Понедельник, 22.01.2018, 01:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В.Н.Егоров, Е.Д.Грязева, С.А.Архипова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Потребность в развитии физкультурно-спортивной деятельности со студентами с ограниченными возможностями здоровья обусловлена ростом числа студентов с различными патологиями, ежегодно в среднем на 5 %, достигнув уровня 25-30 % от общего количества обучающихся [1].

Анализ нозологических форм показал, что основными причинами направления студентов в специальную медицинскую группу и группу адаптивной физической культуры являются: миопия высокой степени, нарушения опорно-двигательного аппарата, поражения сердечно¬сосудистой системы, заболевания органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем. Более чем у 20 % студентов отмечается сочетанная патология [2].

Как показывает научный и экспериментальный опыт, в условиях вуза наиболее эффективной формой стабилизации патологических процессов или снижения их выраженности являются учебные занятия по физической культуре с индивидуальным подходом и учетом медицинских показаний.

В Тульском государственном университете основой для ведения инклюзивной физкультурно-спортивной работы является учебный процесс с реализацией двух дисциплин «Физическая культура» и «Физическая культура (элективный курс)». Данные дисциплины являются обязательными для студентов первого, второго и третьего курсов. Занятия проводятся по общеуниверситетскому расписанию в течение всего учебного года.

Проведение практических занятий предусматривает, с учетом результатов медицинского обследования, показателей физической подготовленности и развития, пола, а также интересов распределение студентов по учебным отделениям: основному, специальному и спортивному.

В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ), группе адаптивной физической культуры (ГАФК) и освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок.

Студенты СМГ и ГАФК занимаются отдельно, с учетом медицинских показаний и противопоказаний, и выполняют только те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.

Основой методических разработок являются научные исследования. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность университета преимущественно направлена на повышение эффективности решения оздоровительных и образовательных задач учебного процесса по физическому воспитанию.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО, примерной программой Министерства образования РФ по физической культуре [3] полностью переработаны учебно-методические комплексы дисциплин «Физическая культура» и «Физическая культура (элективный курс)», актуализированы методические указания для студентов специальной медицинской группы и группы адаптивной физической культуры.

Основой методических разработок являются научные исследования, с преимущественной направленностью на повышение эффективности решения оздоровительных и образовательных задач учебного процесса по физическому воспитанию.

В настоящее время университетом ведется активная работа по развитию инклюзивной физкультурно-спортивной деятельности со студентами. Нормативно-правовой основой данной работы являются положения Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года [5], Основ государственной молодежной политики РФ до 2025 года [4], требования ФГОС ВО, Постановления заседания Совета Минобрнауки РФ по делам молодежи и Исполкома РССС.

В качестве целевых установок рассматриваются - совершенствование внутривузовской системы организации физкультурно- спортивного работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья; оптимизация учебного процесса по физической культуре студентов специальной медицинской группы и группы адаптивной физической культуры в условиях вуза.

Предполагается решение приоритетных задач, напрямую связанных с проблемами организации просветительско-воспитательной работы со студентами; внедрения в систему вуза мониторинга состояния здоровья, нозологических форм, физического развития и физической подготовленности студентов; создания экспериментальных площадок для разработок и апробирования новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий; внедрения в учебный процесс вуза научно-обоснованных физкультурно-оздоровительных, спортивно- ориентированных и адаптивных методик физического воспитания студентов.

Планирование организации инклюзивной физкультурно-спортивной деятельности в университете ориентировано на особенности обучающегося контингента - студентов очной формы обучения, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или группе адаптивной физической культуры. Численный состав СМГ и ГАФК более 2200 чел. В образовательной организации представлены нозологические группы по 15-ти разделам Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10):

Кадровый состав, обеспечивающий физкультурно-спортивную деятельность для студентов с ограниченными возможностями здоровья: составляет 88 чел.: 5 профессоров, 50 доцентов, 8 старших преподавателей и 25 преподавателей. Из них: 3 доктора педагогических наук, 30 - кандидаты наук. Имеют звания: 2 чел. - «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», 2 чел. - «Заслуженный тренер России», 2 чел. - «Заслуженный мастер спорта России», 4 чел. - мастера спорта СССР и России международного класса, 19 чел. - мастера спорта СССР и России, 5 чел. - судьи Всесоюзной и Всероссийской категории.

В качестве целевых индикаторов развития физкультурно-спортивной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках учебного процесса в вузе можно использовать:
- количество просветительско-воспитательных и оздоровительных мероприятий со студентами, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- численность студентов с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой;
- численность участников физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, организация инклюзивной физкультурно- спортивной деятельности в Тульском государственном университете способствует:
- созданию условий для занятий физической культурой и спортом студентам с ограниченными возможностями здоровья;
- повышению оздоровительной эффективности занятий физической культурой и уровня физической подготовленности студентов;
- разработке научно-обоснованных методических рекомендаций по оздоровлению и физической подготовке студентов;
- созданию единого информационного банка данных, проведение анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;
- обмену передовым опытом и оценка организации физкультурно- спортивной работы среди студентов

Существуют предпосылки для увеличения доли систематически занимающихся физической культурой и спортом студентов с ограниченными возможностями здоровья, до 100% в общей численности данной категории; увеличения количества проведенных физкультурно- оздоровительных мероприятий; осуществления мониторинга состояния здоровья, нозологических форм, физического развития и физической подготовленности 100 % студентов.

Список литературы

1. Егоров В.Н. Фактологический аспект проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула, 2013. С. 49-55.
2. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. C. 32-37.
3. Примерная программа по циклу (дисциплине) Физическая культура. URL: http://fgosYO.ru/uploadfiles/ppd/20110323164024.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
4. Распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http:// government.ru/ media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
5. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http:// www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт» (дата обращения: 01.12.2015).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (15.12.2017)
Просмотров: 20 | Теги: здоровьесбережение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь