Воскресенье, 19.02.2017, 21:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Л.В.Родионова

Организация самостоятельной работы курсантов на примере преподавания иностранного языка

 В связи с быстрым обновлением научно-технических знаний, с социальными изменениями, которые, в свою очередь, влекут за собой изменения условий труда, высшая школа обязана вносить значительные коррективы в подготовку современных специалистов. Будущий специалист не всегда в состоянии получить полный объем знаний, необходимый ему в профессиональной деятельности, в силу некоторых объективных причин. Например, очень часто содержание образования и технологии обучения отстают от темпов развития науки и производства. Значительная часть знаний профессиональной сферы будущих специалистов подвергается постоянному изменению и обновлению.

 Нельзя не признать, что очевидным становится необходимость перехода от формулы «образование — на всю жизнь» к формуле «образование — через всю жизнь».

 В основу современного обучения специалистов, с точки зрения современного компетентностного подхода, необходимо заложить формирование и развитие их самообразовательной компетенции.

 Как подчеркивает П. И. Пидкасистый, «реализация данного принципа всецело зависит от организации обучающимся самостоятельной познавательной деятельности, т. е. учения. Для этого важно, чтобы обучающийся умел: самостоятельно приобретать знания из разных источников; работать с информацией; отбирать и конструировать необходимые способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам учения; применять усвоенные знания в практике; взаимодействовать с преподавателем» [1, с. 47].

 Ориентация будущего специалиста на новую парадигму самообразования требует от преподавателя существенного изменения его педагогической деятельности. Преподавателям зачастую очень трудно дается отказ от давно привычной, наработанной за годы преподавания схемы (рис. 1) и переход своей педагогической деятельности в новое, совершенно иное русло (рис. 2).

Решением данных сложных проблем в современном вузе может стать, прежде всего, активизация самостоятельной работы будущих специалистов под руководством преподавателя. Если до середины 80-х гг. самостоятельная работа в учебных планах вузов даже не упоминалась, то в последующие годы на нее стало выделяться от 40 % до 50 % учебного времени, и эта сторона работы студентов обрела особый статус. Теперь функции преподавателя не исчерпываются традиционным изложением учебной информации. Он должен быть преподавателем-консультантом, организатором творческой, самостоятельной работы, на основе которой происходит становление их профессиональной самодеятельности, осуществляемой по личной инициативе. Одновременно с этим происходит развитие рефлексии, приобретающей черты систематического процесса самовоспитания.

Учитывая актуальность подготовки будущих юристов со знанием иностранного языка, представляется правомерным говорить о формировании у студентов так называемой самообразовательной компетенции (СК) как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком.

Что же должно способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка и формированию СК у обучающихся?

 В первую очередь данной цели может служить специально подобранный с точки зрения самостоятельной работы дидактический материал по иностранному языку:

а) языковой и речевой материал учебной программы, осваиваемый самостоятельно;

б) тексты учебного характера, на основе которых организуется самостоятельная деятельность обучаемых;

в) аутентичные тексты по специальности (деловые письма, контракты, газетные и журнальные статьи);

г) аудитивный материал для самостоятельного прослушивания;

д) видеоматериалы с целой серией образовательных заданий;

е) компьютерные программы для самостоятельного программированного обучения;

ж) индивидуальное чтение на основе выполняемых самостоятельно заданий;

з) овладение системой перспективных заданий с отсроченным контролем;

и) факультативная работа в форме лабораторий и клубов;

к) разработка и проведение проектов [3].

 Соотношение перечисленных видов и форм самостоятельной работы за последние годы претерпело существенные изменения. Если материалы пунктов «а», «б», «в» традиционно превалировали и составляли 70 % по сравнению с 30 % материалов пунктов «г», «д», «е», то в настоящее время наблюдается явная тенденция к смещению пропорций. Это объясняется тем, что компьютерные технологии выходят на передовые позиции в учебном процессе. Особенно четко это прослеживается при заочной форме обучения. Возникновение дистанционной формы обучения, использование электронных учебников, все это требует от учащихся владение СК на должном уровне.

Однако нельзя забывать о традиционных заданиях для самостоятельной работы. Среди многообразия используемых форм следует отметить подход наглядно-графического представления довольно крупных блоков отраслевой терминологии.

 Этапы подготовительной работы включают выделение основных понятий данной темы, их классификацию, установление взаимосвязей понятий, а также составление структурно-логических схем согласно выделенным понятийным категориям. Например:

Ассоциативные цепочки такого рода очень полезны при изучении новой лексики, т. к. в памяти наряду с центральным понятием (das Recht) удерживаются и другие, смежные с ним понятия. Подобный способ введения лексики способствует также легкому восприятию лексических единиц и обеспечивает условия для сочетания произвольного и непроизвольного запоминания. Подобные схемы-контексты наглядно представляют соответствующее тематическое поле во всех закономерных связях между его элементами, отражают последовательность выведения одного понятия из другого. Из любого периферийного элемента можно сделать центр построения новой схемы. Такая процедура «расширяющейся периферии» позволяет связать целые микросистемы терминов любой конкретной отрасли  [4].

Особое место среди перечисленных форм и методов самостоятельной работы занимает, на наш взгляд, метод проектов. Он не так давно вошел в процесс преподавания иностранных языков, но прочно занял достойное место, поскольку данная методика учит самостоятельно добывать дополнительный материал, уметь делать выводы, критически осмысливать полученную информацию на иностранном языке через Интернет, другими словами, помогает формировать механизмы СК.

 

 

Список библиографических ссылок

 1. Егорченкова Е. Я. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового вуза / ИЯШ. 2003. № 3.

2. Литвинова Т. В. Система упражнений для самостоятельной работы студентов по овладению лексикой по специальности // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб., 2001. с 124¾125.

3. Скок Г. Б., Зотова Е. А., Сурнина Т. Ю. Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета // Педагогика. 2006. № 1.

4. Пидкасистый П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3.

 

© Л. В. Родионова, 2009

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 571 | Теги: самообразовательная компетенция, метод проектов, парадигма образования, мотивация, компетентностный подход, познавательная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017