Четверг, 08.12.2016, 10:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе

К.П.Никифорова

Организационно-педагогические условия управления спортивно- оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе

Актуальность исследования. Современное общество как психо - и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость — смертность» в масштабах страны невозможно.

Необходимо решение важной педагогической проблемы, связанной с определением эффективных подходов и механизмов их реализации по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью в детском школьном коллективе, по формированию здорового образа жизни. Именно в спортивно-оздоровительной деятельности можно формировать потребность в занятиях физкультурой и спортом, стремление к здоровому образу жизни, влиять на досуг.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия между:
- пониманием здоровья человека как целостной, многомерной системы и дискретной ее представленностью в научных разработках по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, преимущественно отражающих потенциалы медицины и физической культуры;
- признанием необходимости интеграции междисциплинарных учений, комплексного подхода в создании механизма управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе;
- пропагандируемой руководителями образовательных учреждений ценностью здоровья школьников и их собственной реальной моделью управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: как должно быть смоделировано образовательное пространство школы, какие должны быть реализованы оздоровительные направления, способствующие эффективному комплексному обеспечению сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе их обучения в общеобразовательной школе.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе на современном этапе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по управлению спортивно-оздоровительной деятельностью младших школьников в системе школы.

Предмет исследования: организационно - педагогическая деятельность по сохранению здоровья младших школьников.

Гипотеза исследования: управление спортивно-оздоровительной деятельностью в системе начального школьного образования может быть эффективно реализовано, если:
- на основе анализа тенденций и приоритетных направлений развития общеобразовательной школы выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании младших школьников в процессе обучения;
- с позиций целей и задач школы рассмотрены основные требования к содержанию и организации спортивно - оздоровительной деятельности в начальной школе;
- разработаны подходы к системе охраны здоровья младших школьников, а также эффективные программы физического развития школьников.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи сущности физического воспитания младших школьников, связанные со спортивно-оздоровительной и внеурочной деятельностью в школе.
2. Определить организационно-педагогические условия управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.
4. Определить возможность использования новых подходов к приобщению спортивно - оздоровительной деятельностью младших школьников в общеобразовательной школе.
5. Разработать модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

Экспериментальная работа проводилась на базе Национальной политехнической средней общеобразовательной школы № 2 г. Якутска.
(Количество обучающихся— 1780; 1-4 класс - 630; 5-9 класс — 936; 10-11класс - 310; педагогов — 78; родители начальных классов. Конечно, здоровьесбережение на уровне школы непременно включает и класс как организационную единицу процесса обучения.

Методологическую основу исследования составляет принцип системности, предполагающий рассмотрение процесса управления спортивно-оздоровительной деятельностью с точки зрения его целостных характеристик, рассматривающий объект нашего исследования в системе причинно - следственных отношений.

Исходными теоретическими положениями, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты, а также инструментом анализа и оценки рассматриваемого материала с точки зрения его роли в процессе управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о сущности личности, деятельностной природе воспитания и развития личности.

При этом мы опирались на работы К.А. Абульхановой - Славской, Ш. А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Н.М. Бердяева, И.В. Блауберга, JI.C. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна. В исследовании мы также опирались на фундаментальные психолого - педагогические теории и концепции: теорию физической культуры личности (В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, В.М.Выдрин, Л.И.Лубышева и др.); современные представления об интегративном содержании и тенденциях физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев); теорию формирования здорового образа жизни учащейся молодежи (Н.П.Абаскалова, В.М.Кабаева); теорию построения управляемого объекта и управляющей системы школы (В.Г.Афанасьев, Э.Г.Юдин и др.); теорию построения системы управления, оптимальной для конкретной разновидности школы в конкретных обстоятельствах ее существования и жизнедеятельности (Ю. К. Бабанский, В. С. Лазарев, М. М.Поташник); теорию организационно - управленческого проектирования и целевых программ развития (В.С.Лазарев, О.Е. Лебедев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков).

Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников;
- методы системно-структурного подхода;
- методы анализа и синтеза;
- методы моделирования и прогностики;
- методы наблюдения и изучения результатов деятельности. Этапы исследования:

На первом - поисково-теоретическом (2012 - 2013 гг.) - осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялись объект, предмет, научный аппарат и база исследования; обобщался полученный материал, разрабатывалась Программа управления спортивно-оздоровительной деятельностью в Национальной политехнической средней общеобразовательной школе № 2 г. Якутска.

На втором - опытно-экспериментальном (2013 - 2014гг.) - проводилась проверка гипотезы исследования; разрабатывалась модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.

На третьем - обобщающем (2014 - 2015 гг.) - проводилась систематизация и обработка результатов исследования, уточнялись и дополнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана модель управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, базирующаяся на совокупности выделенных принципов: личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, рассмотренные через ведущие направления спортивно-оздоровительной деятельности (гигиеническое, оздоровительно- рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально- прикладное и лечебное);
- определены организационно - педагогические условия реализации модели управления, представленные в виде требований к содержанию и организации    спортивно-оздоровительной    деятельности    в общеобразовательной школе;
- выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании младших школьников и родителей в процессе обучения; введение нормативов обеспеченности материально-технической базой и кадрами; оптимальное сочетание процессов вовлечения людей в практические занятия; и определены    функции    управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе;
- разработаны и апробированы программы оздоровления школьников и работы с родителями в процессе внеурочной спортивно-оздоровительной деятельностью.

При этом: выявлены особенности ценностно-мотивационного отношения школьников 7-10 лет к формированию собственного здоровья;
- разработан комплекс спортивно-оздоровительных и образовательно- воспитательных мероприятий для общеобразовательной школы по укреплению и сохранению здоровья как основного фактора формирования у учащихся мотивации к изменению привычного стиля жизни;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлена модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе, включающая совокупность принципов, механизмы и организационно-педагогические условия ее реализации.

Данные положения могут быть использованы в исследованиях, связанных с проблемами совершенствования профессиональной подготовки педагогов в системе общего образования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении существующих представлений о системе управления спортивно - оздоровительной деятельностью младших школьников, об организационных, содержательных, методических и технологических аспектах управления двигательной активностью учеников и родителей в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана и научно обоснована модель управления спортивно- оздоровительной деятельностью общеобразовательной школе, разработаны и апробированы программы оздоровления школьников в процессе занятий физической культурой, работы с родителями во внеурочной деятельности; а также установленный состав методик и условий педагогического сопровождения позволяют в условиях общеобразовательной школы существенно повысить эффективность процесса физического воспитания и образования как базы для приобретения навыков оздоровления и формирования основ здорового образа жизни у детей. Результаты могут быть использованы практическими работникам школы в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.

Важнейшим этапом этой работы является методологическое обоснование и методическое обеспечение оздоровительной работы в школе. Для реализации этого направления нами разработана системная модель управления    спортивно-оздоровительной    деятельностью    в
общеобразовательной школе (рис. 1)

Рис. 1 Модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе

Сокращения:
ФССЖ - физкультурно-спортивный стиль жизни; СОК - спортивно- оздоровительные компетенции; СОД - спортивно-оздоровительная деятельность; УВМ - учебно-воспитательный материал; ФСВ - физкультурно-спортивное взаимодействие.

Разработанная модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе базируется наряду с общеизвестными дидактическими принципами (научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.) на выделенной нами совокупности принципов, на которые опираемся при спортивно-оздоровительной работе со школьниками: личностно-ориентированный характер воспитательной и образовательной деятельности, гуманизация, общественно-государственное управление, многоуровневость. Реализация принципа гуманизации предполагает такое построение спортивно-оздоровительной деятельности, при котором, она наиболее полно бы отвечала интересам личности школьника.

Решение этого вопроса предполагает создание условий для развития валеологического, экологического, этического обучения и воспитания школьников. Так как эти темы рассматриваются в ходе общеобразовательного обучения, необходима интеграция программ по данным проблемам. Важным условием реализации принципа гуманизации служит необходимость формирования у школьников умений спортивно- оздоровительной деятельности. Учащийся должен четко представлять и реализовывать ближайшие и долговременные задачи, корректировать их в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Организационно-педагогические условия реализации системной модели эффективного управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе представлены нами в виде требований к содержанию и организации спортивно-оздоровительной деятельности в школе. Нами доказано, что эффективность системы спортивно- оздоровительной работы в общеобразовательной школе существенно повышается, если при ее организации обеспечить:
- разработку методологических приоритетов построения системы управления    спортивно-оздоровительной    деятельностью    в общеобразовательной школе;
- разработку конкретного комплекса организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень развитие физической культуры и спорта;
- управленческую координацию главных направлении работы общеобразовательной школы и общественных объединений в области физической культуры и спорта.

Моделирование организационно-педагогической деятельности спортивно- оздоровительной направленности в общеобразовательной школе может оказаться достаточно эффективным при соблюдении ряда условий:
1) создание специальной ситуации в школе будет основано на спортивно- оздоровительной мотивации участников процесса здоровьесбережения;
2) разработка организационно-методического обеспечения будет проводиться с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий и возможностей каждого элемента педагогической системы в сохранении здоровья;
3) будет осуществляться координация спортивно - оздоровительной деятельности валеолога, психолога, родителей, классного руководителя и других учителей;
4) будет проводиться просветительская работа среди участников спортивно-оздоровительного процесса, направленная на определение аспектов здоровьесбережения, отсутствующих в опыте членов команды;
5) будет проводиться мониторинг изменения здоровья ученика, мировоззрения родителей с помощью анкетирования, наблюдения, психологических и физиологических обследований. Более детально сущность и направления реализации организационно-педагогических условий представлена в таблице 1.

Таблица 1.
Структура организационно-педагогической деятельности посохранению здоровья учащихся в классе    

В организационно-педагогической деятельности на основе системного, деятельностного подходов можно выделить следующие компоненты: целевой, процедурный, координационный, рефлексивный.

Основные компоненты управления спортивно-оздоровительной деятельностью по сохранению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы представлены в таблице 2.

Таблица 2.
Основные компоненты управления спортивно-оздоровительной деятельностью в учебно-воспитательном процессе

Анализ мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа-№2 »г.Якутска позволил создать программу развития МОБУ «НПСОШ № 2» как «Школы здорового поколения».

Программа определяет основные цели, задачи и пути их реализации для воспитания здоровой, разносторонне развитой личности, способной сохранять и укреплять собственное здоровье, здоровье близких, а в будущем и нации и принимать активное, творческое участие в социальных преобразованиях общества. Программа предполагает посильное участие всех школьных коллективов, общественных организаций в создании здоровьесберегающего пространства ШКОЛЫ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В заключении подведены общие итоги исследования, которые позволяют констатировать, что гипотеза работы подтвердилась, цель достигнута, а задачи реализованы. Сформулированы основные выводы по работе и показаны перспективные направления исследования по данной тематике.

ВЫВОДЫ

1. Формирование знаний и умений физкультурно- оздоровительной деятельности является неотъемлемой составляющей физической подготовки школьников. Раскрыта сущность физического воспитания учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, по мнению Ж.К. Холодова, Д.В. Григорьева - это педагогический процесс, построенный на добровольных началах для вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и спортом, совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание морально - волевых качеств, а также для формирования умения и привычки самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и оздоровления, активного и культурного проведения досуга.

2. Нами разработаны методологические основы системы оздоровительной работы в школе; конкретный комплекс организационно - методических, пропагандистских и воспитательных мер в области физической культуры и спорта. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки; соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении; теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене, своем теле и др., тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.

3. Нами выделены следующие общие функции системы спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе: обучения, воспитания и управления педагогическим воздействием. Но наряду с общими функциями системы спортивно - оздоровительной деятельности: сообщение специальных знаний в области всестороннего физического развития личности школьника, формирование двигательных умений и навыков, воспитание осознанного отношения к физическому развитию, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности, развитие физических качеств - формирование убежденности в необходимости регулярных физических занятий. Формирование знаний о влиянии физкультурной деятельности на здоровье и о способах снизить это влияние считать важнейшей функцией спортивно-оздоровительной    деятельности    в общеобразовательной школе, которую мы выделяем.

4. Для реализации этого направления нами разработана системная модель управления спортивно - оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе. Механизмы реализации (функционально- организационная составляющая предложенной модели) осуществляются через ведущие направления (гигиеническое, оздоровительно-реактивное, общеподготовительное, спортивное, лечебное), содержание и формы (учебные занятия, самостоятельные занятия школьников физической культурой, спортом, туризмом; физические упражнения в режиме дня; занятия в физкультурно - спортивных клубах; группы здоровья, общей и специальной физической подготовки; спортивные секции) спортивно- оздоровительной деятельности. Эти направления, в той или иной степени, представленные в работе общеобразовательной школы, обеспечивают реализацию выделенной выше совокупности принципов спортивно- оздоровительной деятельности.
 

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.04.2016)
Просмотров: 321 | Теги: спортивно-оздоровительная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016