Воскресенье, 19.08.2018, 06:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Опытно-экспериментальная программа проекта «создание условий для формирования культуры здоровья школьников на основе дифференцированного подхода, орие

В.А.Иванова, Е.П.Кудрин

Опытно-экспериментальная программа проекта «создание условий для формирования культуры здоровья школьников на основе дифференцированного подхода, ориентированного на индивидуальное развитие личности»

Аннотация. В статье рассматривается попытка разработки опытно-экспериментальной модели программы создания условий для формирования культуры здоровья обучающихся школы на основе дифференцированного подхода, ориентированного на индивидуальное развитие личности по физкультуре.

Ключевые слова: урок физкультуры, школьные спортивные секции, опытно-экспериментальная программа, обучающиеся, ФГОС.

 

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей. Знания, навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Под физкультурным образованием мы должны понимать специализированный педагогический процесс усвоения ценностей физической культуры для разумного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, развития его физических и умственных способностей, целенаправленного преобразования его телесно- эмоциональных качеств. При этом физкультурное образование, исходя из идеи развития человека, должно носить непрерывный, развивающий и поэтапный характер.

Совокупный процесс физкультурного образования реализуется через различные виды физической культуры, представленные в школе: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и физическую реабилитацию, удовлетворяющие личностные и общественные потребности.

В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» — оздоровительное, тренировочное и образовательное. Считалось тренировочное направление урока, главная задача которого заключалась в том, чтобы на уроках дать школьникам больше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранилось и поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.

ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности школы. В концепции модернизации российского образования указаны важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения; создание комфортных условий обучения; создание мотиваций и условий для здорового образа жизни.

Одним из самых важных факторов для успешной социализации ребенка, его дальнейшего становления как личности, является его физическое развитие.

В ДЮСШ каждый год идет отбор наиболее перспективных детей, слабые физические дети не имеют шансов попасть в выбранный ими вид спорта, но у них есть желание заниматься. В ДЮСШ по определенным видам спорта физически не способны принять всех желающих детей в спортивные секции, основная масса детей в школах вынуждены довольствоваться уроками физической культуры.

Физическая культура, способствуя физическому развитию обучающихся, совершенствованию их физических качеств и возможностей, имеет большое значение в формировании духовно-нраственных качеств и мотивационной сферы личности, обеспечивает социальную адаптацию, сохранение и укрепление на протяжении всей жизни физического, социального и психологического здоровья человека.

Школьная программа подразумевает определенное количество часов в год по видам спорта, при этом в год они должны успеть пройти 5-6 видов спорта. Естественно, что никаких навыков ни по одному виду спорта не успевают наработать, получают поверхностное знания, но никаких навыков. Физическое развитие юного спортсмена, исходя из методических рекомендаций по любым видам спорта, достигается при организации тренировочных занятий не менее 3 раз в неделю. В некоторых районах города спортивные сооружения (стадионы, спортзалы), призванные обслуживать население, отсутствуют, а крупные спорткомплексы являются, в основном, платными и расположены далеко.

Цель исследования: разработать опытно-экспериментальную программу по физкультуре в средней общеобразовательной школе.

Рабочая группа в составе учителя по физкультуре Ивановой В. А., директора школы, отличника образования Ермолаева С.А., мастера спорта, тренера по кикбоксингу Тытыгынаева Г. Б. разработали программу проекта опытно-экспериментальной работы «Создание условий для формирования культуры здоровья обучающихся школы на основе дифференцированного подхода, ориентированного на индивидуальное развитие личности». На базе школы № 21 г. Якутска организована экспериментальная модель организации учебно-тренировочных занятий вместо стандартных уроков физкультуры. На сегодняшнее время, в школе обучается 1200 учеников в две смены. В школе имеется один большой спортивный зал и малый зал, борцовский зал, танцевальный зал. Общепринятая урочная система остается только в начальной школе, в среднем и старшем звене учащиеся разбираются по спортивным секциям по желанию.

Начиная с 5-го класса, все учащиеся записываются в школьные секции по направлениям: спортивное ориентирование и туризм, волейбол, баскетбол, мини-футбол, бокс и кик-боксинг, атлетическая гимнастика, легкая атлетика, вольная борьба, фитнес, ОФП для группы здоровья. Занятии по секциях ведут школьные учителя физической культуры, каждый по своей специальности, также в некоторых секциях привлекаются тренера из ДЮСШ. Тренера и учителя ведут занятия, следят за посещаемостью и выставляют оценки в журнал.

Содержание и задачи опытно-экспериментальной программы: главная задача основной части занятия — повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости от преимущественной направленности упражнений. Мы предлагаем такую последовательность: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствование в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия.

Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
разминка — 15-20 мин;
основная часть — 65-70 мин;
заключительная часть — 5-7 мин.

При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований:
1. Обучение и воспитание занимающихся следует осуществлять на всем протяжении занятий.
2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий.
3. Надо постепенно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
4. Воздействие урока должно быть всесторонним — оздоровительным, образовательным и воспитательным.
5. Перед уроком следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии, так как достижение общей цели учебно-тренировочного процесса возможно лишь при условии успешного завершения каждого урока и при последовательном наслаивании совершенно определенных результатов каждого занятия;

Вывод: такая модель организации учебно-тренировочных занятия имеет множество преимуществ:
— повышается уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди учащихся;
— идет охват всех детей без подразделения на перспективных и не перспективных спортсменов;
— каждый учащийся находит себе более подходящий вид спорта и специализируется в нем;
— учебно-тренировочные занятия, в отличие от поверхностных занятий на уроках физкультуры, дают хорошие навыки и умения, оказывают более глубокий эффект оздоровления и развития организма детей;
— учащие получают раннюю специализацию в определенном виде спорта, к окончанию большинство выполнят спортивные разряды;
— при систематических занятиях спортом в школьном возрасте возникает стойкая привязанность к здоровому образу жизни, как показывает практика, большинство школьников разрядников (на уровне юношеских массовых разрядов) на всю жизнь остаются в спорте. Занимаясь последующем «для себя» и привлекая к занятиям спортом своих близких;
— разгружаются спортивные залы, оптимизируется расписание уроков. Учебно-тренировочные занятия подразумевают достижения определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. В связи с этим встает задача правильной организации учебно-тренировочных занятий с учащимися.

Экспериментальная работа показывает высокие результаты. Ученики школы на городских, республиканских, всероссийских соревнованиях по разным видам спорта показывают лучшие результаты и многие еще готовятся выступать за сборную команду нашей республики на международных играх «Дети-Азии».

Литература:

1. Физическая культура в школе № 4,2008 г.В.А.Востриков Физкультурное образование школьников: характеристика, основные задачи.стр.3
2. Физическая культура в школе № 3,2009 г.В.В.Цемер Урок физической культуры и здоровье детей.стр.38.
3. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников.— М.: Просвещение, 1991.
4. http://lip.sportedu.ru/books/xxpin2/p58-66.htm Гонча- рук С. В. Методика проведения комплексных учебно- тренировочных занятий.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 18 | Теги: урок физкультуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь