Четверг, 19.10.2017, 23:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ФЕЙЗУЛЛАЕВ Ф.М.,
начальник отряда отдела воспитательной работе с осужденными
ФКУ Исправительная колония №7 Управления ФСИН России
по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
КОЛОНИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 


На  протяжении  всей  истории  чело-
вечества  пенитенциарные  учреждения  вы-
полняли  роль  наиболее  существенного
антикриминального  барьера;  механизма,
обеспечивающего  безопасность  правопо-
слушных  граждан,  а  также  перевоспитание
несовершеннолетних, исправление взрослых
осужденных, предупреждение криминальной
активности граждан. В современных услови-
ях приходится констатировать, что в период
коренного  реформирования  всей  правоох-
ранительной  системы  в  рамках  проводимой
в  Российской  Федерации  судебно-правовой
реформы было практически разрушено и не-
заслуженно  подвергнуто  критике  много  по-
зитивного,  рационального,  имевшего  место
в системе исполнения наказаний советского
периода.  В  настоящее  время  наблюдается
рост  преступности  не  только  среди  лиц,  на-
ходящихся  на  свободе,  но  и  среди  лиц,  уже
отбывающих  наказание  в  исправительных
учреждениях  и  воспитательных  колониях.
Криминологическое  исследование  пеналь-
ного преступного поведения показывает, что
осужденными к лишению свободы создано не
менее  2,5  тысяч  группировок,  которыми  со-
вершается до 70% всех насильственных пре-
ступлений в учреждениях ФСИН России [1].
К  сожалению,  среди  ученых-крими-
нологов  нет  единого  подхода  к  разработке
концептуальных  основ  профилактики  пени-
тенциарной  преступности,  различных  типов
пенального  преступного  поведения,  груп-
повой  преступности  несовершеннолетних.
На  практике  деятельность  администрации
исправительных  учреждений,  воспитатель-
ных колоний в плане профилактики нередко
ограничивается  лишь  устранением  послед-
ствий  преступного  поведения  осужденных,
наказанием  виновных.  При  этом  не  учиты-
ваются  возможности  всех  уровней  и  форм
предупредительной деятельности.
Многочисленные  исследования  сви-
детельствуют о том, что основные причины
криминальной  активности  осужденных  ле-
жат в самой природе такого уголовного на-
казания,  как  лишение  свободы.  В  пенитен-
циарной преступности доминирующую роль
играет  криминальное  насилие.  На  насилии
зиждется  криминальная  (тюремная)  суб-
культура, которая впитала в себя самые же-
стокие,  аморальные,  беспринципные  нравы
худшей части осужденных. Особенно агрес-
сивно профессиональные преступники, чле-
ны  организованных  преступных  сообществ
пытаются  утвердить  свою  «философию»  в
местах  лишения  свободы,  где  насилие  до-
вольно  часто  становится  универсальным
способом  самоутверждения,  способом  раз-
решения  конфликтных  ситуаций.  Насилие
является «цементирующей» основой группо-
вой криминальной активности как взрослых
преступников, так и несовершеннолетних [2].
Особенности  поведения  несовершен-
нолетних  осужденных  проявляются  в  опре-
деленном  комплексе  реакций  (состояний),
которые  развиваются  в  местах  лишения
свободы.  Нередко  криминальная  групповая
активность, неадекватные агрессивные дей-
ствия  подростков  могут  быть  результатом
так  называемого  кризиса  переходного  воз-
раста,  личностных  аномалий,  психической
патологии, а могут явиться следствием целе-
направленной  и  продуманной  деятельности
лидеров преступных группировок.
Рассматривая  значение  работы  по
специальному  предупреждению  преступле-
ний в ВК, следует отметить, что ее успешное
проведение  позволяет  не  только  достигать
цели общей и частной превенции, но и пред-
упреждать перерастание преступных замыс-
лов  в  приготовительные  действия,  а  подго-
товку преступления и покушения на него - в
оконченное преступление.
Вместе  с  тем  в  процессе  проведения
предупредительной работы решаются задачи
конкретного характера, дающие возможность:
-  выявлять  причины  и  условия  совер-
шения несовершеннолетними осужденными
преступлений, принимать меры по их устра-
нению,  а  в  необходимых  случаях  информи-
ровать заинтересованных должностных лиц,
органы, учреждения и организации;
- обнаруживать лиц, от которых можно
ожидать  совершения  преступлений  в  вос-
питательных  колониях,  и  оказывать  на  них
соответствующее  профилактическое  воз-
действие  для  преодоления  в  их  сознании
отрицательных взглядов, установок, измене-
ния противоправного поведения;
- выявлять несовершеннолетних осуж-
денных, замышляющих преступления, и про-
водить с ними работу по недопущению реа-
лизации преступных намерений;
-  устанавливать  несовершеннолетних
лиц,  подготавливающих  преступления  либо
покушающихся на них, и своевременно при-
нимать меры по пресечению данных престу-
плений;
-  проводить  мероприятия  по  устра-
нению  влияния  неоднократно  судимых  не-
совершеннолетних,  отрицательной  части
осужденных на других;
- выявлять осужденных несовершенно-
летних,  намеревающихся  после  освобожде-
ния из колонии вести преступный образ жиз-
ни, и информировать в необходимых случаях
оперативные  аппараты  милиции  по  избран-
ному месту жительства этих лиц с целью про-
ведения в отношении последних предупреди-
тельной работы;
-  анализировать  эффективность  и
опыт  использования  оперативных  сил,
средств и методов в области предупрежде-
ния преступлений и вырабатывать меры по
ее  совершенствованию  и  внедрению  поло-
жительного опыта [3].
Методы  микросредовой  профилакти-
ки  групповых  преступлений  несовершен-
нолетних  можно  разделить  на:  а)  средства
выявления  внешних  условий  преступлений,
криминализации  мотиваций  и  ситуаций;  б)
приемы нейтрализации, устранения, компен-
сации (замещения) внешних условий, недо-
статков микросреды исполнения наказаний.
По  мнению  пенитенциарных  работни-
ков,  методы  выявления  внешних  условий
при исполнении уголовных наказаний пред-
полагают:
1.  Криминологическое  исследование  и
выявление: а) криминогенных зон в ВК, т.е. бо-
левых точек - мест, где наиболее часто совер-
шаются преступления; б) недостатков в деятель-
ности сотрудников; в) технического оснащения
исполнения наказания; г) кадровых упущений.
2.  Уголовно-исполнительный  и  стати-
стический  анализ  количественного  и  каче-
ственного состава осужденных.
3. Оперативные приемы работы.
4.  Проверку,  ревизию,  надзор,  инвен-
таризацию  деятельности  уголовно-исполни-
тельных  учреждений  со  стороны  вышесто-
ящих  органов,  прокуратуры,  общественных
объединений и иных организаций [4].
В  качестве  методов  нейтрализации  и
устранения,  а  также  последующей  компен-
сации  внешних  условий  в  воспитательной
колонии следует активно внедрять и прово-
дить следующие мероприятия:
1. Компьютерное обеспечение уголов-
но-исполнительных органов.
2.  Конструктивные  и  технологические
разработки  технических  средств  наблюде-
ния за осужденными подростками в работе
по их перевоспитанию.
3.  Комплексные  профилактические
операции с привлечением средств и сил не
только  уголовно-исполнительных  органов,
но и иных подразделений органов внутрен-
них дел, иных учреждений и общественных
организаций.
4.  Организацию  обмена  оперативной
информацией между правоохранительными
органами (в рамках их компетенции).
5. Изучение и внедрение современных
направлений организации учебного процесса
и труда несовершеннолетних осужденных.
6.  Пропаганду  здорового  образа  жиз-
ни, физкультуры и спорта среди осужденных
подростков.
7. Организацию художественной само-
деятельности осужденных.
8. Организацию встреч с интересными
для  осужденных  людьми  (представителями
науки, искусства и т.д.).
Групповая  профилактика  преступле-
ний - это относительно длительное, направ-
ленное  взаимовлияние,  внушение  и  само-
внушение,  воспитание  и  самовоспитание  в
специально-созданной  или  в  стихийно-об-
разовавшейся и даже неформальной группе
людей  с  целью  управления  внешними  при-
чинами криминогенной мотивации, ситуации
и  преступления.  Сюда  включаются  самые
разнообразные  направления  деятельности
сотрудников ВК.
В зависимости от объекта воздействия
выделяют:
а)  выявление  предкриминогенных  и
криминогенных ситуаций, возникающих при
исполнении наказаний и их учет, предупреж-
дение криминальных ситуаций и пресечение
деятельности криминогенных факторов;
б) регуляцию развития жизненной си-
туации,  формирующей,  прежде  всего,  кри-
минальный  жизненный  опыт  (развенчание
лидеров  и  авторитетов  преступного  мира;
обычаев  и  традиций  преступной  среды,  от-
крытие изнанки уголовной романтики, смыс-
ла человеческого существования);
в)  выявление  несовместимых  осуж-
денных  и  их  разобщение;  регуляцию  от-
рицательно-эмоциональных  воздействий,
возникающих  между  осужденными  и  со-
трудниками;  сплачивание  сотрудников  или
создание  педагогически-целесообразного
коллектива  колонии,  разобщение  группи-
ровок  осужденных  отрицательной  направ-
ленности;  поддержку  и  развитие  стихийно
возникающих  групп  («семей»)  осужденных
нейтральной и социально-позитивной ориен-
тации.  Создание  делового  микроклимата  в
уголовно-исполнительном  органе  с  эмоцио-
нально-положительным настроем [5].
Структуру  групповой  профилактики
преступлений  при  исполнении  наказаний  об-
разуют  субъекты,  типы,  направления,  методы
и  приемы  деятельности.  Субъекты  групповой
профилактики определяются в зависимости от
типа  ситуации,  действующей  при  исполнении
наказания. С группой, созданной из субъектов
конфликтных  криминогенных  ситуаций  в  уч-
реждении, при исполнении ограничения свобо-
ды должны работать, прежде всего, психологи.
Безусловно,  организационно-управ-
ленческие аспекты занимают важное место
в  профилактике  групповых  преступлений,
однако  ничто  не  может  заменить  индиви-
дуальную  работу  с  каждым  осужденным,
продуманное  целенаправленное  психолого-
педагогическое  воздействие  на  коллектив
осужденных, отдельные его группы.
Меры индивидуального предупреждения
в  ВК  направлены  на  профилактику  правона-
рушающего  поведения  конкретного  осужден-
ного.  Соответственно  данные  меры  должны
учитывать особенности личности осужденного,
индивидуальную специфику жизненных обсто-
ятельств.  Причем  в  местах  лишения  свободы
специально-криминологические  и  индивиду-
альные меры тесно переплетаются.
Необходимо  достаточно  подробно
остановиться  на  вопросах,  посвященных
предупредительной  деятельности  воспита-
теля (начальника отряда ВК). На протяжении
последних 10-15 лет развития пенитенциар-
ной  системы  ведущая  роль  в  индивидуаль-
но-воспитательной  работе  с  осужденными
отводилась  воспитательному  отделу  коло-
ний (начальнику отряда, психологу). Именно
начальник отряда является ключевой фигу-
рой, к которой в первую очередь обращают-
ся осужденные для решения своих проблем.
Нередко он обладает информацией, которая
может  способствовать  проведению  успеш-
ных  оперативно-режимных  мероприятий.
Начальник  отряда  реализует  следующие
основные  задачи:  перевоспитание  осуж-
денных,  обучение,  формирование  системы
ценностей и т.д. Совместно с психологом за-
нимается коррекцией личностных особенно-
стей, профилактикой конфликтов, регуляци-
ей межличностных отношений в коллективе
осужденных. В условиях пенитенциарной си-
стемы традиционно выделяются следующие
структурные  компоненты  психолого-педаго-
гической, воспитательной деятельности: ис-
следовательский,  конструктивный,  органи-
заторский, коммуникативный [6].
Исследовательский  компонент  свя-
зан  с  планомерным  поиском  необходимой
информации  и  кропотливым  анализом  как
своего, так и чужого опыта воспитательной
работы,  а  также  увеличением  собственных
знаний,  навыков,  умений.  Без  успешного
осуществления  этой  важнейшей  функции
невозможно достигнуть свободного, уверен-
ного и всестороннего владения информаци-
ей об осужденном, обеспечить оптимальное
воздействие на его личность.
Конструктивный  компонент  связан  с
планированием  воспитателем  своей  дея-
тельности и прогнозированием ее результа-
тов. Каждому новому рабочему дню, каждой
беседе  с  конкретным  осужденным  должна
предшествовать  тщательная  и  трудоемкая
подготовка.  Не  менее  тщательно  должны
быть  учтены  наиболее  вероятная  реакция
осужденных на педагогическое воздействие,
их  возможное  поведение.  Даже  первона-
чально  негативное  восприятие  начальника
отряда, демонстративное неприятие диалога
ни в коей мере не исключает возможности, а
порой и необходимости применения на фоне
четко спланированной системы воспитатель-
ных воздействий элементов импровизации.
Организаторский  компонент.  Началь-
ник  отряда  -  основной  организатор  вос-
питательного  процесса.  Его  напряженная
исследовательская  деятельность,  глубоко
продуманная  тактика,  учебно-педагогиче-
ские мероприятия оказываются лишенными
смысла, если воспитатель оптимально не ор-
ганизует психолого-педагогический процесс.
Коммуникативный компонент. Данный
аспект  психолого-педагогической  деятель-
ности  во  многом  определяет  ее  эффектив-
ность в целом. Основным его содержанием
является  установление  и  налаживание  вза-
имоотношений  начальника  отряда  с  осуж-
денными, их родственниками, руководством
колонии,  представителями  других  служб
и  отделов.  Коммуникативный  компонент
всегда  включен  в  исследовательскую,  кон-
структивную  и  организаторскую  деятель-
ность  юриста-воспитателя.  Характер  взаи-
модействия  начальника  отряда  со  всеми,  с
кем  он  связан  в  своей  профессиональной
деятельности,  самым  серьезным  образом
влияет на ее успешность. Таким образом, на
первый  план  выходят  механизмы  социаль-
ной  перцепции.  Начальник  отряда  должен
обладать  достаточным  уровнем  эмпатии  и
выраженными  способностями  к  рефлексии
для  более  эффективного  взаимодействия
как с осужденными, так и с коллегами. Уме-
ние  оценивать  свое  поведение  со  стороны,
прогнозировать  его  последствия,  строить
поведенческую  стратегию,  основываясь  не
только на логических доводах, но и на эмпа-
тийных  механизмах,  позволяет  более  гибко
вести  психолого-педагогический  процесс
с  учетом  индивидуально-психологических
особенностей каждого объекта влияния.
Основной акцент в своей работе вос-
питатель  делает  на  предупреждении  пре-
ступлений,  дезорганизующих  нормальную
деятельность  пенитенциарных  учреждений,
борьбе с криминальной субкультурой, орга-
низованными  преступными  группами.  Как
показывают  криминологические  исследова-
ния,  начальнику  отряда  необходимо  иметь
достоверную  информацию  об  уровне  соци-
ально-психологического  развития  осужден-
ных.  Отрицательно  настроенные  осужден-
ные,  лидеры  организованных  преступных
групп,  неформальные  лидеры  требуют  по-
вышенного внимания к его организаторской
деятельности.  Особенно  к  такому  аспекту,
как  контроль,  проверка,  организация  меж-
личностного  взаимодействия,  активное
сотрудничество  с  психологом,  врачом  ВК,
представителями оперативного отдела, кон-
такты  с  родственниками  и  общественными
организациями [7].
Успех деятельности воспитателя в пла-
не  предупреждения  конфликтных  ситуаций
среди осужденных во многом определяется
интенсивностью его собственной исследова-
тельской  работы,  умением  заинтересовать
осужденных в сотрудничестве с администра-
цией,  в  отказе  от  асоциальных  установок
тюремной  субкультуры,  ориентировать  на
условно-досрочное  освобождение,  адапти-
ровать к дальнейшей жизни и трудовой дея-
тельности вне стен учреждения [8].
Позитивная  персонификация  началь-
ника отряда в своих воспитанниках, переда-
ча им ценностных личностных качеств - не-
пременное  условие  достижения  не  только
дидактических,  но  и  важнейших  воспита-
тельных  целей,  связанных,  в  частности,  с
профилактикой  криминальной  активности
осужденных. Решая широкий круг вопросов,
воспитатель  не  должен  забывать  о  необхо-
димости  взаимодействия  с  коллегами  по
службе.  Социально-психологические  харак-
теристики  коллектива  сотрудников  колонии
(прежде  всего,  имеется  в  виду  аттестован-
ный  состав)  во  многом  определяются  тем,
как учитываются в организации его деятель-
ности  различные  специфические  особенно-
сти,  методы  взаимодействия,  коллегиаль-
ность. Сотрудники колонии могут выполнять
свои функции лишь в том случае, если они
представляют  собой  один  коллектив,  одну
команду  (сплоченность  как  условие  успеш-
ной  работы).  Молодой  и  неопытный  на-
чальник  отряда,  обладая  вышеуказанны-
ми  навыками,  работая  в  едином  спаянном
коллективе, может сделать больше в плане
перевоспитания  осужденных  и  профилак-
тики их преступных действий, чем опытный
сотрудник, методы которого не разделяются
коллективом  и  не  соответствуют  современ-
ным требованиям.
Между  начальниками  отрядов  и
осужденными  постоянно  происходит  об-
мен  результатами  деятельности,  возника-
ют  отношения  ответственной  зависимости;
успешность или неуспешность деятельности
начальника  отряда  сказывается  на  успеш-
ности или неуспешности деятельности осуж-
денного,  его  социальной  адаптации,  и,  на-
оборот,  активное  участие  в  общественной
жизни колонии является критерием эффек-
тивности труда воспитателя. Мощный пласт
предметных  отношений,  возникающий  в
процессе  работы  с  нарушителями  режима
содержания, обеспечивает согласованность
оценок осужденных со стороны воспитатель-
ного  отдела  колонии  и,  следовательно,  его
ценностно-ориентационное единство.
Погоня  за  высокими  показателями,
сокрытие  истинного  положения  вещей  раз-
рушает  сплоченность  служебного  коллек-
тива  сотрудников,  порождает  межличност-
ные  конфликты,  способствует  укреплению
двойной морали, иногда приводит к сделкам
между сотрудниками разных отделов и лиде-
рами  среди  осужденных,  готовыми  «испра-
вить»  неудовлетворительные  результаты  в
обмен на встречные «услуги».
Таким  образом,  реализация  целевых  и
социально-психологических  функций  руковод-
ства коллективом воспитателей как обязатель-
ное  условие  предполагает  выполнение  ряда
оперативных  функций  управления,  т.е.  осу-
ществления задач, возникающих на различных
стадиях  принятия  решения  и  его  воплощения
в жизнь. При этом, как правило, выделяют три
условно-самостоятельных  этапа  -  планирова-
ние (принятие) решения, инструктаж (передача
решения исполнителям), контроль за тем, как
это решение осуществляется.
В условиях реформирования пенитен-
циарной  системы  Российской  Федерации
руководство ФСИН обязывает своих сотруд-
ников принять необходимые меры по усиле-
нию борьбы с любыми негативными явлени-
ями в местах лишения свободы, с групповой
преступностью  несовершеннолетних,  по
повышению  всех  служб  и  подразделений  к
совместным  действиям  с  другими  правоох-
ранительными  органами,  общественными
организациями. Возрастание агрессивности
преступной  среды  в  ВК,  а  также  наличие
ряда  нерешенных  проблем  требуют  приня-
тия дополнительных мер для улучшения ука-
занного  взаимодействия.  Происшедшие  в
последние  годы  изменения  отечественного
законодательства вызывают необходимость
разработки  новой  концепции  взаимодей-
ствия  социальных  работников,  психологов
с  оперативными  службами,  органами  вну-
тренних дел, различными субъектами охра-
ны общественного порядка, религиозными и
правозащитными организациями. Она долж-
на  стать  основой  для  улучшения  норматив-
но-правовой  базы,  принятия  федеральных
и  региональных  программ  по  различным
направлениям  деятельности  Министерства
Юстиции  Российской  Федерации  (прежде
всего в ювенальной сфере).
Подводя  итог  сказанному  в  данной
статье, представляется возможным сформу-
лировать следующие выводы:
1) специально-криминологическая про-
филактика  групповых  преступлений  в  вос-
питательных  колониях  -  это  основанная  на
законах и урегулированная ведомственными
нормативными  актами  деятельность,  прово-
димая  уполномоченными  должностными  ли-
цами, заключающаяся в комплексном приме-
нении всех гласных и негласных сил, средств
и  методов  с  целью  выявления  и  устранения
причин  преступлений  и  условий,  им  способ-
ствующих,  установления  лиц,  от  которых
можно ожидать совершения преступлений, и
оказания на них воздействия для недопуще-
ния совершения ими новых преступлений;
2)  при  специальной  профилактике
групповых  преступлений  несовершеннолет-
них особое внимание уделяется нейтрализа-
ции причин и условий, которые способствуют
совершению  преступлений  в  воспитатель-
ных  колониях.  В  первую  очередь  это  недо-
статки  в  организации  режима  отбывания
наказания,  надзора  за  осужденными  под-
ростками, воспитательной работе, трудовом
использовании,  оперативно-разыскной  дея-
тельности и т.д.
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
Библиографический список:
1. Куликов В. Кулачная профилактика // Российская газета. 2010. 6 августа. С.6; Куликов
В. «А» и «Б» сидели… (интервью А. Реймера «РГ») // Российская газета. 2010. 25 августа. С.1,
6; Тангиев Б.Б. Предупреждение преступлений в учреждениях, исполняющих наказание в виде
лишения свободы: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С.3; Яшманов Б. Прокурор-
ское дело // Российская газета. 2010. 8 июля. С.6.
2.  Годунов  И.В.  Противодействие  организованной  преступности.  М.:  Высш.  шк.,  2003.
С.217; Криминология / Под. общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов- н/Д: Феникс, 2002. С.88-104; Мусае-
ва Л.А. Система противодействия криминальному групповому поведению // Уголовно-исполни-
тельная система: право, экономика, управление. 2004. №1. С.16-22.
3. Аванесов Г.А. и др. Криминология  и профилактика преступлений. Особенная часть:
Учеб. пособие. М., 1998. С.171; Ковалев О.Г. О задачах ведомственной науки по реформирова-
нию уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика,
управление.  2004.  №1.  С.26-28;  Старков  О.В.  Криминопенология.  М.:  Изд-во  Экзамен,  2004.
С.268-270.
4.  Максимов  В.А.  Применение  специальной  техники  в  деятельности  уголовно-исполни-
тельной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных происшествий. М.: Акаде-
мия МВД РФ, 1996. С.119.
5. Анисимов В.М., Рыбак М.С. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права:
Учеб.  пособие.  Саратов,  1998.  С.33-34;  Строева  Г.  Вопросы  нравственной  переориентации
осужденных // Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2003. №7. С.35-37.
6. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего осужденного /
Под ред. В.В. Гришина. М., 1987. С.117; Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.
М.: Просвещение, 1987. С.110; Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1995.
С.246-250.
7. Александров Ю., Фомин Д. Директор ФСИН России и Уполномоченный по правам че-
ловека посетили Можайскую ВК // Преступление и наказание. 2009. №10. С.5; Гасымов А. Ре-
формы в пенитенциарной системе Азербайджанской Республики // Закон и право. 2009. №10.
С.106-108.
8. Федотова  В.О. Формирование и правосознание как средство общей превенции пре-
ступности несовершеннолетних // Закон и право. 2009. №10. С.99-100.

















 

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 1233 | Теги: криминологическая профилактика, воспитательная колония, групповая преступность, Несовершеннолетние осужденные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь