведений и произведений искусства способы показа различны и могут требовать тех или иных технических средств. Показ произведений является рекламой автора и его произведения. Он не является распространением произведения, поскольку распространяются сведения или информация о произведении с целью его дальнейшего широкого коммерческого распространения. Право на публичный показ произведения признается исключительным правом автора, которое подразумевает запрет публичного показа произведения, поскольку плохо организованный или тенденциозный публичный показ может стать антирекламой, что снизит объем реализации товаров, т.е. приведет по меньшей мере к упущенной выгоде. Кроме того, неудачный показ может сказаться на репутации автора. Именно поэтому автору предоставляется право разрешать или запрещать публичный показ своего произведения, если это право не было передано иным лицам исключительным образом <6>;

--------------------------------

<6> См.: Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2010.


7) публичного исполнения (в том числе посредством зрелищных мероприятий). Публичное исполнение произведения - представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Под зрелищным мероприятием следует понимать публичную демонстрацию, публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения информационной продукции в месте, открытом для свободного посещения, включая театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия (п. 10 ст. 3 Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию).

Право на публичное исполнение - это исключительное право осуществлять или разрешать воплощение произведения реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Публичное исполнение является одним из наиболее массовых способов использования и распространения многих видов произведений литературы и искусства. Особенностью публичного исполнения является то, что авторы и иные правообладатели не могут осуществить свои исключительные права самостоятельно, т.е. не могут заключить договоры со всеми пользователями их произведений, и поэтому права авторов на такие произведения могут оказаться нарушенными <7>;

--------------------------------

<7> Там же.


8) распространения посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (утратил силу) под передачей в эфир понималось сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ сообщение в эфир - сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.

Сообщение по кабелю - сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

13. Под экспертом понимается лицо, отвечающее требованиям комментируемого Закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

Правовые и организационные основы экспертной деятельности определяются Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 августа 2012 г. N 217 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей". В соответствии с ним экспертиза информационной продукции проводится на договорной основе экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан в целях обеспечения информационной безопасности детей. Срок проведения экспертизы не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. В отношении экспертизы, проводимой по инициативе федеральных органов исполнительной власти, настоящий порядок применяется с учетом требований к порядку привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю, установленных ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Эксперт наделен определенными правами, позволяющими ему наилучшим образом содействовать всестороннему, полному и объективному проведению экспертизы. Он вправе знакомиться с документами, материалами и фактами, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для исследования, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, результаты исследования излагать в экспертном заключении.

Эксперт не может проводить экспертизу в следующих случаях:

- является одновременно производителем и (или) распространителем или представителем конкретной информационной продукции;

- на момент проведения экспертизы находится в какой-либо зависимости от лица, обратившегося за проведением экспертизы, и других лиц, заинтересованных в результате данной экспертизы, в частности, в связи с: наличием близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с заказчиком, производителем, распространителем информационной продукции, являющейся объектом исследований; наличием трудовых отношений с заявителем, производителем, распространителем информационной продукции, являющейся объектом исследований; наличием долговых или иных имущественных обязательств перед заказчиком, производителем и (или) распространителем информационной продукции, являющейся объектом исследований.

При проведении экспертизы эксперт обязан:

- обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

- самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

- соблюдать установленные сроки и иные требования, предусмотренные настоящим порядком;

- отказаться от участия в проведении экспертизы при наличии обстоятельств, препятствующих независимости эксперта, а равно информировать Роскомнадзор о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

Различают следующие виды экспертиз:

- комиссионная, может проводиться двумя и более экспертами одной специальности;

- комплексная, проводится двумя и более экспертами разных специальностей.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 580 | Теги: защита, информации, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016