Суббота, 16.02.2019, 07:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бутыч Н.С.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются методолого-теоретические и прикладные основы организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, определен алгоритм деятельности по созданию адаптивной среды в Западно-Сибирском государственном колледже.

Ключевые слова: адаптивная среда, адаптивная физическая культура, инклюзивное образование, психофизическое состояние, студенты, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, профессиональные образовательные организации.

 

Актуальность работы. Современная парадигма образования, ориентированная, прежде всего, на личность многогранную, непрерывно развивающуюся, конкурентоспособную, подвергла переосмыслению не только подходы к обучению, но и место человека в обществе.
Особое внимание в сегодняшней системе образования, в том числе, и профессионального, отводится лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, должны иметь возможность быть включенными в общий процесс обучения и воспитания.

К тому же, тенденция к увеличению численности детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Значительное влияние на демографическую ситуацию в стране оказали такие факторы, как неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах, ухудшение здоровья населения, особенно женщин репродуктивного возраста, и как следствие, смена жизненных ориентаций и устоев общества.

Одним из наиболее действенных механизмов повышения социального статуса, защищенности молодых людей с особыми потребностями является получение ими полноценного профессионального образования, которое, безусловно, должно сопровождаться созданием в образовательном учреждении оптимальных материально-технических условий для обучения, адаптированных технологий, стиля общения и поведения с данной категорией обучающихся и др.

На наш взгляд, совершенствование учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования невозможно без построения адаптивной среды в колледже и использования средств адаптивной физической культуры.

Теоретические и прикладные основы инклюзивного образования детей освещаются в работах Н.В. Борисовой, Н.Н. Малофеева, С.А. Мироновой, Э.К. Наберушкиной, Е.А. Стребелевой, ВН. Селиверстова, С. Н. Прушинскош, ЛМ. Шипициной Е.Р. Ярской-Смирновой и др. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. Вопросам методики и организации адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья посвящены труды С.П. Евсеева, А.А. Потапчук, Л.Н. Шапковой.

В то же время проблемы, связанные с организацией обучения данной категории студентов в профессиональных образовательных учреждениях, с методологией построения адаптивной среды колледжа, не находят должного отражения в научных исследованиях.

Анализ состояния теории и практики инклюзивного образования позволил выделить следующие противоречия:

- между стремлением государства повысить уровень занятости людей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным обеспечением необходимых условий (пространственно-предметных, содержательно- технологических и социально-коммуникативных) для организации инклюзивного обучения в профессиональных образовательных организациях студентов данной категории;

- между необходимостью построения адаптивной среды в образовательном учреждении для успешного освоения профессии и с целью формирования психофизического здоровья обучающихся и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения в этой области;

- между необходимостью учета в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, образовательных, двигательных, психических особенностей личности, и слабой разработанностью для этого диагностического инструментария.

Таким образом, данные противоречия актуализируют проблему исследования, которая заключается в недостаточной разработанности методолого-теоретических и прикладных основ организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Цель работы: определить организационно-педагогические условия инклюзивного образования в колледже.

В ходе реализации цели работы нами определен алгоритм деятельности по созданию адаптивной среды в Западно-Сибирском государственном колледже:

1. Создание нового структурного подразделения - Центра адаптивных видов спорта (ЦАВС), направлениями работы которого являются:
- физкультурно-оздоровительное,
- спортивное,
- организационно-пропагандистское,
- организационно-методическое,
- гражданско-патриотическое.

2. Наделение ЦАВС полномочиями Центра тестирования ГТО среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

3. Оснащение ЦАВС тренажерными устройствами, спортивным инвентарем, программно-методическими материалами; определение мест тестирования норм ГТО.

4. Реализация комплекса диагностических методик (с использованием прибора «Психофизиолог»), определяющих уровень социальной, психологической, профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

5. Тестирование физической подготовленности в соответствии с ВФСК ГТО лиц с ОВЗ и инвалидностью.

6. Введение в эксплуатацию:
- кабинета психолога,
-конференц-зала для использования в работе по инклюзивному образованию,
- комнаты психологической разгрузки (в учебном корпусе и в общежитии).

7. Совершенствование конкурсного движения для обучающихся, в том числе, для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

8. Разработка методических рекомендаций по организации соревнований по адаптивным видам спорта в соответствии с нозологическими группами инвалидности.

9. Разработка модели адаптивной среды колледжа, способствующей эффективной реализации возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями и формированию у них здоровья и психофизической готовности в ходе профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что в период 2016-2017 учебного года на базе Западно¬Сибирского государственного колледжа был проведен первый региональный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Адаптивная физическая культура», победителем и призерами которого стали студенты колледжа. Также в образовательной организации сформирована мужская сурдлогическая команда по мини-футболу.

Таким образом, построение адаптивной среды колледжа в условиях инклюзивного образования будет успешным, если:

- положить в основу данного процесса реализацию условий, обеспечивающих максимальное включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения наравне со здоровыми детьми через культивирование ценностей инклюзивного образования, физической культуры и спорта; обеспечение доступности пространственно-предметного компонента; социального взаимодействия и информатизации среды;

- осуществить организацию учебного процесса с учетом психофизических особенностей обучающихся, а также их социального и двигательного опыта на основе диагностики свойств и качеств личности;

- разработать, теоретически и экспериментально обосновать модель адаптивной среды колледжа, способствующую эффективной реализации возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями и формированию у них здоровья и психофизической готовности в ходе профессиональной деятельности

Литература
1. Загвязинский В.И., Манжелей И.В. Возможно ли в России здоровьеформирующее образование? // Теория и практика физической культуры. -2015. -№ 11. - С. 94-96.
2. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 9-13.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2019)
Просмотров: 22 | Теги: Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь