Воскресенье, 31.05.2020, 18:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Организация психологической работы с сотрудниками транспортной полиции с учётом мотивации к профессиональной деятельности в контексте мировоззренчески

Ю.Ю.Стрельникова, доктор психологических наук
М.А.Кутырёв

Организация психологической работы с сотрудниками транспортной полиции с учётом мотивации к профессиональной деятельности в контексте мировоззренческих установок

В статье представлены результаты психологического исследования личностных особенностей сотрудников транспортной полиции, полученных при помощи методов экспериментальной психосемантики. Установлено, что мотивы субъективного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников и влияют на их психологическое благополучие в процессе служебной деятельности. Для сотрудников ОВДТ с эго-ориентированной мотивацией выбора профессии характерны эгоцентричность, ригидность, конфликтность, пониженный интерес к служебной деятельности и семье, низкое стремление к саморазвитию, но высокое - к поддержанию положительного имиджа и признанию своего социального статуса. 13 % таких сотрудников имеют психологические проблемы и нуждаются в психокоррекционной помощи.

Ключевые слова: психологическая работа, психосемантический подход, личность сотрудника ОВД, мотивационная направленность.


В органах внутренних дел (ОВД) сохраняется потребность в совершенствовании психологической работы с сотрудниками в контексте понимания подсознательных механизмов личности, регулирующих поведение субъекта юридического труда. Представление о его структуре, условиях, эффективности определяет концептуальные принципы психологической службы в рамках стандартов и требований нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел. В настоящее время система психологической работы выстроена в границах нормативной методологии теории деятельности. При этом используется широкий спектр психодиагностических методов изучения личности, но диагностика преимущественно нацелена на выявление отклоняющихся от нормативных стандартов поведения психических свойств, процессов и состояний. Однако такая нацеленность не гарантирует в будущем стопроцентную личностную надёжность и эффективность сотрудников в различных видах правоохранительной деятельности.

С целью совершенствования методологической оснащенности подразделений психологической работы, целесообразно обратиться к ресурсам психосемантического подхода с использованием методов экспериментальной психосемантики в психодиагностических исследованиях личного состава органов внутренних дел. Являясь идеографическим, психосемантический подход выявляет системообразующие феномены психики - ценности, мотивы и смыслы, позволяя прогнозировать поведение человека в определенных условиях профессиональной деятельности. Психосемантика смыслов и жизненных ценностей позволяет изучить динамику психической активности личности, а также скорректировать вектор развития человека в сторону наиболее полной самореализации, оставляя за ним выбор дальнейших действий и не снимая ответственности за принимаемые решения. Поэтому психологам органов внутренних дел целесообразно исследовать смысловые и мо- тивационные конструкты личности сотрудника ОВД, отражающие субъективную «картину мира», направляющие его поведение, обеспечивающие целеполагание, осмысленность жизни и профессиональной деятельности.

С личным составом транспортной полиции было проведено исследование, направленное на изучение личностных особенностей сотрудников и их мотивационной направленности в рамках психосемантического подхода.

Гипотеза исследования: мотивы личного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников правоохранительных органов и влияют на их психологическое благополучие в процессе службы.

В исследовании приняли участие 129 сотрудников подразделений органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ):

- 1-я группа (численность n1 = 49) - мужчины, средний возраст (27 ± 5,6) лет, стаж службы в органах внутренних дел (7,2 ± 4,9) лет, имеющие социально-ориентированную мотивационную направленность на профессиональную деятельность;

- 2-я группа (n2 = 80) - мужчины, средний возраст (30 ± 5,3) лет, стаж службы в органах внутренних дел (8,8 ± 5) лет, имеющие индивидуально-ориентированную мотивацию к оперативно-служебной деятельности.

В ходе индивидуальной беседы и стандартизированного интервью сотрудникам органов внутренних дел задавался вопрос: «Укажите, пожалуйста, пять причин, которые повлияли на Ваш выбор профессии». Анализ полученных ответов позволил сгруппировать выявленные мотивы по следующим аспектам [4]:

- потребность в самореализации («возможность реализовать себя», «мужская работа», «динамика развития» и др.);

- стремление укрепить свой характер («военная служба», «общение», «дисциплина» и др.);

- чувство долга и патриотизма («защита граждан», «обеспечение правопорядка»);

- престиж и авторитет профессии («государственная служба», «важность профессии», «статус» и др.);

- интерес к деятельности, которая нравится («мечта детства», «интересна специфика работы», «раскрытие преступлений» и др.);

- когнитивные потребности (желание «узнать новое», «приобрести новые знания и навыки», «получить высшее образование» и др.);

- потребность в уважении («надежные товарищи», «работа в коллективе» и др.);

- потребность оказывать помощь окружающим (желание «помочь людям», «приносить пользу», «работать с гражданами» и др.);

- семейные традиции и продолжение династии («преемственность поколений», «пример родителей» и др.);

- потребность в безопасности («уверенность в завтрашнем дне», «надёжность», «стабильность», «социальная защищённость» и др.);

- потребность в самоутверждении («нравится носить форму», «перспективы карьерного роста» и др.);

- пассивная личностная позиция в решении жизненных проблем («посоветовали», «отсутствие в городе другой работы» и др.);

- утилитаризм («удобный график», «хорошие условия службы», «ранняя пенсия» и др.);

- материальная выгода («денежное довольствие», «льготы» и др.).

Далее вышеописанные мотивы были объединены в две группы мотивационной направленности на основе основных положений психологической теории потребностей А. Маслоу [1]. Первую группу составили социально-ориентированные мотивы, опирающиеся на потребности высшего порядка (самореализация, чувство долга, патриотизма, помощь окружающим, интерес к деятельности, престиж и авторитет профессии, семейные традиции и преемственность поколений, познание нового, стремление укрепить свой характер). Ко второй группе были отнесены индивидуально-ориентированные (эгоцентрические) мотивы, направленные на реализацию собственных физиологических и утилитарных потребностей, потребности в безопасности, самоутверждение, а также отражающие пассивную жизненную позицию (уход от проблем).

Мотив «материальная выгода» был выделен отдельно и не включен в статистическую обработку, поскольку он не является исключительно психологическим и отражает полимотивированность личности. В табл. 1 перечислены мотивы выбора профессии сотрудниками, выполняющими служебную деятельность на объектах транспортной инфраструктуры.

Таблица 1
Мотивы выбора профессии полицейского сотрудниками транспортной полиции

Вышеперечисленные мотивы послужили основополагающим признаком для разделения респондентов на две исследовательские группы:

1- я группа - сотрудники ОВДТ с социально-ориентированной мотивацией к службе, которые видят свой профессиональный долг в защите и помощи гражданам, что позволяет им быть более эффективными в служебной деятельности;

2- я группа - сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией, направленной на удовлетворение эгоцентрических потребностей, которая может привести к низкой эффективности служебной деятельности, конфликтности, а также создать проблемы в процессе самореализации.

В ходе анкетирования исследовались также социально-биографические показатели: возраст, образование, стаж службы, семейное положение, количество детей и занятия спортом. В табл. 2 представлены значимо различающиеся номинативные переменные по двум независимым выборкам.

Для изучения характерологических особенностей, мировоззренческих установок и жизненных ценностей сотрудников ОВДТ использовались: психосемантические методики диагностики концептов «Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира», которые представляют собой авторскую модификацию Методики цветовых выборов И.Л. Соломина [3]; семантические дифференциалы проекции концептов «Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира», разработанные по алгоритму методики Ч. Осгуда [8]; Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (В.А. Шаповал, 2012) [6]; Шкала базисных убеждений (англ. World assumptions scale, сокр. WAS), разработанная Р. Янов-Бульман (1992) [7], адаптированная и рестандартизированная М.А. Падун и А.В. Котельниковой (2007) [2]; Цветовой тест М. Люшера, модификация «Попарные сравнения» (Филимоненко Ю.И., 1993) [5].

Таблица 2
Результаты сравнения социально-биографических показателей сотрудников с различной мотивационной направленностью

Анализ данных проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 21». Для оценки достоверности различий независимых выборок применялся U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, х2-критерий Пирсона (сравнение независимых эмпирических распределений). Выбор критерия определялся типом измерительных шкал, нормальностью распределения и гомогенностью дисперсий признаков, при этом учитывались статистически значимые различия (р < 0,05). Взаимосвязи переменных изучались с помощью множественного регрессионного анализа (шаговый отбор), с учётом статистической значимости коэффициента множественной корреляции (по F-критерию Фишера), регрессионных коэффициентов и их статистической значимости (по t-критерию Стьюдента).

В табл. 3 представлены результаты сравнительного анализа психологических особенностей сотрудников транспортной полиции с различной мотивацией к служебной деятельности.

Таблица 3
Психологические особенности сотрудников ОВДТ с различной мотивацией к профессиональной деятельности

На рис. 1 представлены профили исследуемых групп по шкалам психодинамически ориентированного личностного опросника «Ресурс», которые не превышают нормативный разброс и находятся в диапазоне 40-60 Т-баллов. Однако среднее значение показателя Cdf3, который входит в шкалу CD - «Общей дезадаптации» (социопсихосоматической проблемности), значимо выше у социально мотивированных сотрудников (54,6 ± 10,9), чем у эго-ориентированных лиц (51 ± 8,7).

Рис. 1. Профили ПОЛО «Ресурс» в группах сотрудников ОВД с различной мотивацией профессиональной деятельности

На рис. 2 представлена гистограмма распределения показателя Cdf3 в группе сотрудников с социально-ориентированной мотивацией, которая позволила рассчитать количество человек (в процентах), имеющих значения выше допустимых пределов (выше 60 Т-баллов).

Рис. 2. Гистограмма показателя Cdf3 в группе сотрудников с социально-ориентированной мотивацией

У 29 % сотрудников ОВДТ с социально-ориентированной мотивацией показатель Cdf3 находится выше 60 Т-баллов, что свидетельствует о наличии неосознаваемых и осознаваемых личностных проблем, которые могут ограничивать самореализацию в процессе профессиональной деятельности. Большинство (71 %) социально мотивированных сотрудников прилагают усилия для развития общего дела в ущерб реализации своих потребностей, относятся к своим обязанностям более ответственно, чем сотрудники с эго-ориентированной мотивацией, в связи с чем их можно считать более эффективными в оперативно-служебной деятельности.

На рис. 3 представлена гистограмма распределения показателя Cdf3 в группе сотрудников с индивидуально-ориентированной мотива- ционной направленностью. 13 % сотрудников с эгоцентрической мотивацией имеют значения по показателю Cdf3 на уровне 65-70 Т-баллов. В процессе самореализации, стремясь к самоутверждению, они чаще испытывают недовольство (окружающими, служебной ситуацией, коллегами и др.) в профессиональной деятельности, а также ощущают дискомфорт, фрустрацию при ограничении удовлетворения собственных потребностей.

Рис. 3. Гистограмма показателя Cdf3 в группе сотрудников с индивидуально-ориентированной мотивацией

Регрессионный анализ позволил установить взаимосвязь социопсихосоматической проблемности с исследуемыми мировоззренческими концептами. Значимое уравнение регрессии описывает 95 % дисперсии зависимой переменной (R2 = 0,95; F = 146; р = 0,0001) - шкалы «Общей дезадаптации» (CD) и имеет следующий вид:
CD = 100,5 - 0,98 L + 1,13 (ПСМ_Отв) - 0,618 (ПСМ_НС) + 0,41 (ПСМ_Н) + 1,72 (СД_ ВО) - 0,36 (ПСМ_Ст) + 0,79 (ПСМ_ОМ) - 0,53 (ПСМ_Д) - 0,49 (ПСМ_Напр) - 0, 51 (СД_У) + 0,57 (ПСМ_С) + 0,64 (СД_Э) - 0,48 (СД_О) - 0,94 (СД_К),

где L - «Ложь», ПСМ_Отв - «Ответственность», ПСМ_НС - «Несение службы», ПСМ_Н - «Неудача», СД_ВО - «Высокая ответственность», ПСМ_Ст - «Становление», ПСМ_ОМ - «Окружающий мир», ПСМ_Д - «Досуг», ПСМ_Напр - «Направленность», СД_У - «Управляемость», ПСМ_С - «Самостоятельность», СД_Э - «Эмоциональность», СД_О - «Особый», СД_К - «Квалифицированность».

Следовательно, в 95 % случаев сотрудники, испытывающие психологические проблемы, ощущают потребность в искренних, эмоциональных отношениях, повышении самоконтроля, самостоятельности, ответственности, самооценки через признание своего социального статуса и профессиональной квалификации. Они нуждаются в консультативной или психо- коррекционной помощи, поскольку имеют сниженную потребность к саморазвитию и самореализации, не умеют расслабиться, организовать досуг, переживают частые жизненные неудачи.

Профили по «Шкале базисных убеждений» (ШБУ) двух исследуемых групп представлены на рис. 4.

Рис. 4. Профили ШБУ в группах сотрудников ОВД с различной мотивацией к профессиональной деятельности

Шкалы базисных убеждений: 1 - доброжелательность окружающего мира; 2 - справедливость; 3 - образ «Я»; 4 - удача; 5 - убеждение о контроле

Профили по шкалам ШБУ (образ «Я»; «удача»; «убеждение о контроле») в обеих группах превышают нормативный разброс и находятся в диапазоне 5-10 Т-баллов, однако, у респондентов с эго-ориентированной мотивацией все показатели значимо выше. Следовательно, как социально, так и индивидуально мотивированные сотрудники склонны преувеличивать положительные черты своего характера и совершенные общественно одобряемые поступки. Для них характерна убеждённость в способности контролировать происходящие события, собственной удачливости в делах и в возможности поступать так, чтобы ситуация складывалась в их пользу.

Однако социально-ориентированные сотрудники убеждены в благосклонности и справедливости устройства мира, который они считают достойным местом для жизни, поскольку неудачи в нём происходят довольно редко, а люди вокруг доброжелательны, заслуживают доверия, порядочны и всегда готовы помочь.

Индивидуально-мотивированные сотрудники также уверены в доброжелательности окружающих, однако их отличают установки выраженного эгоцентрического характера. Это проявляется в уверенности, что именно они достойны лучшего «места под солнцем», поэтому доверие и порядочность окружающих людей могут быть использованы ими в личных интересах.

Анализ шкал психосемантических методик диагностики концептов ««Жизнедеятельность», «Служение», «Самореализация», «Социальная зрелость» и «Картина мира»» позволил установить, что эго-мотивированные сотрудники склонны придавать своей жизни особый статус, приобретая ресурсы для влияния на общество. Они искусственно возвышают свою социальную значимость и зрелость, считая, что достойны занимать привилегированные позиции в обществе.

Индивидуально ориентированные сотрудники ОВДТ демонстрируют выраженное, но неискреннее стремление к самореализации, при этом защищая от социального влияния личные убеждения и принципы. Они чаще акцентируют внимание на своих соматических проблемах, а также способны трансформировать свои убеждения в зависимости от мнений значимого окружения. Эго-мотивированные сотрудники стремятся к поддержанию положительного имиджа, однако часто демонстрируют окружающим лишь имитацию активной деятельности, ответственности в принятии решений и их ре
ализации. Периодически они могут не понимать объективных обстоятельств, особенностей ситуации и взаимосвязанных с ними психологических факторов, что может провоцировать возникновение конфликтов, неудач в личных и служебных отношениях.

Сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией к службе недостаточно планируют свою жизнь, живут одним днём, что негативно сказывается на получении желаемых результатов. Допуская ошибки в самореализации, они испытывают недовольство окружающими людьми и обстоятельствами, разочаровываются, обреченно принимая последствия своего поведения или направляя отрицательные эмоции внутрь себя. Данное обстоятельство является фактором риска развития психосоматических расстройств и различных форм аддик- тивного поведения.

В результате психосемантического анализа профессиональной самоидентификации установлено, что для эго-мотивированных сотрудников важным является социальный статус и признание их роли в иерархии общественных отношений. Такие сотрудники отождествляют себя со своей профессиональной ролью и оценивают значимость своего социального положения выше, чем социально-мотивированные респонденты.

Сотрудники с индивидуально-ориентированной мотивацией уверены в своей эффективности и настойчивы в достижении поставленных целей. Однако условия правоохранительной деятельности не всегда позволяют им реализовать свои способности, поэтому они зависимы от значимого окружения, когда чувствуют угрозу свободе удовлетворения потребностей и безопасности собственного «Я». Мировоззрение эго-ориентированных сотрудников ограничивается личностно-значимыми явлениями жизни. Для поддержания образа «перспективного человека» они преувеличивают свой потенциал и весомость личных достижений.

Сотрудники с социально-ориентированной мотивацией интегрируют свой образ жизни с профессиональной деятельностью, которая, по их мнению, помогает формировать ценностные ориентации и убеждения, познавать окружающий мир и развивать навыки взаимодействия, осваивая новые способы решения проблем и конфликтных ситуаций. Они ориентированы на будущее, открыты к получению новых знаний и умений, придерживаются социально- одобряемых ценностных ориентаций. Разумно выстраивая систему взглядов на объективную реальность и определяя свое место в ней, такие сотрудники принимают жизненные позиции и идеалы окружающих людей.

Социально мотивированные сотрудники ответственно подходят к порученному делу, способны признать свои ошибки, а при возникновении сложностей - обратиться за помощью. В своей жизни они стремятся ставить реальные цели и прогнозировать результаты, вследствие чего редко испытывают неудачи и разочарования, чувство неудовлетворённости от несбывшихся ожиданий и надежд. Сотрудники с социально ориентированной мотивацией к службе следуют этическим и моральным нормам и, чувствуя себя в безопасности, готовы демонстрировать свои личностные особенности обществу. Адаптировавшись в социуме, такие сотрудники успешно реализуют свой потенциал, совершенствуют свои индивидуальные достоинства и творческие ресурсы.

Регрессионный анализ выявил взаимосвязь мотивации к службе с мировоззрением сотрудников ОВДТ, что позволяет сделать прогноз о влиянии отношения к профессиональной деятельности на качество выполнения служебных задач. Значимое уравнение регрессии описывает 61 % дисперсии (R2 = 0,61; F = 11; р = 0,0001) зависимой переменной и имеет вид:
Мотивация = 0,51 + 0,06 (ШБУ_ОМ) + 0,07 (ПСМ_Т) - 0,28 (СД_Р) + 0,27 (СД_Ч) - 0,06 (ПСМ_ОВД) - 0,2 (СД_Д) + 0,06 (СД_К) + 0, 13 (СД_Я)+ + 0,07 (ШБУ_ОЯ) - 0,05 (ПСМ_Ош) + 0,01 (А2) + 0,08 (ПСМ_У) - 0,05 (ПСМ_Отв) + 0,06 (ПСМ_С) - 0,06 (СД_М),

где ШБУ_ОМ - «Доброжелательность окружающего мира», ПСМ_Т - «Творчество», СД_Р - «Решительность», СД_Ч - «Честность», ПСМ_ ОВД - «Сотрудник ОВД», СД_Д - «Добросовестность», СД_К - «Комфортность», СД_Я - «Яркость», ШБУ_ОЯ - «Образ Я», ПСМ_Ош - «Ошибка», А2 - «Деструктивная агрессия», ПСМ_У - «Мое увлечение», ПСМ_Отв - «Ответственность», ПСМ_С - «Семья», СД_М - «Мягкость».

В целом, как социально, так и индивидуально ориентированные сотрудники ОВДТ имеют завышенную самооценку, склонны преувеличивать положительные черты характера, свой потенциал, способность к самоконтролю, достижения и успешность в делах, а также демонстрировать социально-одобряемое поведение. Однако у эго-ориентированных сотрудников выше вероятность возникновения трудностей и психологических проблем в процессе служебной деятельности.

Сотрудники с социально-ориентированной мотивацией идентифицируют себя с профессиональным статусом сотрудника ОВДТ, интересуются службой, семьей и окружающей действительностью, чувствуют себя комфортно. Они характеризуются гибкостью поведения, открытостью в межличностном общении, добросовестностью и честностью в делах, стремятся к самосовершенствованию, проявляя творческий подход, однако имеют склонность избегать ответственности и решительных действий, чтобы не совершать ошибок в профессиональной деятельности.

Сотрудники с эго-ориентированной мотивацией проявляют пониженный интерес не только к служебным делам, но и к своей семье, событиям социальной жизни в целом. Они напряжены, избегают искренних отношений и дистанцируются от окружающего мира вследствие восприятия его как угрожающего. Для них характерны эгоцентричность, ригидность, манипулятивность в личных и служебных отношениях. Индивидуально ориентированные сотрудники стремятся к поддержанию положительного имиджа, признанию высокого социального статуса, имитируя решительность и настойчивость в достижении целей. При этом они не готовы реально тратить свои ресурсы для саморазвития и самореализации, предпочитая воспользоваться возможностями других. Их отличают неискренность в общении, зависимость от значимого окружения, под которое они подстраивают своё поведение, изменяя собственным убеждениям и принципам. В условиях служебной деятельности эго-ориентированные сотрудники испытывают напряженность, угрозу самооценке и свободе удовлетворения потребностей. При этом непонимание особенностей окружающих людей, складывающихся ситуаций и недобросовестное отношение к службе могут привести к неудачам, профессиональным ошибкам и возникновению межличностных конфликтов. 13 % сотрудников с индивидуально ориентированной мотивацией нуждаются в психокоррекционной помощи, поскольку имеют психологические проблемы, испытывают потребность в искренних эмоциональных отношениях, в снижении напряжённости, повышении самооценки и самоконтроля, а также нуждаются в стимуле к саморазвитию.

Таким образом, мотивы субъективного выбора профессии полицейского находят отражение в мировоззрении сотрудников правоохранительных органов и влияют на их психологическое благополучие в процессе служебной деятельности. Следовательно, при организации и проведении мероприятий психологической работы особое внимание необходимо уделять категории сотрудников ОВД, у которых преобладают индивидуально ориентированные мотивы выбора профессии. Целесообразно проводить с ними профилактические, психо-коррекционные мероприятия индивидуального и группового характера, направленные на поддержание позитивного эмоционального состояния и предупреждение психологической дезадаптации, а также на повышение удовлетворённости трудом, что будет способствовать увеличению интереса к профессиональной деятельности и созданию благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе.

На этапе профориентационной работы при изучении личностных и деловых качеств в ходе определения профессиональной пригодности к службе психологам подразделений необходимо обращать внимание на мотивационную направленность кандидата, а эго-ориентированную мотивацию определять, как фактор риска, повышающий вероятность развития психологических проблем в процессе служебной деятельности.

Список литературы

1. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2016. - 400 с.
2. Падун, М. А., Котельникова, А. В. Методика исследования базисных убеждений личности. - М: Лаборатория психологии и психотерапии посттравматического стресса ИП РАН, 2007. - 23 с.
3. Соломин, И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 280 с.
4. Стрельникова, Ю. Ю. Мотивация сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России к деятельности в экстремальных условиях и ее влияние на выраженность психических последствий // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2014. - № 4. - С. 135-148.
5. Филимоненко, Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация «Попарные сравнения» : методическое руководство. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 42 с.
6. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.
7. Janoff-Bulman, R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. - New York: Oxford University Press, 1992. - 256 p.
8. Osgood, Ch. E. Method and Theory in Experimental Psychology. - N.Y.: Oxford University Press, 1968. - 800 p.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (16.04.2020)
Просмотров: 37 | Теги: психосемантика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь