Суббота, 21.10.2017, 20:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В.Б.Вехов

основные направления Использования компьютерных технологий для обучения сотрудников правоохранительных органов

Анализ литературы, специального программного обеспечения, эксплуатируемого в вузах системы МВД России, а также личный опыт работы автора позволяют выделить следующие перспективные направления использования компьютерных технологий для обучения сотрудников правоохранительных органов:

1. Система дистанционных образовательных технологий.

2. Имитационно-обучающие компьютерные программы специального назначения.

3. Контролирующие и контрольно-обучающие компьютерные программы.

 1. Система дистанционных образовательных технологий учебных заведений МВД России

В целях реализации положений Концепции совершенствования профессиональной подготовки     и переподготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004¾2010 гг. с 1 сентября 2006 г. в учебный процесс образовательных учреждений МВД России, в том числе учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и УВДТ, внедрена компьютерная система дистанционных образовательных технологий (СДОТ) [1].

СДОТ функционирует в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими использование автоматизированных информационных систем специального назначения и компьютерных сетей в борьбе с преступностью.

Основными компонентами СДОТ являются:

1) единая информационно-телекоммуника-ционная сеть (ЕИТКС) МВД России как транспортная составляющая для обмена информацией ограниченного доступа (документами с грифом «Для служебного пользования»). Она обеспечивает централизованную обработку статистической, оперативно-справочной, разыскной, криминалистической и иной служебной информации в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России; является сегментом глобальной компьютерной сети специального назначения Международной организации уголовной полиции Интерпол;

2) региональные центры дистанционных образовательных технологий, созданные в учебных учреждениях МВД России, учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и УВДТ, которые обладают соответствующими компьютерными средствами, позволяющими применять технологии СДОТ. В них находятся:

¾ пункты коллективного доступа сотрудников ОВД к сетевым (оn-line) обучающим информационным ресурсам учебных заведений системы МВД России (классы дистанционных образовательных технологий);

¾ специализированные подразделения, занимающиеся созданием электронных обучающих курсов в соответствии с примерными программами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов — сотрудников ОВД (в рамках государственных образовательных стандартов);

¾ сотрудники, отвечающие за ведение электронного делопроизводства в СДОТ (оформление приказов о зачислении на обучение и выпуске специалистов, отсылку логина и пароля для доступа зачисленных на обучение к своей персональной электронной странице, ведение электронной картотеки обучаемых, заполнение и пересылку документов об образовании и т. д.);

3) электронные обучающие курсы СДОТ. Например, автором настоящей статьи был разработан электронный курс «Повышение квалификации следователей, специализирующихся на расследовании дел о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий» [2]. В настоящее время он внедрен в учебный процесс вузов системы МВД России и практическую деятельность органов предварительного расследования (для обеспечения занятий в системе служебной подготовки). Курс представляет собой интерактивный мультимедийный комплекс организационных и учебно-методических материалов, выполненных в форматах, которые позволяют использовать его как на автономном машинном носителе — DVD-диске, так и в компьютерных сетях Интернет и ЕИТКС МВД России (при соответствующей адаптации). Курс состоит из электронных интерактивных модулей:

— учебной программы [3];

— пояснительной записки;

— тематического плана;

— комплекта материалов по проведению семинарских и практических занятий [4];

— компьютерной программы контроля знаний обучаемых [5] (входной и предэкзаменационный контроль);

— библиотеки, содержащей полные тексты законодательных и иных нормативно-правовых актов, которые рекомендуются обучаемым к каждому учебному занятию;

— учебных видеофильмов и видеофрагментов по отдельным наиболее сложным темам;

— макетов уголовных дел о преступлениях     в сфере компьютерной информации и высоких технологий;

— вопросов для комплексного (итогового) экзамена.

В 2008 г. по итогам конкурса на лучшую методическую разработку проведения учебных занятий, ежегодно организуемого в Волгоградской академии МВД России, данный электронный ресурс локального и дистанционного использования занял первое место.

Организационное, научное, методическое и ин-формационное сопровождение внедрения СДОТ возложено на Департамент кадрового обеспечения, а техническое — на Департамент тыла МВД России (в рамках ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых МВД России по государственному оборонному заказу и Программе развития ЕИТКС).

2. Имитационно-обучающие компьютерные программы специального назначения

Данные компьютерные программы стали использоваться в обучении, переподготовке и повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов с начала 90-х гг. прошлого века. Так, уже к 1992 г. имелась библиотека имитационно-обучающих компьютерных программ, предназначенных для профессиональной подготовки следователей. Эти программы были разработаны научным коллективом в составе преподавателей кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Академии управления МВД России, Омской академии МВД России и кафедры кибернетики Московского инженерно-физического института. наибольшую распространенность и известность получили имитационно-обучающие программы [6, с. 210¾227]:

1. «Следователь». Предназначена для практического обучения по темам, связанным с методикой расследования краж, грабежей, разбоев, а также угонов автотранспортных средств, совершаемых устойчивой преступной группой лиц.

2. «Убийство». Имитирует процесс расследования уголовного дела об убийстве сыном своей матери из корыстных побуждений.

3. «Рэкет». Ориентирована на формирование умений и навыков расследования дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами.

4. «Мираж». Используется при практической отработке учебных вопросов, связанных с комплексным использованием сил и средств при раскрытии и расследовании разбойных нападений и бандитизма.

5. «Расследование изнасилований».

Следует отметить, что большой вклад в развитие научных основ рассматриваемой проблематики внесли К. Е. Зинченко, Л. Ю. Исмаилова, В. В. Крылов, В. В. Попова, А. Ф. Родин, С. И. Цветков, Е. Е. Центров, А. Е. Чечетин и др.

С середины 90-х гг. XX в. активные разработки программных продуктов исследуемой категории ведутся и на кафедре организации следственной работы факультета повышения квалификации Волгоградской академии МВД России. Так,    в 1997 г. нами в соавторстве с А. Ф. Родиным и Л. Ф. Абросимовой была создана имитационно-обучающая программа «Расследование компьютерных преступлений», обеспечивающая формирование умений и навыков расследования дел о распространении машинных носителей с вредоносными программами для ЭВМ     (ст. 273 УК РФ) [7; 8, с. 135¾139]. Эта компьютерная программа была внедрена в учебный процесс отечественных и зарубежных юридических вузов, а также в практику работы ряда органов предварительного расследования системы МВД России. В настоящее время она продолжает успешно использоваться.

В 1998 г. начинает эксплуатироваться имитационно-обучающая программа «Расследование дорожно-транспортных преступлений» (авторы — А. Ф. Родин, В. С. Бедрин, Л. Ф. Абросимова).

Вместе с тем представляется, что создание сетевых имитационно-обучающих компьютерных программ специального назначения на основе мультимедийных технологий, комплекта средств виртуальной реальности (шлема с цифровыми стереонаушниками и окулярами Томпсона — «цветными стереоочками», перчатками-манипу-ляторами и электрическими датчиками физических, в том числе болевых, ощущений) позволит сократить сроки обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников специализированных подразделений правоохранительных органов, а также повысить качество этого процесса.

 

Список библиографических ссылок

 

 1. О внедрении системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России: приказ МВД России от 23. 06. 2006 г. № 497.

2. Вехов В. Б. Повышение квалификации следователей, специализирующихся на расследовании дел о преступлениях в сфере компьютерной информации и высоких технологий [Электронный ресурс]: интеракт. учеб. мультимедиа курс. Волгоград, 2007.

3. Примерная программа повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации / В. Б. Вехов [и др]. М., 2006.

4. Вехов В. Б., Родин А. Ф. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации: учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2004.

5. Оболочка программы «Контроль знаний» была разработана в 1994 г. Ю. А. Сердюковым — сотрудником кафедры организации следственной работы факультета повышения квалификации Волгоградской академии МВД России. Информационные модули по контролю знаний отдельных категорий обучаемых — сотрудников органов предварительного расследования для нее разработали и продолжают разрабатывать преподаватели данной кафедры, включая автора этих строк.

6. Компьютерные технологии в юридической деятельности: учеб-практ. пособие / под ред. проф. Н. С. Полевого, к. ю. н. В. В. Крылова. М., 1994.

7. Вехов В. Б. Расследование компьютерных преступлений [Электронный ресурс]: имитационно-обучающая программа для ЭВМ. Волгоград, 1995¾1997.

8. Родин А. Ф., Вехов В. Б. Использование имитационно-обучающей программы «Расследование компьютерных преступлений» для совершенствования профессиональных навыков следователей органов внутренних дел // Труды Тамбовского филиала юридического института МВД России за второе полугодие 2001 г. Тамбов, 2002. Вып. 5.

 © В. Б. Вехов, 2009

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 1026 | Теги: имитационно-обучающие компьютерные , система дистанционных образовательн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь