Воскресенье, 26.02.2017, 15:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОПОВ Ю.Ф.,
аспирант кафедры экономики фирмы и рынков БФУ им. И. Канта

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДЕЛОВОГО КЛИМАТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 


В  настоящее  время  Калининград-
ская  область  становится  важным  центром
международных  контактов,  объектом  раз-
работки  многочисленных  проектов  и  про-
грамм  с  участием  российских  и  западных
инвесторов и экспертов. И в этой связи цен-
тральное  место  в  политике  региональных
властей  должен  занять  такой  фактор,  как
деловой климат региона, который является
необходимым условием для скорейшей ин-
тенсификации  предпринимательства  обла-
сти в свете предстоящего вступления Рос-
сии в ВТО.
Всесторонний  анализ  показал,  что
особое  место  в  политики  Европейских  го-
сударств  занимает  оценка  и  развитие  бла-
гоприятного  делового  климата,  поскольку
создание благоприятного делового климата
является  непременной  частью  экономиче-
ской  стратегии  их  устойчивого  развития  на
мировой арене.
При  этом  каждый  город  и  область  в
целом  имеет  свой  набор  факторов,  благо-
приятствующих  или  препятствующих  опре-
деленным  отраслям  производства.  Полный
набор  этих  факторов,  определяющих  при-
влекательность  исследуемой  области  как
места для ведения бизнеса, достаточно ве-
лик и может различным образом детализи-
роваться и группироваться.
Исследование  факторов  делового
климата показало, что правительством Ка-
лининградской области оказывается адми-
нистративная поддержка крупным резиден-
там  ОЭЗ.  Решаются  вопросы  обеспечения
резидентов  энергетическими  ресурсами,
приобретения в собственность либо в арен-
ду  земельных  участков,  ускорения  получе-
ния необходимых согласований, взаимодей-
ствия  с  администрациями  муниципальных
образований.  Однако  для  ускоренного  ро-
ста  экономики  Калининградской  области
необходимо также создавать эффективный
деловой климат не только для крупных ре-
зидентов,  но  и  для  предприятий  малого  и
среднего бизнеса.
В  настоящее  время  правительством
Калининградской  области  принимаются
различные  программные  мероприятия  и
законодательные  акты,  направленные  на
поддержку  и  развитие  делового  климата
для предприятий малого и среднего бизне-
са.  Однако  такие  усилий  явно  недостаточ-
но,  чтобы  обеспечить  значительный  рост
деловой  активности  бизнес-сообщества.
Можно  также  отметить,  что  основными  за-
дачами правительства Калининградской об-
ласти являются: 1) обеспечение условий для
устойчивого  развития  малых  предприятий
через  повышение  качества  и  конкуренто-
способности  производимой  ими  продукции
и  оказываемых  услуг;  2)  стимулирование
развития экспортно-ориентированных пред-
приятий; 3) внедрение современных техно-
логий  ведения  бизнеса;  4)  формирование
условий, обеспечивающих устойчивый рост
количества  субъектов  малого  предприни-
мательства;  5)  внедрение  эффективных
инструментов  финансовой  поддержки  ма-
лого  предпринимательства;  6)  организа-
ция  информационной  и  консультационной
поддержки  субъектов  малого  предприни-
мательства;  7)  организация  подготовки  и
переподготовки кадров для субъектов мало-
го  предпринимательства  Калининградской
области, в том числе через дистанционные
методы  обучения;  8)  приоритетное  разви-
тие малого предпринимательства в иннова-
ционной сфере.
Но как показывает статистика по Ка-
лининградской  области,  в  экономике  ещё
существуют  проблемы,  решение  которых
откладывается.  Как  следствие,  от  этого
страдает развитие делового климата в об-
ласти, что, в свою очередь, влечёт за собой
сокращение  числа  действующих  предпри-
ятий  из-за  улучшающихся  возможностей
крупного бизнеса.
Взаимное влияние указанных разнона-
правленных факторов, связанных с функци-
онированием  экономики  области  в  режиме
свободной экономической зоны, определяло
неустойчивость  состояния  делового  (а  при
более  широком  рассмотрении  -  и  хозяй-
ственного)  климата  в  Калининградской  об-
ласти  все  последние  годы.  На  фоне  этих
мощных и практически неподвластных воз-
действию  региональных  сил  факторов  про-
исходит  формирование  параметров  дело-
вого  климата  Калининградской  области,  в
совокупности  определяющих  уровень  дело-
вой активности предпринимателей региона.
Далее в таблице 1 приведены обобща-
ющие  характеристики  агрегированных  со-
ставляющих предпринимательского климата
в Калининградской области.
Выбор  и  укрупнение  оцениваемых
параметров  произведен  из  соображений
их  отнесения  к  сферам  ответственности  и
предметам  компетенции  региональных  и
муниципальных  властей.  Таким  образом,
результаты  оценки  позволяют  судить  об
эффективности  экономической  политики,
проводимой властями Калининградской об-
ласти, направленной на формирование в ре-
гионе благоприятного предпринимательско-
го климата.
Исследование  показало,  что  в  соци-
ально-экономическом  развитии  Калинин-
градской  области  существуют  факторы,
которые  влияют  в  целом  на  весь  деловой
климат.
Факторы,  улучшающие  деловой  кли-
мат: передача части государственных функ-
ций частному бизнесу; привлечение малых
предприятий  крупными  компаниями;  до-
ступная цена новых технологий; сохранение
квалифицированной  рабочей  силы;  увели-
чение  интереса  и  доступа  к  зарубежным
рынкам; тенденция к укрупнению и слиянию
предприятий.
Факторы,  ухудшающие  деловой  кли-
мат: законодательство, налоги и сборы; не-
достаток квалифицированной рабочей силы;
доступ  к  финансовым  ресурсам;  высокая
степень банкротств новых предприятий; че-
ловеческий фактор.
Несмотря  на  попытки  всестороннего
комплексного  анализа  делового  климата
региона,  практически  все  существующие
методики  -  как  отечественные,  так  и  зару-
бежные, - не учитывают (или полностью, или
непосредственно)  такой  фактор,  в  немалой
степени влияющий на формирование дело-
вого  климата  региона,  как  активизировать
деятельность предпринимателей вследствие
оценки делового климата региона.
Вследствие этого, большинство мето-
дов  оценки  степени  благоприятствования
делового  климата  характеризуются  отсут-
ствием увязки мнений предпринимателей о
качестве влияния факторов деловой среды
на  результаты  деятельности  предприятий,
расположенных  на  территории  региона,  а
также с такими показателями деловой ак-
тивности, как горизонтальная и вертикаль-
ная интеграция предприятий региона и эф-
фективность  деятельности  отраслевых  и
региональных  объединений  предпринима-
телей.
В  таблице  2  представлен  способ,  по-
зволяющий  оценивать  благоприятность
делового  климата  Калининградской  терри-
тории, сопровождающийся указанием каче-
ственных  характеристик  и  количественных
параметров.
Исходя из приведённой таблицы, мож-
но  выделить  общий  перечень  основных  со-
ставляющих  делового  климата:  платежи  и
тарифы,  регулируемые  властями;  хозяй-
ственное  регулирование;  экологическое  ре-
гулирование;  экспортные  барьеры;  система
подготовки  и  подбора  кадров;  система  об-
щих  услуг  для  бизнеса  (банки,  консульта-
ции); местные власти как деловой партнер;
местное бизнес-сообщество; криминогенная
обстановка;  политическая  ситуация;  имидж
города, международный престиж.
Существенное  влияние  на  развитие
малого предпринимательства Калининград-
ской области оказывают следующие факто-
ры [1]: 1) высокий уровень криминализации
в  сфере  предпринимательства,  наличие
«теневого»  сектора  экономики,  показате-
ли которого вышли за пределы допустимых
параметров; 2) большая налоговая нагрузка
на малый бизнес, недостаточность диффе-
ренциации  в  налогообложении  различных
категорий  предпринимателей,  являющихся
одним  из  основных  факторов  ухода  пред-
принимателей в «теневой» сектор экономи-
ки;  3)  нерешенность  на  практике  проблем
по  устранению  необоснованных  админи-
стративных  барьеров,  в  первую  очередь 
со  стороны  контролирующих  (надзорных)
органов,  сдерживающих  развитие  пред-
принимательства;  4)  сохранение  высоких
значений  показателей  инвестиционных  ри-
сков и сложившейся структуры инвестиций,
не стимулирующей развитие производства;
5)  многочисленные  факты  проявления  не-
добросовестной  конкуренции  на  товарных
рынках по отношению к малым предприяти-
ям (навязывание невыгодных условий дого-
воров,  нарушение  установленного  порядка
ценообразования, изъятие товаров с рынка
с целью создания дефицита и препятствий
доступу на рынок, установление монополь-
но  низких  цен);  6)  недостаточный  уровень
профессиональной  подготовки  кадров  и
организаторов  предпринимательской  дея-
тельности, а также сохранение «дискрими-
национной»  составляющей  в  трудовых  от-
ношениях  работодателей  с  работающими
по найму в данном секторе экономической
деятельности.
Необходимо также отметить, что фак-
тически  проблемы  малого  бизнеса  зависят
от  государственной  политики,  а  также  от
того, насколько малый бизнес противостоит
административным барьерам.
Административные  барьеры  не  про-
сто являются препятствием на пути развития
бизнеса и предпринимательства, но и созда-
ют иную государственную проблему, так как
«обычной  реакцией  малых  предприятий  на
административные  барьеры  является  уход
в  «теневую»  экономику  с  целью  снижения
трансакционных  издержек  (непроизводи-
тельных  затрат  -  авт.)  и  «бюрократических
рисков» [2].
Большое препятствие для дальнейше-
го развития малого предпринимательства в
области состоит в том, что законодательные
акты не являются актами прямого действия,
а для их реализации органами исполнитель-
ной  власти  разрабатывается  множество
дополнений,  которые  систематически  из-
меняются  и  уточняются,  поэтому  предпри-
нимателям трудно в них разобраться и руко-
водствоваться ими.
Мировая практика убедительно свиде-
тельствует,  что  даже  в  странах  с  развитой
рыночной экономикой предпринимательство
оказывает  существенное  влияние  на  раз-
витие  народного  хозяйства,  решение  соци-
альных  проблем,  увеличение  численности
занятых  работников.  По  численности  рабо-
тающих, по объему производимых и реали-
зуемых товаров, выполняемых работ и ока-
зываемых услуг субъекты малого и среднего
предпринимательства  в  отдельных  странах
занимают ведущее место.
С  целью  развития  предприниматель-
ства  Калининградской  области  в  период  с
2001 по 2011 год реализовывались програм-
мы  поддержки  малых  предприятий,  пред-
усматривавшие  правовую,  финансовую,
информационную  и  иную  помощь.  Такие
программы  дополнительно  стимулировали
деловой климат в данной области и способ-
ствовали  устойчивому  развитию  в  кризис-
ный и посткризисный период малого и сред-
него бизнеса.
В целом анализ показал, что калинин-
градские  власти  уделяют  внимание  бизне-
су, однако в регионе нет чётко структуриро-
ванной  политики  по  активизации  делового
климата  в  предпринимательстве.  В  этой
связи развитие малого и среднего предпри-
нимательства  сопряжено  с  вышевыявлен-
ными  факторами  напряженности,  которые
негативно  влияют  на  развитие  бизнеса  в
целом.
Библиографический список:
1.  Материалы  сайта  национального  института  системных  исследований  проблем  пред-
принимательства [Электронный ресурс] / НИСИПП, 2004. URL: http://www.nisse.ru. Загл. с титул.
экрана.
2. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. // М.: Ин-
ститут предпринимательства и инвестиций. 1999 г. С.69.











 

 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 551 | Теги: Деловой климат, предпринимательский климат, оценка делового климата, предпринимательство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017