Воскресенье, 04.12.2016, 11:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Организационно-методические аспекты уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Г.А.Константинов, А.П.Аргунова

Организационно-методические аспекты уроков физической культуры с учащимися школьного возраста в малокомплектной школе

Сельская малокомплектная школа является одним из основных компонентов образовательного пространства России. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но попытки существенно улучшить качество образования в малочисленной школе не привели пока к эффективному результату.

В нашей республике более 80 процентов школ являются сельскими, при этом учитывая демографическую ситуацию, большинство из них малокомплектные, в силу малого количества учащихся. Поэтому, учет специфических особенностей сельских школ, сложившихся традиций обучения и воспитания, уклада жизни, технической оснащенности, региональных и природных условий, от которых существенно зависит процесс физического воспитания, уровень физической подготовленности учащихся, является одним из основополагающих.

В данном исследовании мы предлагаем рассмотреть организационно-методические аспекты уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе, которые могут стать одним из путей решения этой проблемы.

Цель исследования: выявление организационно-методических аспектов урока физической культуры в сельской малокомплектной школе.

Объект исследования: урок физической культуры в сельской малокомплектной школе.

Предмет исследования: организационно-методические аспекты урока физической культуры в сельской малокомплектной школе.

Задачи:
1. раскрыть организационно-методические аспекты
2. провести сравнительный анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе и малокомплектной школе.
3. выявить изменения, происходящие на уроке физической культуры, способствующие эффективной физкультурной деятельности учащихся с учетом организационно-методических особенностей.

Гипотеза основана на предположении о том, что уроки физической культуры в сельской малокомплектной школе будут более эффективными в организационно-методическом плане, если будут учтены:
¦ индивидуально-возрастные особенности учащихся;
¦ рациональное использование средств, методов, форм проведения; ¦ педагогическое опыт (мастерство) учителя физической культуры.

База исследования: МБОУ «Соттинская средняя общеобразовательная школа» МР «Усть-Алданский улус (район)» и МБОУ«Онерская СОШ» Усть-Алданского улуса РС (Я).

Для проверки гипотезы и решения задач исследования мы использовали разнообразные методы: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анализ практических уроков, беседа, обобщение передового педагогического опыта, сравнение, обобщение полученных данных.

Мы использовали схему педагогического анализа уроков с целью выявления организационно-методических аспектов и особенностей.

С целью обобщения передового педагогического опыта мы изучили опыт ведущих учителей УстьАлданского улуса:
МБОУ «Онерская СОШ № 1», учитель физической культуры Ушницкий Андрей Андреевич, педстаж 35 лет.
МБОУ «Соттинская СОШ», учитель физической культуры Сокольникова Елена Васильевна, педстаж 17 лет.

Таким образом, проведенное исследование с целью выявления организационно-методических аспектов урока физической культуры в сельской малокомплектной школе позволило сделать следующие выводы:

1. Сельская малокомплектная школа является одним из основных компонентов образовательного пространства России. В силу специфики социально-культурных сложившихся традиций обучения и воспитания, уклада жизни, от которых существенно зависит процесс физического воспитания, уровень физической подготовленности учащихся, сельская школа является актуальным и интересным для изучения объектом.

2. Среди основных организационно-методических аспектов урока физической культуры в малокомплектной сельской школе можно выделить:
• Учет индивидуально-возрастных особенностей учащихся
• Объединение одной темой программного содержания
• Применение поточного метода выполнения упражнений
• Использование принципа «разновозрастного обучения»
• Учет сложности и дозировки упражнений
• Заблаговременая подготовка материально-технической базы, спортивного инвентаря

3. Сравнительный анализ уроков и педагогическое наблюдение выявило, что проводить урок сложнее в малокомплектной школе, чем в общеобразовательной, в силу слабой оснащенности материальной базы и отсутствия спортивного инвентаря, разновозрастного и малого контингента учащихся, одновременного решения общих и частных задач урока и др. К положительным сторонам можно отнести: полноту учебного контроля,индивидуализацию обучения, помощь и показ старшими ребятами, доброжелательная обстановка и т.д. Среди отрицательных - меньшую плотность урока, неоднородность нагрузки на учащихся, нехватку инвентаря, разный возраст учащихся, неизбежный контроль и т.д.

Поскольку отдельной программы физического воспитания в малокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательного процесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяются в каждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся. Исходя из этого, что бы провести урок физической культуры нужно подобрать более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания.

4. Неоценимый вклад в физическом воспитании учащихся сельских школ вносит учитель физической культуры. Личность учителя сельской школы многранна, что мы выявили при изучении и обобщении педагогического опыта учителей физической культуры. Использование разнообразных форм физического воспитания, урочной и внеурочной деятельности способствуют повышению интереса и мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Педагогическое мастерство, творческий подход, способность к саморазвитию и самосовершенствованию являются прочным фундаментом качественных и эффективных уроков физической культуры.

Значение физкультуры в воспитании личности огромно. Чтобы его описать, для этого необходимо много страниц и времени. Проблема организации образовательной деятельности в условиях дефицита кадровых, ресурсных источников сельского социума, модернизации и перестройки процессов обучения и воспитания остаются предметом дальнейших исследований.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 52 | Теги: малокомплектная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016