Вторник, 23.07.2019, 10:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.О. Гарипова, доцент кафедры дошкольного и начального образования педагогического факультета СВГУ; кандидат педагогических наук, доцент (г. Магадан)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматриваются вопросы организации взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в процессе физического воспитания дошкольников, определяются формы, виды и педагогические условия, содействующие установлению парт-
нерских взаимоотношений участников воспитательно-образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, физическое воспитание детей дошкольного возраста, педагогическая позиция, формы педагогического взаимодействия. 

 
Проблема установления партнерских отношений образовательной организации с семьей на современном этапе развития дошкольного образования является особенно актуальной и требует новых эффективных средств для ее решения. Педагоги призваны помочь родителям в приобретении знаний о закономерностях роста и развития дошкольника, правилах и принципах организации физического воспитания и оздоровления в условиях семьи.

Значение взаимодействия детского сада и семьи в процессе физического воспитания детей является очевидным и бесспорным, но реализация этого компонента сопряжена с определенными трудностями.

Различные аспекты сотрудничества педагогов с родителями в целях обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей рассматривались в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. На современном этапе научно-методические основы содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи раскрываются в работах отечественных психологов и педагогов: Е.П. Арнаутовой, Т.В. Антоновой, О.Л. Зверевой, В.П. Дубровой, Е.П. Милаше- вич. Несмотря на достаточно детальное освещение данных аспектов в психолого- педагогической литературе, вопрос создания специальных педагогических условий, повышающих эффективность сотрудничества дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста, остается открытым.

Современное содержание физкультурно- оздоровительной системы в ДОО связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), определяющего цели, задачи, содержание физического развития детей в условиях детского сада.

Данный документ ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, пересмотр профессиональных компетенций, иной тип организации педагогического процесса, что, в свою очередь, требует пересмотра обязательных требований к образовательной области «Физическое развитие», дифференцированной на два тематических модуля: «Здоровье» и «Физическая культура».

Основными задачами тематического модуля «Здоровье» являются:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т. ч. ограниченных возможностей здоровья);

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе обеспечение их эмоционального благополучия);

- создание условий, способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы и других систем организма;

- формирование ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

- оказание помощи родителям в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.

В модуле «Физическая культура» выделены следующие задачи:

- овладение основными движениями и развитие разных форм двигательной активности детей;

- развитие крупной и мелкой моторики;

- поддержание инициативы и самостоятельности детей в двигательной деятельности и организация видов деятельности, способствующих физическому развитию;

- формирование готовности и интереса к участию в подвижных играх и соревнованиях [7, с. 15].

Реализация каждого из выделенных модулей возможна только в случае их интеграции, а также при их взаимосвязи с другими образовательными областями. При этом успешность решения задач, определенных в каждом модуле, в значительной степени зависит от построения совместной деятельности педагогов и родителей.

В соответствии с новой философией взаимодействия ДОО и семьи приоритетным признается семейное воспитание, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Это взаимодействие будет эффективным, если родители будут выступать не только в роли «заказчика образовательных услуг», но и «партнера» педагогов в вопросах физического воспитания. В зависимости от поставленных задач педагог, в свою очередь, может занимать следующие позиции:

- «аналитик» (изучает семью, определяет, какими знаниями владеют родители, осуществляет сбор, анализ запросов и потребностей родителей);

- «консультант» (оказывает индивидуальную помощь или организует подгрупповую консультацию для родителей);

- «организатор» и «аниматор» (осуществляет планирование и организацию различных форм сотрудничества с семьей) [5, с. 18].

Выбор форм и видов взаимодействия с семьями воспитанников определяется педагогами исходя из основных целей и задач взаимодействия с родителями. В процессе физического воспитания дошкольников все формы работы по сотрудничеству с семьей можно условно разделить на три группы:

1. Формы работы в целях просвещения: познавательные (родительские собрания, консультации, круглые столы, практические семинары, тренинги, мастер-классы, дни открытых дверей) и наглядные, информационно-просветительские (информационные стенды).

2. Формы работы в целях организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей, к которым относятся досуговые (совместные физкультурные занятия родителей с детьми, физкультурные праздники) и наглядные, информационно-ознакомительные (домашние задания по физической культуре, портфолио достижений ребенка, дневник наблюдений за ребенком, семейные проекты).

3. Формы работы в целях динамики взаимодействия педагогов с родителями в вопросах физического воспитания: информационно-аналитические (родительские конференции, анкетирование, опросы, «почтовый ящик» отзывов и предложений).

Современный детский сад должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, в их образовательных потребностях и запросах, т. е. находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации системно наблюдается возникновение следующих противоречий:

- между стремлением специалистов ДОУ к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;

- между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;

- между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.

Так, проведенное анкетирование педагогов МКДОУ «Детский сад № 1 "Гуси- лебеди"» пос. Ола» (Гарипова И.О., Пугач Н.А., 2017 г.), целью которого являлась попытка выяснить представления воспитателей о содержании, формах, методах взаимодействия с родителями в вопросах физкультурно- оздоровительной работы, позволило выявить следующее:

1. Почти все педагоги признают актуальность проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе физического воспитания детей (83 %).

2. По мнению большинства воспитателей, ведущую роль в физическом развитии дошкольников должны принимать родители (67 %).

3. В своей работе по физическому воспитанию все воспитатели используют такие традиционные формы и методы сотрудничества с родителями, как: проведение родительских собраний и совместных физкультурных праздников, оформление информационных стендов.

4. Все педагоги считают, что родители должны принимать непосредственное участие в физическом воспитании детей и, в первую очередь, заниматься формированием двигательных умений и навыков, навыков правильной осанки, культурно-гигиенических навыков, представлений о здоровье и способах его сохранения.

5. Только 66 % воспитателей включают в план воспитательно-образовательной работы совместные мероприятия с родителями в контексте организации физического воспитания, остальные делают это эпизодически.

6. Половина респондентов указали на возникновение трудностей при взаимодействии с семьями воспитанников, таких как: установление доверительных отношений, оказание помощи родителям в повышении педагогической компетентности, поиск и применение новых, актуальных применительно к контингенту, форм работы с семьей.

Также было проведено анкетирование родителей воспитанников, посещающих данное образовательное учреждение, результаты которого свидетельствуют о высокой потребности в получении консультативной помощи в вопросах физического воспитания (70 % опрошенных) и недостаточном ее качестве (65 %). При этом почти все родители выразили убежденность в приоритете вопросов оздоровления и питания, организации режима, формирования потребности в активных видах деятельности, решаемых в семье и ДОО. Показательно, что 75 % опрошенных желали бы получать информационную поддержку не только в контексте непосредственного взаимодействия с педагогами, но и с помощью ознакомления с материалами сайта данного образовательного учреждения. Однако динамика их обновления и степень реагирования на информационные запросы родителей, по их мнению, крайне низки. В целом работа по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации полностью удовлетворяет лишь 30 % родителей, но для 70 % сотрудничество с детским садом является обязательной частью физического воспитания детей.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства в каждой дошкольной организации, основанной на динамичной и гибкой системе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, оперативном подборе стратегий и тактик, изучении образовательных запросов семьи и качественном их удовлетворении. В соответствии с этим основными педагогическими условиями, содействующими успешному сотрудничеству ДОО и семьи в процессе физического воспитания, по нашему мнению, являются:

1. Четкое планирование, выбор форм и методов, направленных на оказание родителям педагогической помощи и поддержки, вовлечение их в воспитательно-образовательную деятельность ДОО.

2. Содействие повышению уровня осведомленности родителей в вопросах организации физического воспитания, в т. ч. посредством формирования у них достаточных знаний, касающихся особенностей использования профилактических, коррекционно- оздоровительных мероприятий.

3. Выявление, обобщение и представление позитивного опыта организации физического воспитания в семьях воспитанников ДОО.

4. Формирование у родителей понимания важности системного осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий, необходимости их трансляции в практику семейного воспитания.

5. Проведение мониторинга родительского запроса на содержание и качество предоставляемых образовательных услуг [1, с. 5].

6. Системный пересмотр содержания форм взаимодействия с семьей в соответствии с изменяющимися образовательными запросами родителей, потребностями и интересами детей.

 

Библиографический список

1. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 6. - С. 4-13.
2. Веннецкая О.И. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие» / О.И. Веннецкая, М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 39-42.
3. Гарипова И.О. Программа подготовки родителей к организации физкультурно-оздоровительной работы в семье с часто длительно болеющими детьми дошкольного возраста (на базе ДОУ) / И.О. Гарипова. - Магадан : СВГУ, 2008. - 36 с.
4. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников / О.Л. Зверева. - М. : НИИ школьных технологий, 2011. - 82 с.
5. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 96 с.
6. Сидорова А.А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А.А. Сидорова // Управление ДОУ. - 2015. - № 2. - С. 64-84.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета" 2018. - Вып. 30.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.06.2019)
Просмотров: 19 | Теги: дошкольник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь