Понедельник, 18.11.2019, 22:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

С.М.Симанина

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Во все времена существования человечества семья была и остаётся важнейшей единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально - культурным институтом. Она представляет собой первичный социальный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития [1, с. 299].

Семья в русской философии (в частности, в трудах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и др.) представлялась высшей нравственной ценностью, областью реализации любви, стремлением к совершенству, полноте бытия, продолжением рода. Образ семьи сравнивался с образом целостности, завершённости, совершенства жизни.

В современном понятии традиционная семья - это форма организации брачно-семейных отношений, развившаяся из патриархальных семейных отношений, основанная на добровольном партнёрстве (браке) мужчины и женщины, зарегистрированном в установленном порядке и ориентированная на обеспечение многолетней устойчивости и стабильности брака, продолжение и преумножение рода.

В настоящее время традиционная семья как в западном, так и в российском социуме, переживает упадок. В обществе наблюдается тенденция кризиса института семьи, который проявляется главным образом в увеличении числа разводов и в возрастании количества одиноких людей.

Социологи проблематику отношений в семье условно разделяют на две категории: экономическую и социальную. Потеря работы, низкий уровень заработной платы, наличие кредитного обязательства - это наиболее распространённые экономические проблемы современной семьи. К социальным причинам относят - отсутствие общих интересов, влияние родственников, алкоголизм, игровая зависимость, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов [2, с. 458-460].

Одним из ведущих факторов, влияющих на объединение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института является уровень организации семейного досуга, то есть наличие свободного времени и возможностей для его использования

В современной литературе понятие «досуг» объясняется как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, рекреация и т. д. Основная идея семейного досуга в социально - культурной деятельности предполагает, что каждый представитель семьи обретает в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей в процессе творческой самореализации [1, с. 144].

Семейный досуг - это свободное препровождение времени, подразумевающие коллективное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности. Во время совместного досуга семья становится одной дружной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или лишённым внимания.

В последнее время проблеме семейного досуга стало уделяться много внимания. Это выражается в современных социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и её роли в формировании культуры семейного досуга внесли М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, В. Н. Орлов, В. Е. Новаторов, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие российские учёные.

Одной из функций семейного досуга является формирование родительских и супружеских отношений, а так же сохранение и развитие нравственности и культурных ценностей семьи.

Социальная роль семейного досуга заключается в поддержании физических и духовных сил, так же готовит человека к общественной и трудовой деятельности [3, c. 149-150].

Однако современный досуг можно условно разделить на две категории - это коммерческий и социальный сектор.

Коммерческий сектор - это другая сторона культурно-досуговой деятельности, здесь всё оплачивается населением (платные услуги). Сегодня, когда культура испытывает недостаток финансовых средств необходимых для реализации культурных запросов населения, освободившийся сектор занимают коммерческие программы, реализуемые предпринимателями данной области.

Социальный сектор, досуговой деятельности, стоит понимать как систему мероприятий организованных государственными органами и общественными организациями. Финансирование, как правило, осуществляется, непосредственно органами местного самоуправления, спонсорами мероприятия. Довольно часто, финансовую поддержку, социально значимым проектам оказывают меценаты, благотворительные и общественные организации.

Однако, оценивая состояния семейного досуга в настоящее время, можно с уверенность сказать, что коммерческий сектор превалирует. Кинотеатры, рестораны, кафе, театры, культурно - спортивные комплексы и другие рекреационные зоны все находится в свободном доступе и любой желающий может выбрать себе развлечения на свой «вкус и свет», но это всё платно.

С одной стороны, коммерческая сторона досуга очень разнообразна и доступна для всех, а с другой - ценовая политика таких мероприятий не всегда доступна для среднестатистической семьи по экономическим показателям.

Основными причинами финансовой нестабильности семьи являются кредитные обязательства и нестабильность на рынке труда. В 2018 году кредитная задолженность средней алтайской семьи составляет 166 тысяч рублей. Этот показатель устойчиво растёт. При этом среднегодовой доход семьи составляет 644500 рублей. Такие данные за 2018 г. приведены на Кредитной карте РФ, подготовленной экспертами Общероссийского народного фронта [4].

В результате из-за существующих проблем большинство семей проводят свободное время дома у телевизора, компьютера. Такие слова, как семейный досуг, становятся не актуальны. В прошлое уходят семейные ценности, традиции.

Для возрождения семейного досуга как активатора взаимоотношений в семье необходимо использовать новый подход. Стоит предположить, что организация бесплатных общественных мероприятий, поможет урегулировать данную проблему, возвратить интерес у населения к культурным ценностям, а так же будет способствовать позитивным внутрисемейным отношениям.

В процессе эмпирического исследования нами был произведён социологический опрос по сбору информации об изучаемой

проблеме.
Опрос проводился в социальной сети «ВКонтакте», количество респондентов 125 человек. Возраст опрашиваемых составлял от 25-55 лет, в момент опроса 70 % состояли в браке, 30 % находились в разводе и 98 человек имели несовершеннолетних детей.

Как обычно в вашей семье проводят свободное время?
а) дома - 53 %
б) на природе (даче) - 12 %
в) ходим в гости к друзьям - 10 %
г) посещаем общественные места - 15 %
д) свой вариант - 10 %

2. Как часто вы всей семьёй посещаете кино, театры, кафе и т. д?
а) раз в неделю - 10 %
б) раз в месяц, квартал - 26 %
в) раз в год (в праздничные дни) - 60 %
д) уже забыл(а) когда мы весте куда-нибудь ходили - 4 %

3. Знакомо ли вам понятие семейный досуг?
а) да - 72 %
б) нет - 8 %
в) затрудняюсь ответить - 20 %

4. Посетила бы ваша семья мероприятие абсолютное бесплатное, по- свящённое семейному досугу?
а) да - 70 %
б) нет - 12 %
в) скорее да, чем нет - 18 %

5. Как вы считаете, правильная организация семейного досуга способствует гармоничным отношениям в семье?
а) да - 76 %
б) нет - 14 %
в) затрудняюсь ответить - 10 %

6. Оцените по 5-ти бальной шкале организацию бесплатного семейного досуга в вашем городе.
1- ни когда не слышал - 10 %
2 - плохо - 18 %
3 - средне - 45 %
4 - хорошо - 16 %
5 - отлично - 11 %

Анализ проведённого социологического опроса показал, что при наличии разнообразия и доступности коммерческого сектора в сфере досуга, большая часть населения отдают предпочтения домашнему времяпровождению. При этом респонденты подчеркнули, что готовы посещать бесплатные мероприятия, а так же отметили социальную значимость семейного досуга.

Для полноты эксперимента был проведён второй этап исследования. В опыте участвовало 320 респондентов, при этом 84 % имели полную семью, другие 16 % состояли из детей и одного родителя.

Участникам эксперимента были высланы пригласительные письма (рассылка производилась посредством социальных сетей ВКонтакте, In- stagram, Одноклассники), где всю семью приглашали на культурно- досуговое мероприятие, билеты на которое им предлагалось приобрести (мероприятие платное).

В результате 296 писем осталось без ответа, на 10 писем ответили отказом, и только в итоге 14 человек заинтересовались информацией.

Однако, согласно социальному вопросу, люди готовы посещать культурно-досуговые мероприятия, если они будут бесплатны. Исходя из этого, мною была произведена рассылка приглашений на мероприятие, которое проходило в торговом центре и финансирование осуществлялось полностью за счёт организаторов. Адресатами являлись те же семьи, которыми ранее было разослано уведомление о платном мероприятии.

Во втором случае, результатом стало: 68 писем без ответа, на остальные 252 письма, были получены сообщения, где люди интересовались более подробной информацией о мероприятии, месте и времени проведения.

Заключительным этапом исследования стал анализ культурно- развлекательной программы, организованного на базе торгового- развлекательного цента, где финансовое обеспечение было организованно администрацией комплекса.

В процессе мероприятия была произведена беседа с участниками и гостями данного события. Участники для опроса выбирались случайным методом, стоить отметить, что из 37 опрошенных, 22 респондента являлись семейными людьми и пришли на мероприятие всей семьёй.

На задаваемый вопрос о пользе мероприятий направленных на организацию семейного досуга, собеседниками были даны следующие ответы:

1) Семейный досуг необходим современной семье. Очень помогает в физическом, духовном плане.

2) Совместный досуг всей семьёй, помог ребёнку от первого брака найти общий язык с новой семьёй.

3) Очень, много нового узнала о своём ребёнке, муже. Планируем в дальнейшем посещать подобные мероприятия.

4) Совместный досуг всей семьёй очень помогает отдохнуть от ежедневной рутины.

5) Не всегда можем позволить отдохнуть всей семьёй, так как в основном все платно, необходимо больше проводить бесплатных мероприятий.

6) Все очень понравилось, в следующий раз позовём своих знакомых и друзей.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация культурно- досуговых программ направленных на формирования семейного досуга достаточно актуальны и вызывают высокий интерес у населения. Семейные праздники были и остаются средством для воспитания, создания и развития крепких дружных семейных связей. Однако, в связи с финансовой нестабильностью современной семьи проекты направленные на организацию семейного досуга должны быть доступными для населения по экономическим показателям (бесплатными).

Для реализации программы по организации бесплатных семейных мероприятий, необходимо привлекать государственные структуры, органы местного самоуправления.

Исходя из того, что бесплатные мероприятия пользуются спросом у населения, возможна их реализация за счёт коммерческих структур (предприятия, торговые организации т. д.). Данное событие, может послужить хорошей рекламой для компании и привлечения новых клиентов.

Необходимо так же, обратить внимания, на данный сектор досуга, общественные организации и благотворительные фонды. В рамках своих культурно-досуговых мероприятий больше акцентироваться на организацию программ направленных на формирования семейного досуга.

В заключении стоит отметить, что организация семейного досуга является одной из самых значимых функций, целью, которой является удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечениях, а также восстановление и поддержание здоровья членов семьи.

Список литературы

1. Киселева Г. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Г. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. Москва, 2004. 539 с.
2. Мясникова И. С. Современная семья - зеркало противоречий и проблем общества / И. С. Мясникова, Е. Д. Шатохина // Молодой учёный. 2017. №3. С. 458-460. URL: https://moluch.ru/archive/137/38428/ (10.01.2019).
3. Кудренко Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). Пермь, 2013. С. 149-150.
4. Карта кредитной и сберегательной активности домохозяйств РФ (данные за 2018 T.):URL: http://zapravazaemschikov.ru/map/ (10.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 24 | Теги: семейный досуг, городская среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь