Понедельник, 25.09.2017, 19:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Организационная деятельность командования воинской части (учреждения) по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими

Организационная деятельность командования воинской части (учреждения) по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими

 

Повседневное изучение состояния воинской дисциплины, систематический ее анализ, определение и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям подчиненных военнослужащих, - уставная обязанность командиров и начальников. Следовательно, овладение методикой анализа воинской дисциплины является для офицеров необходимым условием повышения эффективности их работы по укреплению воинского порядка, организованности в подразделениях, а также предупреждению правонарушений и преступлений. В то же время важным фактором, определяющим успех борьбы с нарушениями воинской дисциплины, является личная примерность командиров по строгому и точному соблюдению требований Конституции Российской Федерации, законов, Военной присяги, воинских уставов, приказов. Не случайно известный военный юрист А.Г. Горный отмечал, что хорошее знание уголовного, и прежде всего военно-уголовного, законодательства помогает командирам и начальникам правильно и обоснованно осуществлять правоприменительную деятельность, направленную на борьбу с преступными проявлениями в поведении отдельных военнослужащих <52>.

--------------------------------

<52> Горный А.Г. Командиру о военно-уголовном законодательстве. М., 1983. С. 130.

 

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о существовании множества упущений в работе командования по контролю за условно осужденными военнослужащими <53>, в результате чего они продолжают систематически допускать грубые дисциплинарные проступки, нарушения общественного порядка, совершают очередные преступления. В частности, за 11 месяцев 2006 г. 67 ранее осужденных офицеров были вновь привлечены к уголовной ответственности и 22 из них, как отмечает Главная военная прокуратура, за совершение таких же преступлений <54>.

--------------------------------

<53> Конкретные примеры таких упущений периодически отражаются в газетных публикациях. См., напр.: Кожуховский В. Поднять атаку на криминал // Военно-промышленный курьер. 2007. 5 дек.

<54> Вермишева Э., Черноиванова А. Армия условно осужденных [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/social/2007/08/29/2103858.shtml (дата обращения: 01.01.2013).

 

Действительно, невыполнение командованием своих обязанностей нередко провоцирует случаи, когда военнослужащие, которые совершили преступления и в отношении которых был вынесен обвинительный приговор с назначением условного осуждения, повторно нарушают уголовный закон в период испытательного срока. В чем же причина пассивности командного звена в обеспечении контроля за условно осужденными? Как показывает практика, такое положение дел во многом объясняется не только нежеланием командования выполнять свои должностные обязанности, но и недостаточным знанием требований нормативных правовых актов по осуществлению надлежащего контроля за военнослужащими в случае назначения им наказания с применением ст. 73 УК РФ.

Не случайно в 2011 г. военными прокурорами выявлено 2225 нарушений законности при исполнении уголовных наказаний. Правомочному командованию внесено 695 представлений об устранении нарушений закона, принесено 50 протестов на незаконные приказы и распоряжения, объявлено 16 предостережений о недопустимости нарушений закона, отменено (изменено) 13 незаконных правовых актов. По результатам прокурорского реагирования за допущенные нарушения закона в 2011 г. привлечены к дисциплинарной ответственности 292 должностных лица <55>.

--------------------------------

<55> Информационное письмо Главной военной прокуратуры "О состоянии прокурорского надзора за исполнением командованием воинских частей и учреждений уголовно-исполнительного законодательства" от 07.03.2012 N 4у-265/12/416 // Архив 308-й военной прокуратуры гарнизона ЦВО. 2012. Наряд N 4 (форма 21). Т. 1. С. 169 - 172.

 

Очевидно, что выполнение уголовно-исполнительных функций в условиях военной организации государства невозможно без изучения и последующего применения на практике соответствующим военным командованием положений уголовного, уголовно-исполнительного и военного законодательства. В условиях современного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и одновременного ухудшения криминогенной обстановки в ряде соединений и воинских формирований представляется необходимым изложить рекомендации, а также предусмотренные действующим законодательством меры, которые должны быть приняты командованием воинской части в отношении лиц, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу.

1. В соответствии с ч. 5 ст. 393 УПК РФ командир воинской части обязан немедленно известить суд, постановивший обвинительный приговор, о его исполнении <56>. Копия приговора, распоряжение об исполнении приговора и справка о вступлении приговора в законную силу должны быть зарегистрированы в штабе части в день их поступления (т.е. условно осужденный в тот же день ставится на учет).

--------------------------------

<56> Образец указанного извещения приведен в Приложении 3.

 

Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока. Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с учетно-послужными карточками. В штабе воинской части на осужденного ведется контрольная карточка. К ней могут приобщаться иные характеризующие материалы.

Результаты прокурорских проверок показывают, что наиболее распространенными являются нарушения персонального учета условно осужденных.

Так, в 2011 г. проверкой, проведенной военной прокуратурой Иркутского гарнизона в войсковой части 00000, установлено, что в нарушение требований п. 13 ст. 16 и ст. 187 УИК РФ начальник штаба указанной воинской части подполковник И., на которого приказом командира части возложены обязанности по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими, письменное подтверждение о получении копий приговоров в отношении условно осужденных военнослужащих Ш. и Ф. в гарнизонный военный суд, вынесший приговор, не направил, контрольные карточки на осужденных не завел, копии приговоров к их личным делам не приобщил.

Аналогичные нарушения уголовно-исполнительного законодательства выявлены военной прокуратурой Барнаульского гарнизона в филиале ФГУ "321 окружной военный клинический госпиталь ВВО" Министерства обороны Российской Федерации в г. Алейске в отношении условно осужденного майора медицинской службы П., а также военнослужащих войсковой части 00000 (Сухопутные войска Центрального военного округа) младших сержантов К. и П., рядовых А. и М. <57>.

--------------------------------

<57> Информационное письмо Главной военной прокуратуры "О состоянии прокурорского надзора за исполнением командованием воинских частей и учреждений уголовно-исполнительного законодательства" от 07.03.2012 N 4у-265/12/416 // Архив 308-й военной прокуратуры гарнизона ЦВО. 2012. Наряд N 4 (форма 21). Т. 1. С. 169 - 172.

 

2. Уголовно-исполнительное законодательство не требует от командования, осуществляющего контроль за условно осужденными, издания приказа о взятии условно осужденного военнослужащего под наблюдение командования в отличие от ч. 1 ст. 143 УИК РФ, где подобная норма предусмотрена в отношении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Понимание мотивов законодателя, сформулировавшего дифференцированный подход к необходимости издания такого приказа, представляет определенную сложность. С одной стороны, обвинительный приговор суда действует напрямую и не требует подтверждения со стороны исполняющего назначенное наказание органа. С другой стороны, для такой организационной единицы, как воинская часть, наличие акта применения права (приказа) способствует выполнению функции обеспечения организации исполнения уголовного наказания, назначенного условно. В своем приказе командир, не выходя за пределы предоставленной ему полноты распорядительной власти в отношении подчиненных военнослужащих, может дополнительно установить порядок действий должностных лиц по исполнению предписаний закона, а также перечень подлежащих применению средств исправления осужденного.

Помимо перечисленных доводов, приказ об осуществлении контроля за поведением условно осужденного военнослужащего является еще и основным документом обеспечения выполнения требований приговора суда. Именно по отданному приказу должностные лица, осуществляющие ведомственный или судебный контроль, а также прокурорский надзор, могут проверить правильность и законность действий командования по соблюдению уголовно-исполнительного законодательства. Не случайно в некоторых подзаконных нормативных актах зарубежных государств предусмотрена прямая обязанность командиров воинских частей после поступления из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении, но не позднее трех дней, издать приказ о взятии условно осужденного военнослужащего под наблюдение командования (например, в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 3 июля 2000 г. N 182 (п. 5) <58>).

--------------------------------

<58> URL: http://mod.gov.kz/mod-ru/ (дата обращения: 01.01.2013).

 

Приказ о взятии условно осужденного военнослужащего под наблюдение командования является основным элементом механизма реализации правоограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, а также выполняет задачи обеспечения организации осуществления контроля за поведением условно осужденного. В приказе командира воинской части, издаваемом после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении, следует указать:

а) испытательный срок, установленный военнослужащему;

б) на каком основании и в течение какого срока в отношении осужденного военнослужащего будет осуществляться контроль;

в) какие обязанности, согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ, должен выполнять осужденный военнослужащий в период испытательного срока (в случае установления судом этих обязанностей).

В целях реализации вступившего в законную силу приговора суда данный приказ командира воинской части объявляется по воинской части, персонально доводится до сведения осужденного военнослужащего <59>.

--------------------------------

<59> Образец приказа о взятии условно осужденного военнослужащего под наблюдение командования приведен в Приложении 3.

 

За злостное неисполнение приговора суда командир воинской части может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

3. После постановки на учет командование воинской части должно провести беседу с условно осужденным, в ходе которой уточняются его анкетные данные, ему разъясняются порядок и условия прохождения военной службы при условном осуждении, права и обязанности, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания; он предупреждается об ответственности за невыполнение установленных военным судом обязанностей. Сведения о результатах проделанной работы должны оформляться в письменном виде.

4. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью командование воинской части не позднее трех дней после получения копии приговоров суда освобождает осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запрещает заниматься определенной деятельностью. При этом следует учитывать, что срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания при условном осуждении исчисляется с момента вступления приговора в законную силу (ч. 1 ст. 36 УИК РФ).

5. В случае примерного поведения условно осужденного военнослужащего в течение испытательного срока командир воинской части (учреждения), в соответствии с ч. 7 ст. 73 и ч. 1 ст. 74 УК РФ, может направить в суд представление о полной или частичной отмене ранее установленных для осужденного обязанностей, а в отношении доказавшего свое исправление и отбывшего не менее половины установленного испытательного срока - об отмене условного осуждения и снятии судимости <60>.

--------------------------------

<60> Образец указанного представления приведен в Приложении 3.

 

6. Если условно осужденный военнослужащий уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, командир воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения <61> (ч. 1 ст. 190 УИК РФ). Данное предупреждение доводится до военнослужащего под подпись и хранится вместе с контрольной карточкой условно осужденного.

--------------------------------

<61> Образец указанного предупреждения приведен в Приложении 3.

 

Таким образом, основаниями для предупреждения осужденного военнослужащего о возможности отмены условного осуждения являются:

1) уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, под которым понимается систематическое невыполнение осужденным конкретной обязанности без уважительных причин;

2) нарушение общественного порядка, за которое установлена административная ответственность, повлекшее наложение административного наказания.

7. Командованию воинских частей следует иметь в виду, что согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность на общих основаниях.

8. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на осужденного других (дополнительных) обязанностей, командир воинской части вносит в суд соответствующее представление (ч. 2 ст. 190 УИК РФ).

При наличии достаточных оснований командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока (ч. 3 ст. 190 УИК РФ).

Решая вопрос о наличии оснований для направления в суд представления о возложении на осужденного других обязанностей или о продлении испытательного срока, командир воинской части объективно оценивает данные о личности осужденного, принимает во внимание характер преступления, за которое было назначено условное осуждение, учитывает отношение осужденного к совершенному преступлению, к выполнению служебных обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что испытательный срок может быть продлен судом не более чем на один год (ч. 2 ст. 74 УК РФ).

9. В случае систематического неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей, нарушения общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, скрытия от контроля командир воинской части, согласно ч. 4 ст. 190 УИК РФ и ч. 3 ст. 74 УК РФ, направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда <62>.

--------------------------------

<62> Образец указанного представления приведен в Приложении 3.

 

10. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены полномочия органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, направить в суд представление об отмене условного осуждения в случае, если осужденный скрылся от контроля. При этом, как уже отмечалось, скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождение которого не установлено в течение 30 дней (ч. 4 и 6 ст. 190 УИК РФ). Однако по вопросу об отмене условного осуждения скрывшихся от контроля осужденных военнослужащих командиру воинской части следует учитывать, что ст. 337 и 338 УК РФ предусмотрены более ранние сроки привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за самовольное оставление части (места службы) или дезертирство <63>.

--------------------------------

<63> Более подробно см.: Мананников Д.Ю. О действиях командира воинской части в случае ее самовольного оставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 10. С. 37 - 42.

 

11. Если в течение испытательного срока условно осужденным совершается преступление, командир воинской части, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации. На основе сведений о содеянном преступлении, предоставленных командованием воинской части, суд при условии доказанной вины принимает соответствующее решение об отмене или о сохранении условного осуждения в соответствии с ч. 4, 5 ст. 73 УК РФ.

12. Представление подписывается командиром воинской части или лицом, его замещающим. К представлению должны быть приложены копии приговора, распоряжения о вступлении приговора в законную силу, служебная и медицинская характеристики, копии контрольной карточки условно осужденного, письменного предупреждения о возможности отмены условного осуждения, материалы административных расследований, объяснения должностных лиц, сослуживцев и другие необходимые документы <64>.

--------------------------------

<64> Выскубин А.А. О некоторых аспектах действий командира воинской части как органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного военнослужащего // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12. С. 73.

 

Представления об изменении испытательного срока, отмене условного осуждения либо исполнении наказания, назначенного приговором, направляются в суд, постановивший приговор. Рассмотрение судом поступивших от командования представлений производится в порядке, предусмотренном гл. 47 УПК РФ.

13. В случае увольнения условно осужденного военнослужащего с военной службы командование воинской части (учреждение) обязано сообщить об этом в суд, вынесший приговор <65>.

--------------------------------

<65> Образец указанного сообщения приведен в Приложении 3.

 

Как показывает прокурорская практика, командованиями воинских частей допускаются нарушения указанного требования закона.

Так, в 2011 г. в ходе проверки в войсковой части 00000, проведенной военной прокуратурой Чебаркульского гарнизона, установлено, что при увольнении с военной службы условно осужденного военнослужащего младшего сержанта С., у которого испытательный срок не истек, командование части информацию о его убытии в суд, вынесший приговор, в нарушение требований ст. 188 УИК РФ не направило.

Аналогичные нарушения требований закона выявлены военными прокурорами Новосибирского, Юргинского и Бийского гарнизонов Центрального военного округа. По всем фактам нарушений уголовно-исполнительного законодательства военными прокурорами гарнизонов в адрес правомочного командования внесены представления об их устранении, которые реализованы, по результатам их рассмотрения виновные должностные лица привлечены к ответственности <66>.

--------------------------------

<66> Информационное письмо военной прокуратуры Центрального военного округа "О состоянии прокурорского надзора за исполнением командованием воинских частей и учреждений Центрального военного округа уголовно-исполнительного законодательства в 2011 году" от 06.02.2012 N 4/1134 // Архив 308-й военной прокуратуры гарнизона ЦВО. 2012. Наряд N 4 (форма 21). Т. 1. С. 133 - 134.

 

Существует еще один юридический факт, наступление которого, по нашему мнению, должно влечь за собой правовые последствия, связанные с досрочным прекращением контроля за поведением условно осужденного военнослужащего в условиях военной службы, - это приостановление военной службы осужденного военнослужащего в период исполнения приговора военного суда об условном осуждении. Правовое положение военнослужащего, военная служба по контракту которому приостановлена, не позволяет исполнять в отношении его приговор суда об условном осуждении на военной службе. Кроме того, время приостановления военной службы также может превысить установленный испытательный срок условного осуждения, и тогда никаких оснований для дальнейшего осуществления контроля за поведением условно осужденного военнослужащего не будет. Поэтому приостановление военнослужащему военной службы должно рассматриваться как еще одно безусловное основание для прекращения контроля за поведением осужденного командованием воинской части или учреждения и установления такого контроля уголовно-исполнительной инспекцией.

14. Осуществление контроля за условно осужденным военнослужащим прекращается по окончании испытательного срока условного осуждения, назначенного по приговору суда. Для обеспечения своевременного прекращения контроля, а также соблюдения прав и законных интересов осужденного военнослужащего командиру воинской части рекомендуется издать приказ о снятии наблюдения командования части за условно осужденным военнослужащим с указанием даты прекращения контроля и направить копию приказа в суд, вынесший приговор <67>.

--------------------------------

<67> Образец приказа о снятии наблюдения командования части за условно осужденным военнослужащим приведен в Приложении 3.

 

Безусловно, указанные мероприятия, направленные на всестороннее обеспечение контроля за условно осужденными военнослужащими, должны проводиться комплексно, в строгом соответствии с действующим законодательством. При этом качество выполнения командованием своих контрольных функций непосредственно связано с уровнем профессионализма того или иного должностного лица, его знаний и умения организовать повседневную деятельность военнослужащих в целях предупреждения очередных правонарушений и преступлений. Командирам необходимо помнить, что работа по исправлению осужденных во время испытательного срока при условном осуждении военнослужащего - длительный процесс, начинающийся с момента осуждения и заканчивающийся увольнением его с военной службы. При осуществлении соответствующего контроля командир воинской части в обязательном порядке должен учитывать отношение осужденного военнослужащего к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, его сознательное отношение к военной службе, к исполнению возложенных на него воинских обязанностей и требований по военной подготовке, правопослушное поведение, состояние здоровья и другие обстоятельства.

В связи с введением в Вооруженных Силах Российской Федерации военной полиции представляется, что мероприятия, направленные на комплексное обеспечение контроля за условно осужденными военнослужащими, могут проводиться командованием воинских частей при тесном взаимодействии и сотрудничестве с должностными лицами нового структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации, призванного осуществлять профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений в войсках. Это позволит выстроить более эффективную систему обеспечения соответствия практики уголовно-правового воздействия на военнослужащего задачам развития положительных свойств его личности и усилить потенциал действий, направленных на устранение причин, способствующих совершению правонарушений.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 1090 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь