Суббота, 16.02.2019, 06:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ

Батигцева М.Р.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗАХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В данной статье приведена организация, структура, и содержание практик и научно-исследовательской работы студентов-магистров сферы физической культуры и спорта в организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики. Особое внимание уделено подготовке материалов отчета о научно-исследовательской, научно-педагогической работе и преддипломной практики для повышения уровня профессионального образования и компетентности выпускников.

Ключевые слова: научно-исследовательская практика, научно-педагогическая практика, преддипломная практика, магистратура сферы физической культуры и спорта.

 

Введение (актуальность работы). На современном этапе развития общество испытывает дефицит в высококвалифицированных специалистах для всех звеньев системы физической культуры и спорта [9]. Главной целью профессионального физкультурного образования остается подготовка конкурентоспособных специалистов на основании реального спроса на их услуги при сложной политической обстановке в регионе.

Подготовка магистров по физической культуре и спорту реализует образовательно-профессиональные программы, которые ориентированы на подготовку профессионалов, готовых к научно-исследовательской, научно- педагогической и практической педагогической и тренерской деятельности в сфере физической культуры и спорта [9]. На основании изучения различных программ, разрабатываемых и реализуемых в высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля, было установлено, что программы подготовки магистров данной сферы предполагают дальнейшее развитие теоретических знаний, профессионального мастерства и получением навыков предстоящей практической деятельности, способствующие развитию личности самого магистра в соответствии с его индивидуальным интересами [5, 9].

Вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов физического воспитания и спорта за рубежом исследовались в трудах Б. Вульфсон, И. Лысенко, Р. Матоушек, а также Е. Вильчковского и Б. Шияна.

Согласно требованиям государственных стандартов образования ДНР, также как и учебных планов вузов зарубежных стран и Российской Федерации [1, 2, 4], научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практика магистров является обязательными этапами в получении этой младшей научной степени. Связано это с тем, что будущий магистр получает не только возможность продолжить научную деятельность по своей специальности, но и преподавать в вузе.

Основное содержание работы. Научно-исследовательская практика магистров - это неотъемлемый вид научно-исследовательской работы магистранта, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков, знаний, умений, компетенций по избранной магистерской программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности [6].

Научно-исследовательская практика в ГОО ВПО «ДИФКС» (ДНР) длиться год, составляет 288 часов (8 з.е.) и рассчитана на 1 и 2 семестры по 18 недель (4 з. е., 144 ч.) и заканчивается дифференцированным зачетом - во 2 семестре.

Программа практики предусматривает в 1 семестре студенты-магистры прикрепляются к научному руководителю, определяют направление научного исследования, составляют индивидуальный план на период практики, готовят обоснование темы магистерской диссертации и после защиты определяют тему, которая утверждается приказом [7].

Контроль качества проведения этого вида работы в 1 семестре проводится путем защиты письменного варианта обоснования темы с утверждением ее актуальности и категориального аппарата на заседании кафедры, к которой прикреплен магистрант, в присутствии научного руководителя. Обоснование темы включает титульный лист, план магистерской диссертации, объект, предмет, цель, задачи, рабочую гипотезу, научную новизну, практическое значение, методы исследования, краткое описание сути и этапов эксперимента.

Общий объем обоснования темы - 6-8 страниц. Материалы обоснования темы хранятся на выпускающей кафедре в течение 3 лет по завершении магистрантом обучения [7].

В программу научно-педагогической практики во 2 семестре студенты собирают материал для проведения анализа литературы с использованием основных методов теоретического исследования: изучения трудов зарубежных и отечественных ученых, нормативных и инструктивно-методических документов по исследуемой проблеме с применением обучения составлению библиографии, реферированию, конспектированию, аннотированию, цитированию и т.д.; проведения сравнительно-исторического анализа; восхождения от абстрактного к конкретному; моделирования; причинно-следственного анализа, метода индукции и дедукции, а также умственных процедур логического мышления: анализа (расчленения на части), синтеза, классификации, типологизации, абстрагирования, сравнения, обобщения и др. [3].

Выводы, которые магистрант сделает в процессе проведения анализа литературы, дают возможность разработать авторскую программу научного эксперимента, обосновать ее, продумать формы контроля результатов констатирующего и формирующего эксперимента, продумать другие его компоненты и др. В течение семестра студенты должны опубликовать научную статью по теме магистерской диссертации в материалах конференции.

По окончании семестра магистр представляет на выпускающую кафедры материалы «Раздела I. Анализа литературы» с выводами после раздела, позволяющими продолжить научное исследование, частично оформленного параграфа «2.2. Методы исследования» с описанием методов, использованных при написании «Раздела I» и распечатанной статьи с титульным листом сборника конференции, в котором она была опубликована. В случае выполнения всех требований (письменного оформления раздела 1, параграфа 2.2 и статьи на
конференцию) студенту выставляется дифференцированный зачет [7].

Научно-педагогическая практика магистров - это еще одна форма практической деятельности, важный элемент системы их подготовки, который ориентирован на формирование профессиональных компетенций, умений практического использования знаний и выполнение общих функций преподавателей физического воспитания и спорта образовательных организациях высшего профессионального образования (далее - ВПО), тренеров ДЮСШ и клубов [7].

Целью научно-педагогической практической подготовки является закрепление и углубление теоретических знаний, и приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности преподавателя образовательной организации ВПО; формирование профессиональных и других компетенций специалиста в соответствии с требованиями государственных стандартов [7].

Организация ВПО, проводящая практику должна обеспечить базу для проверки магистранта себя как преподавателя, создать условия для приобретения собственного опыта для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения. Объектом практики (базой) могут выступать вузы, осуществляющие подготовку будущих специалистов физической культуры и спорта и применяющие передовые формы и методы обучения [7].

Научно-педагогическая практика в ДИФКС длится год, составляет 180 часов (5 з.е) и рассчитана на 2 и 3 семестры. Во 2 семестре - 18 недель (параллельно с научно-исследовательской практикой без отрыва от обучения) - 2,5 з.е. 90 часов, которая заканчивается зачетом. 3 семестр - 18 недель - 3,5 з.е. и 126 часов, которая заканчивается дифференцированным зачетом.

Студент должен: составить индивидуальный план прохождения практики и регулярно его выполнять, изучить документы планирования, учета и контроля организации ВПО; регулярно посещать занятия, проводимые научным руководителем и другими преподавателями института; разработать материалы для проведения частей 2-х лекционных занятия и 2-х - для практических занятий в аудитории и в зале; присутствовать на заседаниях кафедры, в случае необходимости; помогать научному руководителю в исполнении функций куратора учебной группы; оказывать помощь преподавателям организации ВПО в проведении спортивно-массовых мероприятий, научных конференций и др. мероприятий [7].

Дифференцированный зачет в 3 семестре выставляется в случае выполнения всех требований, наличии индивидуального плана на период практики и правильно оформленного расширенного письменного отчета с материалами анализа выполненной работы за текущий семестр; планов-конспектов частей 2-х лекционных и 2-х практических занятий с отзывами об их проведении от руководителя практики; характеристики, выданной руководителем практики. Отчет составляется как анализ изученных документов и выполненной работы с полным перечнем всех действий. Отчет хранится на кафедре в письменном виде 3 года по окончании студентом института [7].

Преддипломная практика магистров - это эффективная форма обучения, помогающая подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности [8].

Целью прохождения преддипломной практики является: закрепление теоретических знаний в системе практической подготовки магистров в качестве тренера для системы физической культуры и спорта (далее - ФКС); практическое использование инновационных технологий в процессе решения задач ФКС; приобретение практического опыта в тренерской работе, формирование умений и навыков практической деятельности; приобретение умений и навыков практического проведения научного эксперимента и подведение его итогов [8].

Она состоит из тесно взаимосвязанных разделов: вводно-подготовительного этапа знакомства с местом прохождения практики и коллективом; учебно- тренировочной и воспитательной работы; организационно-методической работы; проведения научного констатирующего и формирующего эксперимента; подведения итогов результатов эксперимента и их обсуждения [8].

Прохождение студентом преддипломной практики обеспечит получение знаний, умений и навыков проведения учебно-тренировочного процесса на разных этапах многолетнего процесса подготовки спортсменов, особенности ведения воспитательной, организационной, методической, научной и других видов работ.

Общая трудоемкость данного вида работы составляет 240 з.е. (864 ч.) с отрывом от обучения. Форма аттестации - дифференцированный зачет.

Программой практики предусмотрено составление индивидуального плана на период практики; плана-графика распределения учебной нагрузки на период практики; графического рабочего плана внедрения экспериментальной программы (модели, методики, технологии и др.) в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах исследуемого периода и этапа обучения (с учетом компонентов нагрузки: длительности экспериментальной программы; длительности тренировки по экспериментальной программе, количества упражнений и серий; темпа, ритма; интервалов и характера пауз отдыха и др.), используя уже готовые материалы магистерской работы (раздел 3); протоколов ведения эксперимента; подготовка необходимого оборудования, инструкций участникам эксперимента (при необходимости); организация, подготовка и проведение констатирующего эксперимента и фиксация данных в протоколе исследований, анализ данных и их обработка, обсуждение результатов; посещение учебно-тренировочных занятий в группах, в которых предполагается проводить эксперимент; проведение учебно-тренировочных занятий или их частей самостоятельно с внедрением своей методики; организация, подготовка и проведение формирующего эксперимента и фиксация данных в протоколе исследований, анализ данных и их обработка, обсуждение результатов; подведение итогов с использованием методов математической статистики, подготовка заключения, выводов и практических рекомендаций по применению экспериментальной программы тренировок; оформление раздела 4 магистерской диссертации в соответствии с требованиями образовательной организации, подготовка отчетной документации, получение характеристики, защита практики. Часть материала, подготовленного в процессе практики, оформляется в научную статью, которая публикуется в материалах научной конференции [8].

По завершении практики, при условии выполнения всех требований студенту выставляется зачет.

В 4 семестре учебным планом предусмотрено 16 недель в течение которых проводится только преддипломная практика без проведения академических учебных занятий. У студента остается еще несколько недель для окончательного оформления работы и предоставления готового исследования на рецензию [8].

В процессе итоговой государственной аттестации магистр защищает свою работу на Государственном экзамене.

Заключение (выводы). Изучение структуры и содержания практической деятельности магистров сферы физической культуры и спорта позволило установить тесную взаимосвязь между научно-исследовательской, научно- практической деятельностью, преддипломной практикой и непосредственно магистерским исследованием. Все составляющие практик позволяют приобрести знания, умения и навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Целью дальнейшего изучения данного вопроса является разработка перечня необходимых для защиты документов, их форм и сроков подачи научному руководителю с целью контроля качества проведения указанных видов работы.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Уровень высшего образования - магистратура, направление подготовки 49.04.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. - Режим доступа: http://mondnr.rU/wp-content/uploads/2015/VUZ_Standarts/M/49_04_01.pdf
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Уровень высшего образования - магистратура, направление подготовки 49.04.03 СПОРТ. - Режим доступа: http://mondnr.ru/wp- content/uploads/2015/VUZ_Standarts/M/49_04_03 .pdf
3. Демшський О.Ц. Оптим1зация навчально-тренувального процесу: навчальний поабник / О.Ц. Демшський. - Херсон: Айлант, 2002. - 296 с.
4. Курдюков Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08. / Б. Ф.Курдюков. - Краснодар, 2004. - 303 с.
5. Научно-педагогическая практика: Методические указания по проведению научно-педагогической практики студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. — 36 с. - Режим доступа: http://www.rzi.tusur.ru/wp-content/uploads/2013/04-2011.pdf
6. Научно-педагогическая практика магистров в ГОУ ВПО ВятГУ (Положение). - Режим доступа: www.vyatsu.ru/.. ./file/.. ,/nauchno_pedagogicheskaya_praktika_l 7.02. do...
7. Практическая деятельность магистров в высших учебных заведениях сферы физической культуры и спорта: метод, рек. для студ.-магистров сферы физ. культуры и спорта / сост. М.Р. Батищева, ДИФКС. - Донецк, 2016. - 38 с.
8. Преддипломная практика магистров спорта в высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля: метод, рек. для магистров направления подготовки 49.04.03 Спорт / сост. М.Р. Батищева; ДИФКС. - Донецк, 2016. - 34 с.
9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 26-31.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.01.2019)
Просмотров: 25 | Теги: спорт, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь