Среда, 22.01.2020, 11:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Организация деятельности крымской милиции в постсоветский период (историко-правовое исследование)

Ю.В.Микитюк

Организация деятельности крымской милиции в постсоветский период (историко-правовое исследование)

В статье раскрыты особенности становления и развития системы органов внутренних дел на территории Крымского полуострова в постсоветский период, которым сопутствовало формирование институтов государственной власти и системы обеспечения безопасности в автономии. Рассмотрены организация деятельности и кадровое обеспечение крымской милиции, а также детально охарактеризованы криминологическая обстановка и результаты противодействия преступности в 1990-е годы.

Ключевые слова: ведомственное образование; кадровое обеспечение; криминологическая обстановка; крымская милиция; Крымский полуостров; органы внутренних дел; правоохранительные органы.
 
Существенное влияние на организацию и приоритетные направления деятельности органов внутренних дел Крыма в начале 1990-х гг. оказывают экономические и социально-политические факторы, детерминирующие состав и динамику преступности в регионе. В частности, наблюдаются: гиперинфляция на фоне углубления системного кризиса в финансово-экономической сфере, стагнация кредитно-банковской системы, тотальный дефицит и спекуляция товарами народного потребления; интенсификация политических процессов в контексте развития крымской государственности, элементов демократии и гражданского общества; актуализация национального вопроса в связи с массовым возвращением репатриантов на Крымский полуостров.

Кроме того, исследуемый период характеризуется активным сопротивлением организованных преступных групп органам правопорядка, использованием локации полуострова и несовершенства правоохранительной системы для транзита «тяжелых» нар - котических средств и психотропных веществ, осуществлением самовольных захватов земельных участков, экспансией этнонационального экстремизма и гибридов «демократических» инициатив , сращиванием криминалитета и органов власти всех уровней . Поэтому крымская милиция должна была принимать неотложные меры для борьбы с перечисленными социальными явлениями и нормализации криминологической обстановки на полуострове.

Учитывая изложенное, начинает развиваться законодательство, регулирующее деятельность милиции, создаются новые подразделения и службы для адекватного реагирования на реальные вызовы и потенциальные угрозы, защиты прав и свобод граждан, совершенствуется информационно-техническое обеспечение, внедряются новые формы взаимодействия милиции с органами власти, средствами массовой информации и населением. Тем не менее организация деятельности органов внутренних дел Крыма в этот период в научной литературе освещена фрагментарно или поверхностно, поэтому не дает целостного восприятия проблемных вопросов и достижений в ее работе. Указанные обстоятельства обусловили актуальность выбора предмета нашей научной статьи.

20 декабря 1990 г. принимается Закон Украинской Советской Социалистической Республики «О милиции», который определяет основы организации этого государственного вооруженного органа исполнительной власти, защищающего жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств . Однако специфика организации деятельности милиции в Крыму - единственной автономии в составе унитарного государства - не учитывается вплоть до октября 2012 г.  Но спустя 22 года была урегулирована лишь процедура назначения и освобождения от должности руководителей крымской милиции как формальный элемент автономии. Например, начальник главка назначался на должность Министром внутренних дел Украины по согласованию с крымским парламентом и главой Совета министров автономии, а освобождался от должности - Министром внутренних дел Украины по согласованию с Верховным Советом Автономной Республики Крым. По аналогичной схеме (после согласования с главами крымского парламента и правительства) назначались заместители начальника главка, начальники районных, городских управлений (отделов) внутренних дел.

Очевидно, что правовой вакуум в правоохранительной сфере и противоречивость отдельных положений украинского законодательства не могли не сказаться на нормотворческих инициативах крымского правительства и парламентариев. Так, постановлением Совета Министров Крыма от 19 октября 1993 г. № 247 утверждается Положение о МВД Крыма. Устанавливалось, что Министерство - центральный орган государственной исполнительной власти Республики Крым, подведомственный Совету Министров Крыма и МВД Украины по вопросам, отнесенным к их компетенции. Основными задачами МВД Крыма становятся: организация и координация деятельности ОВД по защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных деяний, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; участие в разработке и реализации государственной политики Украины и Крыма в сфере борьбы с преступностью; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступления, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; определение основных направлений совершенствования деятельности ОВД Крыма, оказание им организационно-методической и практической помощи; обеспечение исполнения уголовных наказаний и административных взысканий, участие в социальной реабилитации осужденных; организация работы, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения и пожарной безопасности; организация взаимодействия ОВД с Национальной гвардией Украины по обеспечению государственной безопасности в Крыму и др.3

Однако 18 мая 1994 г. согласно указу Президента Украины № 233/94 и постановлению Кабинета Министров Украины № 317 МВД Республики Крым реорганизуется в Главное управление внутренних дел в Крыму МВД Украины, подчиненное непосредственно Министру внутренних дел Украины, а руководителем крымской милиции становится заместитель Министра внутренних дел Украины - начальник ГУ МВД Украины в Крыму. Но реализация этих императивов была воспринята руководством республики как грубое нарушение крымской Конституции, которое не только затрудняет поддержание правопорядка и общественной безопасности, но и подрывает государственность Республики Крым. Постановлением Верховного Совета Крыма от 19 мая 1994 г. № 31-1 действие президентского указа на территории Республики Крым приостанавливается, а в июле этого же года в первом чтении принимается законопроект «О милиции Республики Крым».

Впрочем, несмотря на противоречие нормотворчества президента, правительства и парламента Украины Закону Украины «О статусе автономной Республики Крым» и Конституции Республики Крым (1992), существующее двоевластие в регионе (институт крымского президентства против центрального аппарата украинского МВД), правовой статус ГУ МВД Украины в Крыму (с 28 августа 1994 г. - ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым) закрепляется окончательно.

После закрепления подчиненности и установления четкой вертикали власти в крымской милиции начинают создаваться и комплектоваться следующие подразделения: борьбы с незаконным оборотом нар - котиков; борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми; криминальной милиции по делам детей; милиции общественной безопасности, в том числе на колхозных рынках, патрульно-постовой службы, ГАИ; судебной, специальной и транспортной милиции; внутренней безопасности; милиции охраны; а также информационное бюро, центр общественных связей, научно-исследовательский экспертно-криминалисти- ческий центр и т. д. Вместе с тем создаются специализированные подразделения милиции, деятельность которых связана с противодействием наиболее опасным противоправным проявлениям (коррупция; организованная преступность, в том числе сформированная на этнической основе; финансовые махинации, манипуляции в сфере приватизации и др.). В это же время утверждаются штаты подразделений быстрого реагирования «Беркут», которые комплектуются наиболее подготовленными работниками милиции, способными высокопрофессионально и юридически грамотно действовать в экстремальных ситуациях. В дальнейшем их личный состав неоднократно показывал свой профессионализм, мобильность и боеспособность при предупреждении групповых нарушений общественного порядка и ликвидации массовых беспорядков .

С учетом развития криминологической ситуации в регионе проводятся различные эксперименты по оптимизации организационно-штатной структуры отдельных подразделений и направлений их оперативно-служебной деятельности. Например: вводится прямое руководство главком подразделений ОВД на железнодорожном транспорте, а позднее - вертикальная подчиненность всех следственных подразделений; организовывается совместное патрулирование работников милиции и военнослужащих внутренних войск; внедряется институт общественных помощников участкового инспектора милиции в сельской местности; в структуре управления по борьбе с организованной преступностью создается отдел быстрого реагирования «Сокол»; в составе Управления борьбы с незаконным оборотом нар - котиков создается бюро оперативно-розыскной работы, включающее группу технической разведки и офицеров-«нелегалов», а в городах Симферополе и Ялте - муниципальная милиция и др. Вместе с тем обеспечивается тесное взаимодействие с республиканскими и местными органами власти, а также координация деятельности ОВД в сфере межнациональных отношений (вплоть до введения должностей заместителей начальника главка по данным вопросам).

В то же время, учитывая важность взаимодействия с органами власти, другими правоохранительными органами, сотрудничества с населением и институтами гражданского общества, согласованности правоохранительной деятельности на полуострове, при УВД начинают функционировать координационные советы (центры, комиссии): по организации борьбы с правонарушениями в отношении и со стороны иностранных граждан; борьбе с подделками документов при выезде за границу; борьбе с наркоманией; предупреждению и пресечению антиобщественной деятельности общины «Великое Белое Братство»; борьбе с коррупцией и организованной преступностью и т. д.

Несмотря на недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности органов безопасности и правопорядка в постсоветский период, руководство крымской милиции признает важность и значимость информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, автоматизации процессов управления и анализа этой сферы. В связи с этим в 1992 г. начинает реализовываться комплексная программа по компьютеризации ОВД. Учитывая вклад в предупреждение и раскрытие преступлений благодаря использованию оперативно-разыскной информации, в сентябре 1993 г. группа автоматизированного банка данных в Информационном бюро МВД Крыма усиливается работниками подразделений уголовного розыска, ГАИ, следствия и участковых инспекторов милиции.

С учетом значимости стоящих перед крымской милицией задач и сложностей их реализации, правительство Автономной Республики Крым утверждает программу материально-технического обеспечения ОВД автономии . Благодаря этому завершается строительство начатых объектов ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым, начинается проектирование и строительство административных зданий крымского главка, осуществляется ремонт и реконструкция соответствующих объектов, принимаются меры по обеспечению условий работы участковых инспекторов милиции.

Кроме того, значительное внимание уделяется методическому обеспечению работы милиции, изучению, распространению и внедрению передового опыта служб и подразделений, организации обучения и стажировки работников милиции. Так, в целях повышения профессионализма дежурных нарядов, использования в их деятельности передовых форм и методов работы, экспериментальной проверки возможности применения на практике научных и технических достижений в мае 1992 г. в Джанкойском ГОВД и Симферопольском РОВД создаются базовые дежурные части.

С учетом сложившейся криминологической ситуации в региональных комплексных программах борьбы с преступностью предусматриваются мероприятия: по профилактике правонарушений и преступности; борьбе с наркоманией и алкоголизмом, организованной преступностью и коррупцией, преступностью в сфере экономики; улучшению расследования уголовных дел и разыскной работы; совершенствованию уголовно- исправительной системы; научно-методическому и кадровому обеспечению борьбы с преступностью . Вместе с тем начинается формирование республиканской системы криминологической превенции с использованием функций прогнозирования . Например, в период подготовки к летнему курортному сезону заблаговременно проводятся комплексные оперативно-профилактические отработки в городах Симферополе, Ялте, Керчи, Евпатории, Алуште, Феодосии, Сакском, Симферопольском и Бахчисарайском районах.

Безусловно, в таких условиях особую значимость приобретает деятельность подразделений криминальной милиции, прежде всего уголовного розыска. Деятельность Управления уголовного розыска УВД Крыма в начале 1990-х гг. осуществляется на основе перспективных и текущих планов, научных рекомендаций и передового опыта, с соблюдением законности, конспирации и режима секретности. С учетом специфики направлений деятельности в состав Управления входят: отдел по раскрытию преступлений против личности и розыску преступников; отдел по раскрытию имущественных преступлений, включая отделение по раскрытию преступных посягательств на культурные ценности; отделение по борьбе с наркоманией, проституцией, распространением СПИДа, правонарушениями, связанными с иностранными гражданами; отделение по организации борьбы с преступностью несовершеннолетних; организационно-методическая группа; группа «А»; группа по организации взаимодействия оперативных аппаратов и милиции; служба со- баководства . При этом основные усилия Управления сосредотачиваются на организации предупреждения и раскрытия тяжких резонансных и серийных преступлений.

Тем не менее сложившаяся во второй половине 1990-х гг. криминологическая ситуация становится одним из наиболее опасных социальных факторов, дестабилизирующих обстановку на полуострове. Разба- лансированность экономики, спад производства, демографический кризис, снижение жизненного уровня, трудовая незанятость обусловливают значительный рост количества умышленных убийств (в том числе заказных), разбойных нападений, грабежей и других насильственно-корыстных преступлений, в том числе совершенных группами лиц и с использованием огнестрельного и холодного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Поэтому для повышения эффективности обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью, укрепления авторитета органов власти и повышения общественного доверия к правоохранительным органам необходимо было кардинально пересмотреть устоявшиеся подходы к организации оперативно-служебной деятельности.

Придерживаясь принципа гласности в деятельности милиции, активизируется взаимодействие ОВД со средствами массовой информации по вопросам освещения правоохранительной деятельности. В частности, в июне 1992 г. утверждается положение о центре общественных связей; от каждого управления и отдела УВД Республики Крым закрепляются сотрудники, ответственные за взаимодействие с данным центром; расширяются и укрепляются связи с масс-медиа и населением на местах, активно пропагандируется деятельность ОВД; осуществляется ежемесячный выпуск газеты «Почти секрет. но» (позднее - еженедельной газеты «С места происшествия»). Руководство республики также обращает внимание правоохранительных органов на необходимость информирования крымчан
0 состоянии правопорядка, в том числе путем проведения пресс-конференций, телевизионных передач с ответами в прямом эфире, публикаций статистических данных; систематического изучения общественного мнения о деятельности органов правопорядка, состоянии борьбы с преступностью; проведения встреч руководителей правоохранительных органов с трудовыми коллективами.

Но для нормализации сложившейся ситуации необходимо было не только одобрение населением действий правоохранителей, но и непосредственное участие граждан в охране правопорядка и борьбе с преступностью. Именно поэтому в феврале 1998 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым предпринимается попытка возрождения института добровольных народных дружин и рабочих отрядов содействия милиции, возобновления деятельности общественных пунктов охраны порядка. В частности, органам местной власти ставится задача по созданию условий для их деятельности, возрождению и сохранению ранее сложившихся форм взаимодействия правоохранительных органов с общественными организациями. Стоит отметить, что иллюстрацией эффективности взаимодействия ОВД с общественными объединениями правоохранительной направленности служат и события «Крымской весны» .

Также отмечается поступательное развитие ведомственной системы подготовки квалифицированных специалистов для крымской милиции. Так, 16 июля 1992 г. утверждаются штаты и структура училища профессиональной подготовки работников милиции УВД (МВД) Крыма (с 31 декабря 1993 г. - Симферопольское училище милиции МВД Украины), а 29 августа 1993 г. с целью своевременного и качественного обеспечения первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки личного состава УВД Республики Крым создается Евпаторийское училище профессиональной подготовки работников милиции. В дополнение к этому в 1994-1996 гг. в г. Симферополе создаются учебно-консультационный пункт факультета заочного обучения Харьковского института внутренних дел и отделение факультета заочного обучения Одесского института внутренних дел, а в г. Евпатории - центр боевой подготовки при Управлении Государственной службы охраны ГУ МВД Украины в Автономной Республике Крым. Несколько позднее для заочного обучения на внебюджетной основе открываются учебно-консультационные пункты Национального университета внутренних дел (г. Харьков) в городах Евпатории и Керчи, а также Национальной академии внутренних дел (г. Киев) в городе Севастополе.

В июне 1997 г. Симферопольское училище милиции МВД Украины реорганизуется в Крымский факультет Университета внутренних дел, в ноябре 2001 г. - в Крымский юридический институт Национального университета внутренних дел . По нашему убеждению, организация ведомственного образования в Крыму в период его пребывания в составе Украины представляется непоследовательной и бессистемной. Например, в октябре 2013 г. некомплект крымской милиции составлял 9,5 %, севастопольской - 11,3 %, а 37,2 % лиц из числа среднего и старшего начальствующего состава милиции Крыма не имели юридического образования, в Севастополе - 44,7 %. Но ни один из действовавших тогда на территории Крымского полуострова филиалов ведомственных вузов (в городах Симферополе, Евпатории и Севастополе) не предоставлял образовательные услуги сотрудникам ОВД по очной и заочной формам обучения на бюджетной основе.

Таким образом, проведенный контент-анализ крымского законодательства 1990-х гг. свидетельствует о том, что состояние общественной безопасности, результаты противодействия преступности и правоохранительная активность на территории Крымского полуострова всегда находились в фокусе внимания республиканских органов власти. В соответствующих постановлениях, распоряжениях и решениях давалась принципиальная и объективная оценка криминологической обстановки, ставились конкретные задачи в области защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, профилактике правонарушений, в том числе в летне-курортный период, а также сроки их исполнения. В свою очередь, формирование и развитие подразделений крымской милиции сопровождались перманентными организационно-штатными изменениями. Такие преобразования отражали общие тенденции реформирования системы МВД Украины, но не всегда учитывали специфику вызовов и угроз региональной безопасности, а также конституционно-правовой статус Крымского полуострова.

Библиографический список

1. Буткевич С. А. Специальные подразделения органов внутренних дел Украины: реалии и перспективы / С. А. Буткевич // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 3 (17). - С. 74-81.
2. Буткевич С. А. Участие граждан в охране общественного порядка в Крымском федеральном округе (теоретико-правовое исследование) / С. А. Буткевич // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 3 (29). - С. 60-65.
3. Главное управление МВД Украины в Автономной Республике Крым. 1991-2011. - Симферополь: ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2011. - 264 с.
4. История полиции Крыма: научно-исследовательская работа. - Краснодар: КрУ МВД России, 2018. - 544 с.
5. Костюченко Н. И. Функция прогнозирования как общая функция управления в правоохранительной деятельности / Н. И. Костюченко // Общество и право. - 2015. - № 2 (52). - С. 334-337.
6. Прохоров В. В. Крымский юридический - от командных курсов РКМ к институту МВД: этапы становления и развития (1921-2006 гг.) / В. В. Прохоров // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 86. - С. 78-84.
7. Чудина-Шмидт Н. В. Воля к власти как условие формирования экстремального поведения / Н. В. Чу- дина-Шмидт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11-2 (61). - С. 204-207.

Научно-практический журнал "Вестник Уральского юридического института МВД России" № 2, 2018


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (02.01.2020)
Просмотров: 13 | Теги: крымская. милиция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь