Вторник, 22.01.2019, 09:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Организация непрерывной тренерской практики студентов в условиях регионального физкультурного вуза

Н.Н.Сивцев

Организация непрерывной тренерской практики студентов в условиях регионального физкультурного вуза

Аннотация. В статье рассмотрен процесс непрерывной тренерской практики студентов в условиях регионального физкультурного вуза, изучение и внедрение модели пролонгированной непрерывной тренерской практики в течение обучения в вузе, а также представлен анализ результатов исследования уровня сформированности профессионально значимых практических умений и навыков студентов ЧГИФКиС.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессионально-ориентированная практика, учебно-тренировочные занятия, практика, студенты, организаторские, профессиональные, творческо-исследовательские, коммуникативные умения.

 

Непрерывное образование — это система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.

Непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.

В программе «Развитие Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» входит модель «детский сад — спортивная школа — вуз». В системе образования России по уровням общего и профессионального образования реализуются основные, а по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы (ОП), которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К основной образовательной программе общего образования реализуется программа дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования. Это МБОУ ЦРР — детский сад «Чуораанчык» и ГБОУ РС (Я) ЧРССШИОР им. Д. П. Коркина». Образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования реализует Чурапчинский государственный институт физической культуры — это программа бакалавриата, подтверждаемая присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, квалификации «учитель физической культуры», а также уровень магистратуры профиль «Профессиональное образование и менеджмент в сфере ФКиС». Кроме этого в институте реализуются программы дополнительного образования по повышению квалификации и по профессиональной переподготовке.

Для дальнейшего успешного развития физической культуры и спорта в стране эту сферу деятельности необходимо, прежде всего, обеспечить высококвалифицированными кадрами. И не случайно одним из разделов концепции развития физической культуры является совершенствование подготовки кадров. Это, в свою очередь, означает, что необходимо осуществлять планомерную работу по совершенствованию качества подготовки специалистов системе высшего и среднего физкультурного образования.

Анализ литературных источников показывает, что непрерывное образование развивается как педагогическая концепция и как феномен практики. (М. Д. Гуляев 2012, В. П. Зинченко 1999, и др.).

В настоящее время проблема профессиональной готовности приобретает еще более важное социальное значение, т.к. является условием обеспечения качества профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры, обеспечивая его высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Важное место в системе подготовки будущих учителей физической культуры, тренеров по виду спорта, методистов и инструкторов по фитнесу принадлежит педагогической практике. От ее содержания и организации в определенной степени зависит успешность профессионально-педагогической подготовки студентов.

В Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта проводится плановая подготовка к профессионально-ориентированной практике. Данная модель представляет собой систему непрерывной практики на протяжении всего 4-летнего периода обучения.

Организационным новшеством модели стало проведение пролонгированной непрерывной тренерской практики. На 1-м курсе во 2-м семестре (Учебно-ознакомительная практика) и на 2 курсе в 3-м семестре студенты проходят непрерывную педагогическую практику в ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д. П. Коркина (Учебная практика);

Работа ведется в составе «педагогической пятерки», в которую включены: классный руководитель, воспитатель, тренер, родитель, студент. Итоги прохождения практики оцениваются в форме зачета во 2-м и 3-м семестре.

В 4 семестре студент ведет наблюдение тренировочным и в дальнейшем — проводит отдельные фрагменты и пробные учебно-тренировочные занятия (фрагмент тренировки проводится на группе студентов). Форма отчетности — аттестация, фрагменты учебно-тренировочные занятия.

В 5 семестре студенты посещают учебно-тренировочные занятия опытных тренеров и начинают самостоятельно проводить занятия с учащимися школы. По плану в 6-м семестре студенты проходят традиционную производственную практику в общеобразовательных школах (форма отчетности защита с проставлением оценки), студенты профиля спортивная тренировка посещают учебно-тренировочные занятия опытных тренеров по избранным видам спорта, самостоятельно проводят учебно-тренировочные занятия с учащимися школы (форма отчетности — аттестация, готовый план- конспект тренировочного занятия).

На 7 семестре преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы

Нами изучена и выявлена система оценки уровня сформированности профессионально значимых практических умений и навыков студентов-практикантов.

Таблица 1.
Уровень развития организаторских профессиональных умений экспериментальной и контрольной группы

Оптимальный уровень сформированности организаторских профессиональных умений (таб.1) при реализации экспериментальной модели педагогической практики возрос на 6%, допустимый уровень на 2%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень на 3%, а в контрольной группе возрос на 1,5%, допустимый уровень на 2,4%, а критический уровень снизился на 3,4%, недопустимый уровень на 0,5%.

Таблица 2.
Уровень развития творческо-исследовательских умений экспериментальной группы

Результаты уровня сформированности творческо- исследовательских умений студентов (таб. 2) также свидетельствует в пользу реализованной модели практики: оптимальный уровень возрос на 7%, допустимый уровень на 2%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень — на 3,5%.Результаты уровня сформированности творческо-исследовательских умений студентов контрольной группы: оптимальный уровень возрос на 1,7%, допустимый уровень на 1,8%, а критический уровень снизился на 2%, недопустимый уровень — на 1,5%.

Таблица 5.
Уровень развития коммуникативных умений экспериментальной и контрольной группы

Результаты исследования уровня сформированно- сти коммуникативных умений студентов-практикантов также подтверждают большую эффективность программы непрерывной практики: оптимальный уровень возрос на 7%, допустимый уровень — на 3%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень — на 5%.

Результаты исследования уровня сформированно- сти коммуникативных умений студентов-практикантов контрольной группы: оптимальный уровень возрос на 2,4%, допустимый уровень — на 2,1%, а критический уровень снизился на 1,8%, недопустимый уровень — на 2,7%.

Как показывают полученные материалы исследования уровня сформированности профессионально значимых практических умений и навыков студентов- практикантов, в условиях реализации экспериментальной модели именно комплексная оценка дает целостное представление о динамике его отдельных показателей.

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к выводу, что диагностирование практического уровня сформированности профессионально- педагогических умений студентов создает реальные возможности оценивания профессиональной готовности студентов к будущей профессии. Результаты исследования за год показывают положительные сдвиги и свидетельствуют о том, что модель непрерывной практики дает положительный эффект. Ввиду того, что по новому стандарту ФГОС ВО 3+ в Блок 2 «Практики» входят учебная, производственная, и в том числе преддипломная практики, нами проводится исследование эффективности модели по сформированности тех или иных компетенций по новому стандарту.

Для дальнейшего роста эффективности процесса педагогической практики требуется совершенствование учебно-методическое обеспечения, разработки новых компонентов модели, учитывающих особенности дальнейшей реализации сформированных профессионально-педагогических умений и навыков в условиях городских или сельских общеобразовательных школ.

Литература:

  1.  Гуляев, М. Д. Инновационные технологии непрерывного физкультурного образования в управлении развитием системы физической культуры м спорта в условиях региона: монография / М. Д. Гуляев; Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта.— М.: Советский спорт, 2011.—156с.
  2.  Горшков, М.К., Ключарев, Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.— 232 с.
  3.  Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред.П.И. Пидкасистого.— 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.— 624 с.
  4.  Михайлова, Е. И. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе: монография / / под науч.ред. Е. И. Михайловой. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.— 226 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.12.2018)
Просмотров: 26 | Теги: Тренер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь