Среда, 22.01.2020, 12:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ТРЕБОВА

Яковлев А. Н., Глушенко Н. А., Бартош О. В., Храмова А. И., Бартош А. А., Украинская Ю. Н.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РАЗВИТИЕ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследований, отражающие процессы глобализации, интернационализации и либерального характера рынка образовательных услуг в последнее десятилетие, которые оказали влияние на общество, вступающее в полосу радикальных реформ, что требует от системы образования более гибкого и опережающего реагирования на изменения в рыночно-ориентированной экономике в зависимости от влияния кризисных явлений. В аспекте интеграции образования на постсоветском пространстве сложились условия, при которых необходимо найти эффективные формы взаимодействия, направленные на решение организационно-экономических проблем. В данном случае авторы полагают, что физкультурно-спортивная деятельность, осуществляемая на постсоветском пространстве (Россия и Беларусь), характеризуется общим вектором развития. Выявлены постоянные и переменные детерминанты специальностей.

Ключевые слова: интеграция, образование, рынок, модель, учебные заведения, физкультурно-спортивная деятельность, педагогический процесс, физическое воспитание.

 

Введение. Дискуссионность проблематики образовательных услуг подтверждается недостаточной разработанностью концептуальных и методологических подходов, отражающих научно-практическую и народнохозяйственную значимость системы образования в условиях интеграции России и Беларуси, и региональными особенностями. В ходе «модных» тенденций оптимизации образовательных учреждений активизировались сделки со слиянием (поглощением), произошли сокращения и укрупнения вузов (федеральных и региональных). В ходе такой интеграции происходит пересмотр сложившихся структур, формируются более сложные в организационно-управленческом аспекте мультиструктурные образовательные организации [1].

Сегментирование позволяет определить пользующиеся спросом у потребителей новые внепрограммные виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые должны направить работу преподавателя к переориентированию планирования, организации и предоставлению услуг оздоровительной и спортивной направленности.

В условиях «борьбы» за абитуриента и получения доходов, ограниченного финансирования становится проблемой подготовка высококвалифицированных трудовых ресурсов с сохранением прежней инфраструктуры и финансовых ресурсов. Конкуренция диктует изменение подходов к образовательным программам и сервисным услугам оздоровительной и спортивной направленности.

Такое направление деятельности продиктовано стратегией образовательного учреждения, направленной на удовлетворение потребностей нового спортивного рынка и своих «притязаний» [3].

Однако отсутствует научно-обоснованная адаптированная к действительности единая система показателей качества деятельности высшей школы, в которой отражены образовательные и сервисные услуги оздоровительной и спортивной направленности, не достигнуто корпоративное согласие в оценке значения, качества предоставления образовательных и сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности [2].

На протяжении нескольких последних десятилетий ведущие экономисты мира трудились над выработкой различных концепций управления спортивными организациями, которые позволили бы создать модель, способную существенно повысить эффективность работы вуза, его конкурентоспособность на рынке за счет наибольшего удовлетворения запросов потребителей.

Актуальной и целесообразной является разработка алгоритма управления интегрированными университетскими комплексами на основе организационно- экономических инноваций в условиях Болонского процесса [2].

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы и публикации российских и белорусских ученых [1].

Результаты исследовании и их обсуждение. Система факторов, влияющих на здоровье студентов, неразрывно связана с физкультурно-спортивной деятельностью, которая обеспечивает уровень двигательного потенциала в процессе освоения движений и проявляется через гармонизацию духовных, физических сил, формирование общечеловеческих ценностных ориентаций. Специфичность субъект-субъектного взаимодействия определяется эффективностью используемых средств и методов обучения, воспитания, самовоспитания, тесно связанных с коммуникацией, имеющей эмоциональный характер в условиях реализации принципа педагогической рефлексии.

Комплексная оценка мониторинга образовательных, сервисных и спортивно- оздоровительных услуг с применением моделей, определяющих интегрированные показатели качества деятельности вузов и характер осложнений во времени результативности процессов интеграции, позволяет уточнить понятийный аппарат: «организационно-экономические инновации в управлении интегрированным комплексом», «инновационная бизнес-среда».

Ключевые тенденции развития интеграции в системе образования характеризуют основы экономической теории: бюджет и государственные расходы на образование.

В таких условиях «финансового голода» в образовании произошли конструктивные изменения, затронувшие сектор образовательных и спортивных услуг, часто выходящих за рамки традиционного образования.

По мнению Л. В. Межоновой (2013), «...В России сложилась резкая социальная дифференциация населения, громадные разрывы в уровне доходов отдельных социальных групп, высокий уровень бедности населения. Более высокая социальная ориентация белорусской политики проявляется в значительно более высокой доле расходов консолидированного бюджета Беларуси на образование и здравоохранение ...» [2].

Так, в Полесском государственном университете (Брестская область, Беларусь) в 2018 году были проведены социологические исследования по проблемам оказания образовательных услуг.

В процессе анкетирования респонденты отметили, что при выборе обучения в вузе определяющим условием являлось мнение родственников и знакомых (74%), возможность получения хорошего образования (73%). Это подтверждается высоким рейтингом оценки основных критериев образования: 60% респондентов определились со специальностью до поступления в вуз, что указывает на конкурентную образовательную среду. Для 47% респондентов обучение связано с углублением познаний русского языка, 31% респондентов указали на безопасность обучения в Беларуси, а 90% иностранной студенческой молодежи полностью удовлетворены своей безопасностью и отношениями с белорусскими студентами.

Несмотря на положительную динамику образовательного процесса, следует отметить концептуальную сторону оценки интегрированного взаимодействия, основу которого составляют следующие принципы:

- единство целеполагания - объединяющая образовательная идея;

- сотрудничество и диалог - система взаимосвязей между образовательными системами двух стран (контакты и атмосфера дружелюбия и доверия, взаимовлияние);

- конструктивность - анализ многообразных форм взаимодействия системы образования России и Беларуси с учетом развития взаимосвязей и способов координации. Это - креативность и гибкость, актуальность и ориентация на живую конкретику ситуации, разносторонность и плюрализм. Для России и Беларуси стратегическим ориентиром является необходимость формирования таких качеств общества, как интеллектуальность, духовность, нравственность, ответственность, которые являются производными от состояния самого общества.

Субъект-субъектное взаимодействие - это способ построения взаимоотношений в учебно-тренировочной и соревновательной практике, где в условиях личностного роста и индивидуальных особенностей осуществляется формирование коммуникативной компетентности, необходимой для будущей деятельности, которая проявляется как результат организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия (кооперация, партнерство, содружество, сотрудничество).

Выводы. Либерализация учебно-методических комплексов, рабочих программ (стандартов нового поколения) по физическому воспитанию в системе многоуровневого и непрерывного образования должна учитывать основы социальной значимости личности детей, учащихся, студентов, различные варианты биологического развития, вариативные оздоровительно-тренировочные, дифференцированные методики, высокий практический результат.

Изучив внешнюю и внутреннюю среду учебных заведений, мы выделили негативный фактор - финансовую нестабильность в стране. Она влечет за собой изменения цен на услуги и оборудование, используемое учреждением образования. Недостатком является невысокий уровень доходов населения. На примере базового вида физкуль- турно-спортивной деятельности можно оценить прогностическую значимость показателей физического развития и физической подготовленности. Научные изыскания в области психолого-педагогических и медико-биологических воздействий значительно обогащают педагогический процесс, который приводит к формированию телесно- двигательных характеристик школьников и студентов, являющихся результатом воспитания физической культуры личности, успешности человека.

Интегральная индивидуальность связана с физическим воспитанием. Влияние на нее различных физических упражнений особенно велико в силу особенностей морфо- функциональных показателей и степени полового созревания. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях осуществляется в условиях интегрированного университетского комплекса, где индивидуальная «норма» и ее количественная оценка определяются современными методами изучения структур и функций биологических систем.

Особенности конкуренции связаны с формой собственности, аккредитационным статусом, конкуренцией специальностей.

Регионализация образования, направленная на изменение основного источника бюджетного финансирования, приводит к рынку образовательных и сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности. Формирование спроса и предложения имеет особенности (отсутствие равновесия на образовательном рынке, проблемы демографии).

Уровень ценностных ориентаций связан с низкой мотивацией к занятиям какими-либо видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В процессе функционирования современных учреждений образования можно выделить уровни:

- физической и социальной изолированности;

- предполагаемой взаимосвязанности;

- пассивной взаимосвязи - «публичный эффект»;

- взаимосвязанности - «влияние и взаимовлияние»;

- действенной взаимосвязанности через средства совместных действий;

- коллективной взаимосвязанности, совпадения личностных и общественных интересов и ценностей.

Это тот инструментарий, который обеспечивает формирование у студентов опыта субъект-субъектного взаимодействия (систематизация ценностей телесности и взаимосвязь тела с объектами культуры и процессом воспитания физической культуры личности).

Недостаточные знания в области методики физических упражнений, закаливающих процедур, рекреационных форм не позволяют вносить изменения в программирование образовательного процесса. Маркетинговый подход позволит специалистам системы высшего образования вносить существенный вклад в развитие сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности.

Литература

1. Абламейко С.В. Сотрудничество белорусского государственного университета с образовательными и научными учреждениями в рамках СНГ // Содружество независимых государств: пространство инноваций. - Минск: БГУ, 2011. - 205 с.
2. Межонова Л.В. Проблемы и специфика использования теории слияния и поглощения в сфере образования // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 510-515.
3. Субьект-субьектное взаимодействие студенческой молодежи непрофильного вуза средствами физической культуры / Рудин М.В. [и др.] // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 21-25.
4. Формирование коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» / Сулимова А. В. [и др.] // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2 (16). - С. 151-156.
5. Юров В.В., Бодюков Е.В. Мотивационно-ценностные и нравственные ориентации студентов в сфере занятий физической культурой // Научные аспекты физической культуры в высшей школе: сборник статей научно-практической и учебно- методической международной конференции, посвященной 70-летию победы в Великой
Отечественной войне (Москва, 18-19 июня 2015 г.). - М.: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2015. - С. 53-55.
6. Яковлев А.Н., Стадник В.И., Кравченин А.А. Физкультурно-спортивная деятельность: социально-экономические аспекты // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы IV региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2018 г. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2018. - С. 536-539.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.01.2020)
Просмотров: 9 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь