Пятница, 20.10.2017, 11:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

И.Н.Смирнова. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза посредством организации проектной деятельности в условиях нового образовательного стандарта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектная деятельность, профессиональные компетенции, профессиональная готовность, познавательная деятельность.

 

Перед современным образованием стоят сложные задачи, требующие обновления содержания, методов, форм, поиска эффективных средств в рамках нового образовательного стандарта [1]. Для этого необходим высокий уровень подготовки студентов педагогического вуза. Профессиональная подготовка студентов вуза, в связи с этим - личностно-деятельностная парадигма обучения, требует кардинального изменения педагогической среды, отношений в системе «учитель- ученик ».

Ввиду сложившейся ситуации система подготовки будущих учителей должна стать своеобразным звеном в решении поставленных задач. Комплексное применение знаний из разных областей науки выступает как закономерность современного образования, направленного на решение учебных задач и предъявление широкого диапазона требований к учителю, его квалификации. Исходя из этого, профессиональная подготовка студентов требует новых подходов. Будущий учитель должен осуществлять действенное управление учебным процессом, мотивировать, организовывать, консультировать учебную деятельность обучающегося. С этой задачей зачастую трудно бывает справиться человеку без педагогического опыта, которым является начинающий учитель. Поэтому успешность будущей профессиональной деятельности зависит от уровня профессиональной готовности студентов. Формирование профессиональной готовности студентов основывается, во-первых, на предметных знаниях базовой части, во-вторых, на самостоятельной, научно- исследовательской, творческой работе, а также на умении применять информационные технологии в профессиональной деятельности. Проектная деятельность на основе информационных технологий принимает эффективную форму организации междисциплинарной деятельности обучаемого, которая должна носить непрерывный, систематический характер и интегрировать компоненты информационной образовательной среды.

Учитывая сокращение в учебных планах вуза количества часов на аудиторную работу со студентами, проектная деятельность должна стать «спасательным кругом» современной высшей педагогики.
В толковом словаре проект (от лат. «proiectus» - «брошенный вперед») - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого- либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта [2].

В педагогике метод проектов связан с именем Дж. Дьюи. Метод ориентирован на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе в 1908-'Ю гг. были описаны «домашние проекты», применявшиеся в сельских клубах молодежи, а затем метод проектов стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике [3].

Современная педагогика трактует метод проектов как педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Состояние современной педагогики определяет необходимость поиска возможностей построения и проектирования в этой ситуации системы деятельности, воспитывающей реализацию и самореализацию личностного потенциала студентов.

Деятельностный подход в рамках личностно ориентированного образования должен осуществляться с опорой на принцип вариативности, признания разнообразия содержания и форм учебного процесса. Данный вид деятельности у студентов должен определяться на основе опосредованного и непосредственно управления этим процессом со стороны преподавателя применительно к содержанию образовательной программы.

Прежде чем студенты приступят к проектной деятельности, у них должна быть сформирована целая система самоорганизации. Говоря о самоорганизации в процессе проектной деятельности, мы предполагаем, что основные компоненты общеучебных умений и навыков уже сформированы. Так, например, восприятие темы проекта, мыслительная её обработка, организация и планирование собственной деятельности в рамках данного проекта, оценка и осмысление его результатов в данном случае являются уже сформированными навыками проектной деятельности. Среди условий, способствующих эффективному формированию навыков проектной деятельности, первостепенное значение имеют:
- учет психофизиологических особенностей обучающихся;
- создание предпосылок для внутренних познавательных мотивов к учению, потребность в новых знаниях;
- разнообразие тематик проектов, которые должны соответствовать возможностям студентов и удовлетворять принципу поэтапного освоения профессиональных навыков;
- вооружение студентов умениями и навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции;
- постепенное усложнение требований к реализуемым проектам.

Организовать проектную деятельность студентов - это значит, прежде всего, обучить механизмам, творческим процедурам познавательной деятельности с учетом их личностных особенностей и реальной подготовленности к осуществлению практических действий. Проектная деятельность должна принимать эффективную форму организации междисциплинарной деятельности студента, которая носит непрерывный, систематический характер и интегрировать компоненты образовательной среды. Направление самостоятельной и внеаудиторной работы будущих учителей в русло познавательной активности способствует их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Осуществление межпредметных связей выступает как один из основных принципов формирования профессиональной компетентности будущего учителя.

Проектная деятельность студентов не начинается с нуля, в первую очередь здесь необходима психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза, включающая владение современными научными представлениями об обучении, понимание законов учебно-воспитательного процесса, законов развития личности студента.

Методологическую основу проектной деятельности составляет развивающая концепция личностно ориентированного образования, центральной идеей которой является определение личностных качеств студентов в процессе обучения. Личностно ориентированные подходы и поисково-исследовательский
метод обучения утверждаются в качестве приоритетных в современной вузовской педагогике.

Идеи, положенные в основу проектной деятельности, представляют собой технологию обучения, основанную на сочетании различных видов деятельности. Проектной деятельности будущего учителя целесообразно придать проблемный характер и профессионально-педагогическую направленность. Процесс формирования профессионального мышления у студентов в рамках проектной деятельности требует комплексного использования многообразия продуктивных методов преподавания и учения: проблемного изложения, исследовательских, частно-поисковых, индуктивных, дедуктивных. Особое внимание уделяется прочности, глубине, востребованности фундаментальных знаний, формированию профессиональной подготовки. В этой связи воспитывается у будущих учителей потребность и умение использовать научное содержание в выработке решения профессиональных проблем. Комплекс методов, необходимый для успешной проектной деятельности студента, должен включать в себя: инновационные, личностно ориентированные методы обучения, традиционные и инновационные организационные формы обучения в вузе, современные средства обучения, прежде всего информационные технологии, в их интеграции с образованием единой учебной среды, в конечном счете важно реализовать достижение планируемых результатов.

Нам представляется, что в процессе подготовки учителя проектная деятельность может стать одним из средств формирования профессиональных компетенций. Между тем необходимо усложнять содержание и процесс проектной деятельности студентов, обеспечивать рост познавательных умений. Уровень и устойчивость профессиональных компетенций будущего учителя при условии постоянного совершенствования проектной деятельности, его педагогические умения вырабатываются в практической деятельности и благодаря педагогическому мастерству преподавателей вуза и межпредметным связям. Использование межпрежметных связей в проектной деятельности повышает практическую направленность обучения и раскрывает общие научные основы современного образования, направляет на последовательное формирование интереса к преподавательской деятельности, формирует стремление к самостоятельному установлению взаимосвязей между явлениями в профессиональной сфере. В этой связи у будущих учителей воспитывается потребность использовать научное содержание в выработке решения профессиональных проблем. Межпредметные связи, заложенные в программах и учебниках, не находят применения на практике, если преподаватель не овладеет методикой нахождения оптимального варианта привлечения знаний других дисциплин или курсов. Так, задания междисциплинарного характера должны включать:
- постановку вопроса на размышление, подготовку сообщений на занятиях, написание рефератов, создание оригинальных наглядных пособий, требующих знаний информатики. составление кроссвордов с использованием -Педагогические науки ляемых в смежных информаци *_»Х1Х1Г>±Л хслпилш илл, задания на выбор;
- создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, стимулирующих мыслительную деятельность студентов, требующих переноса знаний из одной дисциплины в другую;

- применение комплексных знаний, требующих всесторонней характеристики объекта, на основе применения знаний из нескольких предметных областей;
- проведение контрольных работ, позволяющих судить об усвоении знаний учебного материала, умения применять полученные знания при раскрытии понятий;
- использование бесед с целью включения имеющихся у студентов знаний в области информационных технологий;
- подготовку и проведение школьных конференций, викторин, диспутов и др.

Формирование профессиональных знаний и умений у будущих учителей происходит тем эффективнее, чем больше преподаватель вуза уделяет внимание различным видам деятельности, стимуляции познавательных интересов студентов. Взаимосвязь учебных дисциплин, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса, усиливает синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, коллективность, взаимопомощь обучающихся в ее организации.

Познавательные же умения совершенствуются во взаимосвязи с оценочными, коммуникативными, организационными, речевыми, творческими, практическими видами деятельности, стимулируя при этом мотивацию учебной деятельности обучающихся.

В условиях информатизации обучения роль преподавателя на уроке еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог осуществляет ее в новой педагогической среде, имеющей характеристику использования современных информационных средств обучения, возможности расширения спектра воздействий на обучающихся через стратегию и тактику, заложенные в реализуемую им информационную технологию. Многое здесь зависит от профессиональной подготовки будущего учителя, стремления выработать собственные подходы к установлению взаимосвязей между учебными предметами и курсами. Поэтому мы стараемся вызвать у студентов профессиональный интерес к научным основам преподаваемого предмета, сформировать целостные и адекватные представления о выборе программных продуктов обучения, управления и внедрения информационных технологий в школьные занятия с целью получения необходимой управленческой информации, имеющей индивидуально-личностный характер. Новые информационные технологии способствуют формированию устойчивого интереса к обучению, влияют на качество знаний, результативность обучения, развития студентов. Кроме того, информационные технологии становятся инструментом познания, изучения, выполнения эвристической, обобщающей, исследовательской, развивающей и контрольно-корректирующей функций. В данном случае характер его труда меняется. Педагогу приходится:
- проектировать и конструировать профессионально-ориентированную информационную технологию обучения;
- разрабатывать ее в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины;
- обосновывать логику организации педагогического взаимодействия с обучающимися на коммуникативном уровне;
- определять оптимальные методы и критерии управления познавательной деятельностью обучающихся;
- разрабатывать и формировать педагогические тесты и тестовые задания организации контроля, самоконтроля обучающихся с использованием компьютерных средств и др.

Таким образом, содержание деятельности преподавателя все в большей степени приобретает творческий технологический характер, что требует от него постоянного обновления своих знаний и профессионального роста. Формирование у будущего учителя умений применения информационных технологий наблюдается в успешной проектной деятельности.

Проектная деятельность существенно способствует эффективному обучению, развитию мыслительных операций, умений и навыков у студентов. Практика показывает, что такая работа развивает у будущих специалистов стратегию мышления, оттачивает аналитико-синтетический метод. Проектная деятельность формирует у них самокритичность, способствует реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. В образовательном плане она обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение. Особенно ценна она для обработки практических учебных умений и навыков, так как без самостоятельных действий умения не могут быть переведены на уровень навыков автоматизированного и творческого характера. У студентов, освоивших проектную деятельность, начинает доминировать деятельность исследовательского характера, что способствует развитию их креативности. Качественная самостоятельная подготовка может активизировать академическую активность студентов, поднять в целом эффективность обучения.

В современном вузовском образовании, как известно, аудиторные занятия не всегда обеспечены такими дидактическими процессами, в которых можно было бы получить высокие результаты в усвоении знаний студентами. Отсюда следует, что проектная деятельность незаменима в формировании знаний, умений и навыков.

Метод проектов как средство обучения имеет огромное значение для подготовки будущих учителей к самостоятельной трудовой деятельности, формированию навыков планирования проведения уроков.

Педагогическая деятельность, которая имеет познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, немыслима без самостоятельной работы педагога, которая должна формироваться в стенах вуза и без которой работа учителя будет неэффективна. Познавательная деятельность определяет все послед деятельности учителя. Констрность связана с отбором, композициеи, проектированием учебно-воспитательного материала.

Проектная деятельность может быть организована в различных формах: аудиторной и внеаудиторной (групповой, парной, индивидуальной). По мере формирования у студентов навыков самостоятельной работы необходимо следить за тем, чтобы ее содержание соответствовало программе курса, способствовало решению образовательно-воспитательных задач, было доступным, в большинстве случаев несло дополнительную информацию для обучающихся; самостоятельная работа должна строиться с учетом имеющихся знаний и опыта. Кроме того, содержание должно обеспечивать поиск нового, вызывать более высокий уровень творческо-поисковой деятельности, познавательную самостоятельность, в процессе которой обеспечивается применение знаний в новых ситуациях, потребность в их углублении, самостоятельном добывании. Самостоятельная работа будет более успешной, если студенты подготовлены к ее выполнению, проинструктированы о задачах и содержании. Организуя проектную деятельность, важно иметь ввиду, что она закладывает определенную программу работы студента с конкретной дидактической задачей и содержанием материала. Обучающийся, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, включается в поисковую, творческую деятельность, на которую ориентирует его преподаватель. Не отрицая необходимости заданий, которые требуют воспроизведения известных знаний, следует подчеркнуть, что такая деятельность направлена на развитие познавательных способностей студентов, способствует формированию у них критического мышления. И только в том случае, если студент может творчески применять имеющиеся знания для проникновения в сущность изучаемого, нахождения нового способа решения, а также оперировать приобретенными знаниями и добывать новые, работа студентов действительно станет самостоятельной. Именно в процессе такой работы формируются многие признаки познавательной самостоятельности: стремление и умение независимо мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации. В большей степени проявление самостоятельности и творческой активности студентов происходит при выполнении работ на творческо-поисковом уровне.

Исходя из этого, в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова- Тян-Шанского посредством проектной деятельности мы стараемся вызвать у студентов профессиональный интерес к научным основам преподаваемого предмета, сформировать целостные и адекватные представления о выборе программных продуктов обучения, управления и внедрения информационных технологий в школьные занятия с целью получения необходимой управленческой информации, имеющей индивидуально-личностный характер. Избранная система подготовки будущих учителей закладывает основу для формирования отношения к педагогической деятельности как творческому процессу, развивает умения проблемного видения педагогической действительности, создает условия для сотворчества и самореализации личности в учебном процессе. Формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков открывает перед ними возможность сделать процесс обучения в школе увлекательным и интересным, интенсивным и эффективным, соответствующим требованиям современного образования.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) от 17.01.2011 г. №46. - 25 с.
2. Алтухова, С.О. Формирование алгоритмического мышления студентов вуза в процессе профессионально- педагогической подготовки [Текст] / С.О. Алтухова, И.Н. Смиронва // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 2 (71). - С. 200-202.
3. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб., 2003. — 1536 с.
4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. — М. : Совершенство, 1997. — 208 с.
5. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. — Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2004. - 232 с.
6. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура [Текст] / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое- образование. - 2002. - № 9.
7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43.
8. Смирнова, И.Н. Роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования профессиональной готовности [Текст] / И.Н. Смирнова, О.Н. Дитяткина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование : материалы международной научно-практической конференции (19— 20 мая 2008 г.; Липецк) : в 3 ч. - Липецк : ЛГПУ, 2008. - Ч. I - С. 210-216.
9. Смирнова, И.Н. Значение самостоятельной работы бакалавров в процессе формирования профессиональных компетенций [Текст] / И.Н. Смирнова // Материалы 57 Месячника науки Липецкого государственного педагогического университета : программа отчетной конференции по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы за 2015 год (1 апреля-30 апреля 2015 года). — Липецк : ЛГПУ, 2016. — С. 78-81.
10. Смирнова, И.Н. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей информатики в рамках педагогической практики [Текст] / И.Н. Смирнова // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование : материалы XII международной научно-практической конференции 23 мая 2014 г. - Липецк : ЛГПУ, 2014. - С. 80-82.
11. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 34-38.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 792 | Теги: проектная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь