Пятница, 22.06.2018, 21:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Организация тренировочного процесса юных акробатов-прыгунов в годичном цикле подготовки

Е.П.Врублевский, Е.А.Антонова

Организация тренировочного процесса юных акробатов-прыгунов в годичном цикле подготовки

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса юных акробатов-прыгунов в годичном цикле подготовки. Результаты педагогического эксперимента позволили определить эффективность разработанной модели, основанной на реализации отставленного кумулятивного тренировочного эффекта предшествующего концентрированного объема скоростно-силовых нагрузок и на разведении во времени максимальных объемов специальной силовой и технической подготовки для юных прыгунов на акробатической дорожке.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка спортсменов, акробаты-прыгуны, прыжки на акробатической дорожке, скоростно-силовая подготовка, педагогический эксперимент.

 

Прыжки на акробатической дорожке — это спортивные движения, длящиеся несколько секунд и характеризующиеся выполнением серии прыжков с ритмичным вращением с рук на ноги и с ног на ноги. И все это должно выполняться с постоянной скоростью, без остановок и промежуточных прыжков. В связи с развитием прыжков на дорожке идет усложнение элементов, но обязательным условием при этом остается сохранение канонов техники, демонстрация красоты и легкости прыжков, со стремительным началом, сложным завершением и устойчивым приземлением [7, 9] .

В процессе многолетней подготовки спортсменов, параллельно с обучением техническим элементам, необходимо уделять пристальное внимание развитию ведущего физического качества с целью достижения наилучшего результата в основном спортивном упражнении [2, 3, 11]. При этом соотношение технической и физической подготовок должно идти по пути некоторого опережения физической. Это связано с тем, что низкие показатели специальной физической подготовленности ведут к невозможности реализации технического потенциала, что в свою очередь также может привести к искажению структуры акробатического упражнения и к травмам [7-9] .

Особенность специальной физической подготовки спортсменов заключается в развитии тех групп мышц, на которые возложена основная двигательная нагрузка при выполнении соревновательного упражнения [1-12]. В прыжках на акробатической дорожке основным моторным потенциалом являются мышцы рук, ног и туловища. При этом большое значение имеет эффективное отталкивание от дорожки, которое предъявляет высокие требования к силовым и скоростно-силовым способностям данных групп мышц [1, 7-9] .

В связи с небольшой продолжительностью комбинации в прыжках на дорожке, важное значение приобретает не максимум проявляемой силы, а скорость ее реализации в короткие интервалы времени при сохранении оптимальной амплитуды движения [2, 3, 7]. Исходя из этого, для акробатов-прыгунов большое значение имеют скоростно-силовые способности, которые проявляются при выполнении соревновательного упражнения: при приземлении, отталкивании и других фазах основного движениях, а значит, и определяют уровень подготовки моторного потенциала спортсмена к их реализации [9]. Так же стоит отметить, что повышение уровня взрывной силы благоприятно сказывается и на развитие остальных физических качеств спортсмена, что, в целом, способствует созданию своеобразной базы для совершенствования физической подготовленности юных акробатов-прыгунов [2, 3, 7, 9, 11].

Проведенный нами корреляционный анализ физической подготовленности спортсменов различной квалификации [1] подтвердил данный факт — немаловажная роль в прыжках на акробатической дорожке принадлежит специальной скоростно-силовой подготовке, благодаря которой происходит целенаправленное и ускоренное совершенствование способности ведущих групп мышц к выполнению требуемой специфики направленного режима двигательных действий.

Цель исследования: совершенствование системы спортивной тренировки юных прыгунов на акробатической дорожке спортивных разрядов на основе планирования основных средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле.

Для проведения основного педагогического эксперимента была сформирована контрольная и экспериментальная группы (по 14 человек в каждой1 и11 спортивных разрядов). Спортсмены контрольной группы тренировались 6 раз в неделю по традиционной методике [9], при этом на совершенствование специальной физической подготовленности отводилось по 30 минут в конце каждого учебно-тренировочного занятия.

Для экспериментальной группы нами была разработана дифференцированная модельпостроения специальной физической подготовки (рисунок), которая основывается как на реализации отставленного кумулятивного тренировочного эффекта концентрированного объема предшествующих скоростно-силовых нагрузок, так и на разведении во времени максимальных объемов специальной технической и скоростно-силовой подготовок. Последнее связано с тем, что в условиях объемных силовых нагрузок скорость выполнения двигательных действий снижается (что сказывается на технике выполнения основного соревновательного упражнения!) и увеличивается только после снижения данного вида нагрузки через определенный промежуток времени, который может длиться от 2 до 6 недель [4, 5].

При этом абсолютная сила представляет собой необходимую базу, на которой основывается последовательное развитие скоростно-силовых способностей в многолетнем аспекте подготовки спортсменов [3, 4, 6, 10, 12]. Апробация разработанной модели проходила в естественных условиях тренировочного процесса прыгунов на акробатической дорожке спортивных разрядов на протяжении годичного цикла их подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения эффективности разработанной модели подготовки юных акробатов-прыгунов проводилось тестирование, направленное на определение уровня их специальной скоростно-силовой подготовленности: прыжок в длину с места (см), прыжок вверх со взмахом и без взмаха руками (см). Среднегрупповые показатели уровня развития данных показателей спортсменов в экспериментальной и контрольной группах до начала педагогического эксперимента (август) не имели достоверных статистических различий (р>0,05) .

Анализ результатов, полученных в процессе педагогического эксперимента (таб. 1) свидетельствует о том, что в первом (конец августа — середина сентября) и втором (середина января — начало марта) подготовительных периодах показатели специальной скоростно-силовой подготовленностив экспериментальной и контрольной группах находились, практически, на одинаковом уровне.

После снижения силовой нагрузки (май) у юных спортсменов экспериментальной группы прослеживается прирост показателей взрывной силы мышц (оцениваемый по прыжковым тестам), который сохраняется вплоть до концасоревновательных периодов, что свидетельствует о реализации отставленного кумулятивного тренировочного эффекта предшествующей концентрированной силовой нагрузки. %

Таблица 1.
Изменение уровня специальной скоростно-силовой подготовленности в экспериментальной и контрольной группах (Х±Б)

Так, в течение первой половины педагогического эксперимента (август — декабрь) отмечается прирост всех показателей к началу первого соревновательного периода в пределах от 12,6% до 46,1%. При этом, по всем двигательным тестам, характеризующим скоростно-силовую подготовленность спортсменов двух групп, обнаружены статистически достоверные изменения (р<0,05).

Во второй половине педагогического эксперимента (январь — июль) продолжается рост уровня развития скоростно-силовой подготовленности спортсменов, с достижением достоверного уровня прироста (р<0,05) к началу второго соревновательного периода (май) от 9,2% до 23,3%.

В целом, за весь период педагогического эксперимента у спортсменов экспериментальной группы отмечается устойчивое и статистически достоверное (р<0,05) улучшение всех показателей скоростно-силовой подготовленности в пределах от 21,8% до 60,6%. У спортсменов контрольной группы так же прослеживается положительная динамика в изменении уровня скоростно-силовой подготовленности к концу педагогического эксперимента (см. таблицу) в пределах от 5,4% до 35,8% с достоверными различиями лишь по двум двигательным тестам (р<0,05) — прыжок в длину с места и прыжок вверх без взмаха руками. В то же время не наблюдается значительного повышения к соревновательному периоду (май) анализируемых показателей.

Анализ средних данных основных средств физической подготовкив годичном цикле юных акробатов- прыгунов контрольной группы показывает, что здесь большое внимание уделяется упражнениям общей физической подготовки, сохраняя высокие показатели такой направленности нагрузки в начале первого подготовительного периода, а так же в соревновательные периоды.

При этом развитие скоростно-силовых способностей идет за счет использования лишь собственно акробатических упражнений, без применения целенаправленных специфических упражнений взрывного характера. Стоит отметить, что объем собственно акробатических упражнений с использованием вспомогательных снарядов, на протяжении всего годичного цикла, сохраняется здесь на более низком уровне, чем в экспериментальной группе, хотя данные упражнения по структуре наиболее близки к соревновательным [2, 3, 7, 8]. Кроме этого, в контрольной группе также наблюдается снижение объемов нагрузки специальной физической подготовки перед соревнованиями, но происходит это лишь за несколько дней до их начала.

Таким образом, в данном случае, можно говорить об отсутствии целенаправленной скоростно-силовой подготовки юных прыгунов спортивных разрядов на акробатической дорожке к моменту основных соревнований. Рациональность такой подготовки в большей степени характерна для спортсменов экспериментальной группы. Это положение подтверждается и достоверными различиями достижений в основных соревнования спортсменов экспериментальной и контрольной групп. К концу педагогического эксперимента шесть человек из экспериментальной и один из контрольной смогли освоить соответствующие комбинации и набрать необходимую сумму баллов для выполнения норматива кандидата в мастера спорта. При этом лишь один занимающийся в экспериментальной группе не смог выполнить норматив на следующий спортивный разряд, а то время как в контрольной таких спортсменов оказалось четверо.

Результаты педагогического эксперимента позволили определить эффективность разработанной модели, основанной на реализации отставленного кумулятивного тренировочного эффекта предшествующего концентрированного объема скоростно-силовых нагрузок и на разведении во времени максимальных объемов специальной силовой и технической подготовки для юных прыгунов на акробатической дорожке.

Рис. 1. Модель построения специальной физической подготовки юных прыгунов на акробатической дорожке в годичном цикле

Следует подчеркнуть, что такое распределение тренировочной нагрузки в годичном цикле способствует при меньшем общем объеме средств доминирующей направленности обеспечить оптимальный уровень специальной скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов, специализирующихся в прыжках на акробатической дорожке, к началу соревновательного периода и благоприятно сказывается на освоении новых технических элементов. А это, в свою очередь, дает возможность повысить уровень своего спортивного мастерства и в будущем добиться более значимых побед на соревнованиях высокого уровня.

Литература:

1. Антонова, Е. А. Корреляционная структура физической подготовленности прыгунов на акробатической дорожке / Е. А. Антонова, Е. П. Врублевский // Науковий часопис Нацюнального педагопчного ушверси- тету iменi М. П. Драгоманова. Серiя № 15 — К.: НПУ iм. М. П. Драгоманова, 2014.— С. 8-14.
2. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов: теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин.— М.: Физкультура и спорт, 2004.— 326 с.
3. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — Ростов на/Д.: Феникс, 2009.— 314 с.
4. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988.— 331 с.
5. Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е. П. Врублевский — М.: Советский спорт, 2009. — 232 с.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский.— М.: Физкультура и спорт, 1966.— 200 с.
7. Кобзарь, Л. В. Методы контроля и совершенствования специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний высокой квалификации: дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Кобзарь Л. В. — М., 2005.— 145 с.
8. Миронов, В. М. Технология физической и функциональной подготовки в гимнастике: учеб. — метод. пособие / В. М. Миронов. — Минск: БГУФК, 2007.— 72 с.
9. Подготовка акробатов: техническая, психологическая, тактическая / В. Н. Мкртычан, В. Н. Болобан, В. Н. Коркин. — Краснодар: Краснодарский государственный институт физической культуры, 1993.— 42 с.
10. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / под общей ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 1.— 304 с.
11. Туманян, Г. С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г. С. Туманян.— М.: Советский спорт, 2006.— 494 с.
12. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1974.— 232 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.05.2018)
Просмотров: 65 | Теги: акробат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь