Пятница, 14.12.2018, 00:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Организационно-методические основы проведения занятий оздоровительной аэробикой с девушками 15-17 лет

Мартынова А. С., Мугаллимова Н. Н.

Организационно-методические основы проведения занятий оздоровительной аэробикой с девушками 15-17 лет

Аннотация. В статье авторами сформулированы организационно-методические основы проведения занятий оздоровительной аэробикой с девушками старшего школьного возраста. Приводятся экспериментальные данные, обосновывающие эффективность разработанных организационно-методических основ проведения занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики с девушками 15-17 лет.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, девушки старшего школьного возраста, организационно-методические основы.

 

Актуальность исследования. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что отношение учащейся молодежи к систематическим занятиям физической культурой носит поверхностно-формальный характер. В спортивные секции по месту учебы вовлечены 30% учащейся молодежи, в коммерческие группы — 45%. Среди опрошенных девушек хотят заниматься физической культурой только 25% [1, 5, 6].

Физическое воспитание школьников, во-первых, должно обеспечивать высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной учебной деятельности, в целях повышения учебно-трудовой активности, сохранения и укрепления здоровья. Во-вторых, приобщать школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями. В-третьих, содействовать развитию социальной активности, оказывать влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности школьника. Одним из наиболее популярных и доступных средств физического воспитания школьниц являются физические упражнения, применяемые на занятиях оздоровительной аэробикой [2, 3, 4].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между низким уровнем здоровья девушек 15-17 лет и необходимостью их приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями, с одной стороны, и недостаточной разработанностью организационно-методических основ проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики, с другой.

Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы организационно-методические основы проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста, позволяющие повысить уровень физической подготовленности и функциональных возможностей организма?

Цель исследования: совершенствование организационно-методических основ проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
1. Теоретически исследовать проблему организации и проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики.
2. Разработать организационно-методические основы проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанных организационно-методических основ.

Нами были сформулированы организационно-методические основы проведения занятия различными видами оздоровительной аэробики с девушками старшего школьного возраста:

1) построение программы занятий различными видами оздоровительной аэробики должно подчиняться определенному алгоритму действий. Этот алгоритм состоит из нескольких блоков: А — тестирование (физическая подготовленность, физическое развитие, функциональное и психоэмоциональное состояние); В — выбор стратегии занятия (учет медико-биологических, физиологических, анатомических особенностей занимающихся); С — выбор методики занятий (принципы, средства, методы, формы); D — достижение условного оптимума физического состояния занимающихся.
2) безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения;
3) новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;
4) необходимо технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;
5) использование урочной формы проведения занятия, состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей;
6) учитывать особенностей построения подготовительной, основной и заключительной частей урока;
7) структура занятия по оздоровительной аэробике должна состоять из следующих разделов: разминка, аэробная часть, «заминка», партерные упражнения, заключительная заминка;
8) при проведении занятий использовать разнообразные методы: музыкальной интерпретации, усложнений, сходства, блоков и «калифорнийский стиль»;
9) используя программы аэробики на секционных занятиях для укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и работоспособности школьниц, следует применять комплекс упражнений преимущественно умеренной мощности. ЧСС в аэробной зоне не должна превышать 160 уд/мин.;
10) организация тренировочного процесса, построенного на чередовании различных видов оздоровительной аэробики, характеризуется следующим:
 чередование занятий танцевальной аэробикой (фанк-, слим-шейп, джаз-, латина) и занятий степ- аэробикой;
11) использованием упражнений из фитбола, слайда, калланетики как дополнительных средств развития двигательных качеств.
 в разных частях занятия решать задачи по развитию различных физических качеств (таб. 1);
12) для повышения работоспособности сердечнососудистой системы должна использоваться концепция прогрессирующей перегрузки;
13) для регулирования нагрузки в аэробной части занятия для девушек 15-17 лет необходимо использовать методический прием — «продолжительный тренинг»;
14) при подборе средств и методов занятий оздоровительной аэробикой необходимо учитывать анато- мо-физиологические и психологические особенности женского организма;
15) при организации и проведении занятий оздоровительной аэробикой применять различные способы управления нагрузкой в аэробной части занятия;
16) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента;
17) для индивидуализации нагрузки необходимо определение уровня физического развития и физической подготовленности, показателей функциональных возможностей организма и психоэмоционального состояния.

Таблица 1.
Задачи, решаемые в ходе занятия оздоровительной аэробикой

Положительное влияние методики проведения занятий оздоровительной аэробикой с учетом разработанных организационно-методических основ на физическое развитие, физическую подготовленность, функциональное и психоэмоциональное состояние девушек старшего школьного возраста подтверждается:
- более интенсивным уменьшением массы тела у девушек, занимающихся по комплексной программе на 9,5%;
- снижением показателей частоты сердечных сокращений в покое с 64,3±6,8 до 57,9±4,4 уд/мин. Время восстановления ЧСС после нагрузки в ЭГ достигло средних значений и рассматривается как «хорошее», в КГ время восстановления после нагрузки находится на удовлетворительном уровне;
- по индексу Руфье-Диксона показатели скорости восстановительных процессов как характеристики общей физической работоспособности достигли среднего уровня;
- улучшилась работа дыхательной системы, что подтверждается повышением времени задержки дыхания на выдохе и вдохе;
- жизненная емкость легких к концу эксперимента достигла 3,1 л, что соответствует среднему уровню для данной возрастной категории;
- увеличилось время удержания ног на 50,5%, количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа увеличилось на 33,54%, Прирост результатов в тесте «Наклон туловища вперед», отражающего эластичность подколенных связок, составил 35,87%, уровень общей выносливости по тесту К. Купера в конце эксперимента оценивался как «превосходный» [3];
- к концу эксперимента самочувствие и активность улучшились.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования.— 2015. — № 2. Ч.21.— С.4750-4754.
2. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.11.— С.2450-2454.
3. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
4. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. Ч.23. — С.5178- 5182.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.11.2018)
Просмотров: 14 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь