Вторник, 18.06.2019, 15:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Д.Н.СИДОРЕНКО

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Экспертно-криминалистическая деятельность, экспертно-криминалистические подразделения, организационно- методическое обеспечение, концепция развития, органы внутренних дел.

В статье рассматривается организационно-методическое обеспечение экспертно- криминалистической деятельности с точки зрения осуществления управленческих функций руководителя экспертно-криминалистического подразделения. Раскрываются системные позиции организационно-методической деятельности, определяются ее цели, задачи. Делается вывод о том, что полная и последовательная реализация всех этапов (элементов) этой деятельности является условием эффективности проводимых мероприятий. В целях толкования таких элементов автор рассматривает значение каждого из них.

 

В социальной сфере изменение внешних условий функционирования какой-либо системы, как правило, вызывает ее усложнение, и в результате ее управляющая подсистема становится более сложной (образовываются новые структуры, подразделения и т.п.). Так, необходимость применения специальных познаний в области криминалистики в ходе проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, использования современных достижений науки и техники для формирования надежной доказательственной базы при раскрытии и расследовании преступлений [6, с. 116] обусловила возникновение в системе МВД экспертно-криминалистических подразделений (далее - ЭКП), для которых функциональной задачей стало осуществление экспертно-криминалистической деятельности (далее - ЭКД) в органах внутренних дел (далее - ОВД) [8, с. 8]. В соответствии с таким функционально-структурным построением ОВД возникла необходимость управления и организационно-методического обеспечения (далее - ОМО) ЭКП: в экспертно-криминалистических центрах появились подразделения ОМО ЭКД ОВД, основной функцией которых является создание необходимых условий для должного выполнения сотрудниками ЭКП своих обязанностей, выражающихся в эффективном применении экспертно-криминалистических средств и методов (далее - ЭКСМ). Организационно-методическая деятельность (далее - ОМД) является составной частью осуществления управленческих функций руководителя ЭКП и необходимым условием эффективной работы ЭКП [2, с. 3]. Соответственно, основным субъектом ОМД является руководитель ЭКП, который делегирует часть своих полномочий в части, касающейся ОМД, сотрудникам организационно-методических подразделений. В ходе осуществления организационно- методической деятельности решаются задачи по проведению мероприятий, направленных на качественное выполнение ЭКД, а также по определению способов и методов их реализации.

Как и любая другая деятельность, ОМД подразумевает под собой систему взаимосвязанных и обусловленных друг другом элементов, которые составляют основное содержание ее стадий, действий, мероприятий. К ним относятся: целеполагание; анализ деятельности (информационно-аналитическая работа); выработка и изучение решений; планирование мероприятий; определение исполнителей; инструктаж и обучение исполнителей; обеспечение деятельности исполнителей; взаимодействие, контроль, оценка и корригирование; подведение итогов [3, с. 6]. Полная и последовательная реализация всех этапов (элементов) ОМД является условием эффективности проводимых мероприятий. В целях единообразного толкования элементов целесообразно рассмотреть значение каждого из них.

Под целеполаганием понимают желаемый конечный результат, достигаемый в результате осуществления ОМД, смысл которого закладывается в нормативных актах (приказах), управленческих решениях (решениях коллегий, совещаний), в результатах анализа служебной деятельности (справах о результатах проверок и т.п.).

На этапе анализа деятельности ЭКП происходит сбор и изучение информации, поступающей из структурных экспертных подразделений, о состоянии ЭКД. На стадии сбора поступаюшая информация проверяется, оценивается и для наглядности, объективности, быстрого и точного использования собранных сведений группируется. При обработке информации материалы изучаются по направлениям определенных видов деятельности ЭКП (линиям, отраслям, зонам), конкретным периодам применения ЭКСМ. Результатом информационно-аналитической работы является формирование и оформление выводов, заключающихся в оценке достоверности и значимости данных, полученных в ходе анализа, а также в их оформлении по установленной форме, включая приложения к ним (справки, таблицы, диаграммы и т.д.). Эта работа должна отражать: уровень эффективности осуществления ЭКД; выявленные недостатки и анализ их причин; предложения по улучшению применения ЭКМС. Конечная цель анализа заключается в подготовке проекта управленческого решения по эффективному осуществлению ЭКД.

На стадии принятия решения от руководителя и сотрудников, обеспечивающих ОМО ЭКД, требуется проявление компетентности и высокой специальной подготовки [4, с. 35], так как на данном этапе ОМД определяются мероприятия, сроки, средства, пути и методы их выполнения, круг исполнителей, формы взаимодействия ЭКП с другими службами и подразделениями, конечный результат, а также критерии его оценки. Результаты информационно-аналитической работы оформляются нормативным актом, распоряжением, указанием, решением (коллегии, совещания) и т.п. Принятое решение должно быть доведено до заинтересованных (задействованных в его реализации) лиц.

Для более полного, качественного и своевременного исполнения решения, направленного на повышение эффективности осуществления ЭКД, исполнителям необходимо провести всестороннее изучение решения, то есть понять цели, задачи и основания вынесенного решения, оценить силы, средства и методы осуществления решения, уяснить критерии оценки конечного результата. Всестороннее изучение решения должно обеспечить его точное понимание, детализацию задач и их исполнение, способствовать разработке плана эффективной реализации решения.

Планирование осуществляется в целях определения конкретных действий, направленных на исполнение управленческого решения, при этом учитывается: рациональное распределение и координация сил; предмет и объект управленческого воздействия; формы, методы, сроки исполнения; способы и виды контроля; круг ответственных лиц. Таким образом, планирование является организационной основой исполнения решения.

Важным этапом исполнения решения является определение лиц, ответственных за исполнение конкретных мероприятий (действий). Дополнительной гарантией качественного и своевременного исполнения решения выступает согласование мероприятий с непосредственными исполнителями. Подбор исполнителей осуществляться, как правило, в процессе планирования и должен учитывать компетентность исполнителя [1, с. 23], его профессиональную подготовку, личностные качества, уровень функциональной нагрузки и т.д.

В целях правильного понимания поставленных в решении задач целесообразно проведение с исполнителями инструктажей, в ходе которых уточняются важные для конечного результата, ключевые пункты, то есть определяются обязанности исполнителей, устанавливаются способы координации действий и взаимодействия, разъясняются права, указываются существующие возможности, выбираются оптимальные формы, методы исполнения. Подробное разъяснение задач на инструктаже является способом ориентирования исполнителей на выполнение решения в сложившихся условиях, на основе полученных сведений и способствует пониманию подхода руководителя к путям реализации управленческого решения. В случаях, когда ситуация по исполнению решения отличается от обычных условий (например, издание правового акта, который по-новому регламентирует осуществление ЭКД) или требует от сотрудников специальной подготовки, возникает необходимость в обеспечении профессиональной подготовки сотрудников, которая будет соответствовать поставленным перед ЭКП задачам.

Организация непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ЭКП является необходимой составляющей частью организационно-методической деятельности, а соответственно, и руководства ЭКП, так как позволяет учесть достижения науки и внести корректировки в особенности применения ЭКСМ, что, в свою очередь, должно повысить эффективность осуществления ЭКД.

Одной из основных гарантий выполнения решения является обеспечение деятельности исполнителей (поддержка исполнения), включающее в себя нормативно-правовую, организационную, кадровую, информационную и материально-техническую части. Нормативно-правовая составляющая заключается в предоставлении дополнительных прав и полномочий исполнителям по направлению их деятельности в целях полного, качественного и своевременного исполнения решения. Организационная включает в себя подготовку планов, программ действий, обеспечение координации деятельности ЭКП и их взаимодействия с другими службами, разработку критериев оценки конечных результатов, мотивов и форм стимулирования сотрудников. Кадровая составляющая служит для формирования количественного и (или) качественного (обеспечение специалистами ЭКП соответствующего решаемым задачам профиля) состава группы исполнителей. Информационная часть поддержки исполнения решения подразумевает возможность предоставления доступа к информационным материалам, банкам данных и т.п., а материально-техническая заключается в обеспечении помещениями, необходимым оборудованием, специальной техникой, транспортом, связью и пр.

Качественное и своевременное исполнение решения, как правило, невозможно без организации взаимодействия сотрудников и подразделений. В процессе организации взаимодействия устанавливаются совместно решаемые (осуществляемые) задачи, цели и функции, определяются методы и средства достижения целей, порядок обмена информацией, формы и способы контроля, учета и оценки результатов совместной работы.

Контроль и оценка как стадии осуществления организационно-методического руководства ЭКП способствуют строгому исполнению мероприятий, направленных на выполнение управленческого решения, и заключаются в фиксации и определении деятельности всех исполнителей, а также изменений конкретной ситуации в соответствии с принятым решением. Если в результате контроля выявлены отклонения от намеченных планов, то необходимо выработать мероприятия по их корректировке, направленные на устранение недостатков (корригирование управленческого решения).

В процессе корригирования в реализуемое решение вносятся изменения, поправки, уточнения [7, с. 71]. Корректировка ранее принятого решения обусловлена несколькими факторами:

- выработка первоначального решения осуществляется в условиях неопределенности (недостоверность анализируемой информации, ее искажение, неполнота предоставляемых сведений) и носит вероятностный характер;

- при выработке решения в ряде случаев невозможно учесть все факторы, влияющие на конечный результат;

- процесс исполнения решения не носит одномоментный характер, то есть протекает определенное время, за которое может произойти изменение условий исполнения решения;

- не исключен субъективный фактор (ошибки подбора и действий исполнителей).

Возникновение одного или нескольких из перечисленных факторов обуславливает необходимость корректировки принятого управленческого решения.

Заключительным этапом всего процесса организации исполнения управленческого решения является подведение итогов исполнения, которое выражается в фиксации проведенных мероприятий (действий), сопоставлении конечных результатов с поставленными целями, выявлении уровня их соответствия. Подведение итогов имеет две цели, заключающиеся в оценке как общего итога работы, так и деятельности отдельных исполнителей, а также в проведении разбора допущенных ошибок в ходе исполнения управленческого решения и анализа их причин. Подведение итогов может осуществляться:

- на совещаниях (общих, руководителей, совместно с сотрудниками подразделений, ответственных за организацию исполнения решения);

- путем доведения до исполнителей резолюции и оценки исполненного решения вышестоящим субъектом управления;

- путем подготовки и опубликования материалов обсуждения итогов выполнения решения (обзоры, справки и т.п.).

В различных ситуациях состав ОМД ЭКП может подвергаться корректировке. Так, при исполнении важных решений (приказ МВД России, решение коллегии и т.п.) реализуется наиболее полная система ОМД, а при исполнении типовых задач, решаемых в рамках повседневной работы, ОМД может осуществляться в сокращенной форме (например, без фиксации стадий целеполагания, принятия решения, обучения исполнителей и т.д.). Это объясняется тем, что часть стадий «заложена» в нормативные акты, инструкции, функциональные обязанности сотрудников, методические рекомендации или правила, сложившиеся на практике.

При этом следует отметить, что контроль, оценка и корригирование исполнения решения относятся к числу необходимых элементов ОМД и осуществляются в процессе реализации задач зональной работы, являющейся одной из важнейших организационных форм повышения эффективности ЭКД и выражающейся в виде проведения инспектирования, проверок (как ЭКД в целом, так и отдельных направлений), оказания практической и методической помощи. Исключение данных элементов из процесса ОМД или ослабление внимания к ним может повлечь негативные последствия, оказывающие влияние на процесс руководства ЭКП. Реализация указанных элементов должна быть непрерывной, чтобы гарантировать точное исполнение предусмотренных мер в ходе их осуществления, своевременное оказание помощи исполнителям.

Следует согласиться с мнением некоторых авторов о том, что ОМД ЭКП - это цикличный, стабильный по времени, структуре и содержанию процесс, имеющий постоянные цели и задачи. Во всех случаях она должна базироваться на знании и учете роли, значения, содержания любого элемента процесса управления [3, с. 14].

Именно по данной причине Концепцией развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы) [5] определено, что повышение эффективности управления ЭКП и организации ЭКД в системе МВД России, а также совершенствование научно-правовой основы функционирования ЭКП и разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организационное и научно-методическое обеспечение ЭКД в системе МВД России, являются основными задачами, решение которых необходимо для повышения эффективности деятельности ЭКП в области организации и осуществления экспертно-криминалисти- ческого сопровождения мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений. ¦

 
Библиографический список:

1. Дронова О.Б. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений в сфере производства, хранения и сбыта товаров, не соответствующих установленным требованиям: Монография / Под научн. ред. Б.П. Смагоринского. М: Юрлитинформ, 2017. 87 с.
2. Иванов В.А., Кулагин Н.И. Основы управления экспертными подразделениями органов внутренних дел: Учеб. пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1986. 40 с.
3. Ланцов А.И., Рябов С.А., Снетков В. А. Организационно-методические подразделения ЭКУ-ЭКО МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ): Методические рекомендации / Под ред. В.А. Снеткова. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003. 32 с.
4. Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. Н.В. Бугеля СПб: СПбУ МВД России, 2009. 239 с.
5. Приказ МВД России от 24.11.2016 № 758 «Об утверждении Концепции развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы)» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Ткач В.Ю. Реформирование системы судебно-экспертных учреждений на примере Республики Беларусь // Судебная экспертиза. 2015. № 1. С. 114-122.
7. Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в ОВД: Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1997. 126 с.
8. Юрченко П.В., Шмонин А.В. Совершенствование организационно-правового обеспечения экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России // Судебная экспертиза. 2015. № 1. С. 7-15.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (23.05.2019)
Просмотров: 49 | Теги: ОМД, ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь