Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ УЧЁТА СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ

А.А.Сапожников, М.А.Петрова
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ УЧЁТА СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ

Предлагается анализ организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания на основе изучения мотивационно-ценностных ориентаций и спортивного интереса студентов. Предложен ряд внеурочных форм, оказывающих влияние на мотивацию студентов к учебным занятиям. Оценка и уровень физической подготовленности позволят приобщить студентов к систематическим занятиям.

Ключевые слова: организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе, студенты разных факультетов, анкетирование, учебный, организационный и материально-технический блок.

 
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями и принципами педагогического процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности студентов как неотъемлемых характеристик здоровья [1; 4-6].

Одной из актуальных проблем современности является тенденция к снижению уровня здоровья населения, отсутствие у людей стремления к здоровому образу жизни, сознания его значимости для самореализации и продуктивной профессиональной деятельности [2; 3; 8]. Большинство современных студентов не понимают значимости занятий по физической культуре и спорту. Главным мотивом присутствия студента на учебном занятии остаётся получение зачёта: если в течение семестра студент не получит зачёт по физической культуре, его отчислят из университета. Поэтому актуальность проблемы состоит в исследовании мотивационно-ценностных интересов студентов для приобщения к физкультурным занятиям на основе изучения организационно-педагогических форм.

Гипотезой для начала исследования послужило предположение о том, что изучение различных организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания позволит мотивировать студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в течение всего обучения в вузе.

Цель исследования — исследовать организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе.

Объект исследования — учебно-педагогический процесс физического воспитания в вузе.

Предмет исследования — организационно- педагогические формы занятий по физической культуре.

Результаты исследования. В течение марта-апреля 2015 г. были опрошены 100 студентов Российского государственного социального университета в возрасте 18-22 лет. Для исследования были выбраны 50 девушек и 50 юношей четырёх факультетов.

В результате опроса установлено, что 50 % студентов считают занятия по физической культуре необходимым элементом здоровой культуры студента, 33 % — совокупностью культуры здоровья и получения зачёта и только 17 % опрошенных воспринимают занятия физической культурой как способ получения зачёта.

Также была оценена разница между социальной значимостью культуры здоровья и способом получения зачёта по физической культуре. Она составила 33 %, а между показателями здоровой культурой студента и совокупностью здоровья и зачёта разница достигла 60 %.

В ходе исследования организационно-педагогических форм проведения учебных занятий 20 % студентов выступили за внедрение формы лекционных занятий, а 80 % — за практическую форму учебных занятий по физической культуре.

Залог повышения качества и популярности учебных занятий по физической культуре, по мнению 77 % студентов, составляет материально-техническая база, 12 % отметили в этом возможность у студентов выбора вида спорта, 11 % студентов считают важным повысить качество преподавания физкультуры в вузе. Aнализ студенческих предпочтений в физической активности выявил, что 33 % студентов хотят заниматься в клубах по спортивным интересам, 26 % склоняются к самостоятельным занятиям, 21 % предпочитают занятия физкультурой, 17 % — за активный отдых. Лишь 3 % опрошенных выступают за создание секционных спортивных секций на учебных занятиях по физической культуре.

Результаты исследования показывают, что социальной значимостью учебных занятий физической культурой для студентов является взаимосвязь между культурой здоровья студента и способом получения зачёта.

Aнализ учебно-педагогического процесса физического воспитания в вузе показал, что существующее качество преподавания и отсутствие выбора вида спорта снижают мотивацию студентов к регулярным учебным занятиям физической культурой.

При изучении организационно-педагогических форм физического воспитания на учебных занятиях выявлено, что 80 % студентов посещают занятия по физической культуре [9]. Существующая форма учебных занятий «Физическая культура» вполне приемлема и допустима для современных студентов Российского государственного социального университета. В дополнении к учебным занятиям по физической культуре необходимо учитывать исследуемые организационно-педагогические формы на основе спортивных интересов, внедряя активный отдых и самостоятельные занятия [7].

Список литературы

1. Aфанасенко, Е. Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы : ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Э. Aфанасенко. - М. : РГСУ, 2006. - 24 с.
2. Баль, Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л. В. Баль, С. В. Барканов. - М. : Инфра-М, 2007. - 156 с.
3. Виноградов, П. A. Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» — долгую жизнь / П. A. Виноградов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 8. - С. 12-15.
4. Виноградов, П. A. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. A. Виноградов. - М. : Инфра-М, 2010. - 340 с.
5. Ерёмин, М. В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М. В. Ерёмин, В. Ю. Карпов, A. С. Махов // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-62.
6. Карпов, В. Ю. Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков / В. Ю. Карпов, М. В. Ерёмин, A. В. Добежин, Г. A. Aбрамишвили // Изв. Сочин. гос. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 90-97.
7. Махов, A. С. Спортивный клуб в сельской школе : монография / A. С. Махов, М. A. Правдов, A. A. Aнтонов. - Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ 2014. - 222 с.
8. Правдов, М. A. Модель открытого физкультур- но-образовательного пространства педагогического вуза : учеб. пособие / М. A. Правдов, A. С. Махов, О. Н. Степанова, Д. М. Правдов, A. В. Корнев и др. - Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ, 2013. - 124 с.
9. Петрова, М. A. Характерные черты полоролевых качеств у игроков высокой квалификации в гандболе / М. A. Петрова, Д. В. Федчук. - М. : Aкад. имиджелогии, 2015.

Для цитирования: Сапожников, A. A. Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов / A. A. Сапожников, М. A. Петрова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С.106-108.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.10.2017)
Просмотров: 21 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь